Рекомендации для педагогов на тему: «Формирование адекватной самооценки у обучающихся творческих объединений»
Рекомендации для педагогов на тему:
«Формирование адекватной самооценки у обучающихся творческих объединений»
Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.
Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания, она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими.
Ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношением к себе. Его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье, школе, учреждениям дополнительного образования. По мере развития дети учатся понимать себя, своё Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент Я и называется самооценкой.
Самооценка может быть адекватной (мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности представляет) и неадекватной (человек оценивает себя не объективно). В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной (человек недооценивает себя) и завышенной (человек переоценивает себя).
Оптимальным вариантом самооценки является адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше человек себя чувствует.
При адекватной самооценке мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет.
Активность, бодрость, чувство юмора, находчивость, общительность, присущи детям с адекватной самооценкой. Эти качества очень высоко ценятся сверстниками. Ребенок умеет считаться с замечаниями взрослого или сверстника, осознавая их справедливость, признавая возможное нарушение им правил или наличие ошибок в своей работе, всегда пытаются выяснить причины своих ошибок. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.
Под влиянием достижений и неудач в выполняемой деятельности у ребенка может начать возникать неадекватная самооценка – завышенная или заниженная.
Дети с заниженной самооценкой недооценивают себя по сравнению с тем, что они в действительности представляют, видят в себе только отрицательные качества.
Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. Ее характерные проявления: нерешительность, обидчивость, скованность в движениях, неуверенность в себе, эмоциональная закрытость, чувствительность, необщительность. Ребенок тревожен, страдает от многочисленных страхов. Трудно сходится со сверстниками, хотя и имеет на то желание. Плохо адаптируется к новым условиям. При выполнении любого дела настроен на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Часто отказывается от новых видов деятельности из-за страха не справиться. В детском коллективе за ним прочно закрепляется роль слабака, плаксы, копуши, неумехи, даже изгоя. Он заранее отказывается от решения задач, которые кажутся ему сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляется с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых мероприятиях такие дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить.
Пока ребенок еще маленький, заниженная оценка может мешать ему налаживать контакты со сверстниками, овладевать новыми навыками и умениями, ведь потерпев несколько раз неудачи, он будет бояться приниматься за что-то новое. Это может привести к отставанию в развитии.
У подростка заниженная самооценка может привести к невыносимым страданиям, причина большинства случаев самоубийств среди этой возрастной категории именно в этом – «я никому не нужен», «меня никто не любит», «я ничтожество». Самое страшное в том, что часто заниженную оценку у детей формируют близкие взрослые.
Родители и педагоги очень часто не учитывают эмоциональную незащищённость, ранимость ребёнка, его потребность в поддержке и внимании. Заниженная самооценка - это результат постоянного давления взрослых их неудовлетворённости учёбой, недовольства поведением, трудолюбием. Неуспех, неудача, подчёркнутые взрослыми, рождают неуверенность, которая ведёт к новым неудачам.
Самооценка детей в дошкольном и младшем школьном возрасте носит еще неустойчивый характер, и поэтому ее перестройка из повышенной или пониженной в адекватную может происходить не слишком болезненно, если родитель или педагог вовремя обратит на это внимание.
Педагог играет огромную роль в формировании самооценки. Для того, чтобы помочь ребёнку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы.
Необходимо создавать на занятиях детям ситуацию успеха, можно использовать следующие приёмы (А.С. Белкин):
Снятие страха перед деятельностью, освобождение ребёнка отпсихологического зажима.
Этого можно достичь, переключив внимание ребенка с себя на содержание деятельности. Он говорит: я не умею, я не знаю, у меня не получится – и впадает в состояние пассивности, печально наблюдает успех товарищей, страдая от самим же выбранной позиции. Но если сказать: это просто, это легко, не получится ничего страшного. Попробуй или давай попробуем, не получится – поищем другой способ, - тогда нажим снимется, ребенок освободится от навязчивого ожидания неудачи.
Оказание скрытой помощи, когда педагог в контексте слов, обращённых
к ребёнку, вплетает незаметные, но основополагающиеподсказки. (Например, «мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о...»,«я надеюсь, что вот это нам непременно удастся», Я думаю, что удобнее всего было бы сделать Я знаю, что люди обычно начинают сДостаточно выполнить вот эту часть и )
Приём авансирования личности, провозглашение достоинств дотого, как ребёнок приступил к исполнению какой-либодеятельности (Например: «У тебя это непременно получится, потому чтоу тебя хорошая зрительная память»)
Приём персональной исключительности (обращение к ребёнкусловами «только ты и можешь...», «никто, кроме тебя...» и т.п.)
Если человек знает, что только он может выполнить необходимую работу, он и берется за нее, полностью проявляя свои способности. Эта работа уже не является для него чем-то посторонним, он и дело сливаются воедино: человек уже стремиться выполнить это дело, преодолев все трудности. Это и становится залогом успеха. Персональная исключительность в качестве стимулирующего приема снимает неуверенность в себе, застенчивость, помогает преодолеть робость, инертность, неуверенность в себе, лень.
«Эмоциональное поглаживание». Похвала педагога: «Молодец.Умница. Ты очень способный, сообразительный» сопровождаетсялёгким поглаживанием, ласковым прикосновением.
Необходимо как можно чаще называть ребёнка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Педагогам с этой целью можно отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах («Наши успехи», «Это мы можем...», «Я сделал это!» и т.д.), награждать ребёнка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (что-то раздать, написать).
Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки оказывает приём, который используют в работе некоторые педагоги: сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими. Если педагог хочет провести сравнение, то лучше сравнивать данного ребёнка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад. При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определённое, фиксированное педагогом время, работайте в удобном для него темпе, с учётом его возможностей.
Поощряйте детей в высказывании своих мыслей, желании задавать вопросы. Наберитесь терпения, чтобы понять вопрос ребенка и обязательно ответить. В этом проявляется уважение к детям и они это очень ценят.
Для того, чтобы ребёнок не считал себя хуже других детей желательно проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребёнку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребёнка.
В минуты отдыха (или на самом занятии, где деятельность позволяет детям свободно общаться друг с другом), рекомендуется проводить упражнения или игры, для поднятия самооценки, такие как:
«Комплименты»
Цель: осознание ребенком своих положительных сторон и понимание того, что его ценят другие дети.
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу.
После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.
«Ладошки»
Цель: повышение самооценки.
Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. В случае если человек не может найти у себя положительных качеств, ведущий предлагает варианты таких качеств или просит помощи у других участников. После этого педагог собирает «ладошки», читает их или показывает группе, а дети угадывают, где, чья ладошка. Упражнение может выполняться и с одним ребенком. Нарисованная ладошка может быть раскрашена, прокомментирована автором. Устраивается выставка ладошек.
«Волшебные очки»
Педагог торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, то можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.
«Назови себя»
Цель: осознание детьми своих положительных качеств.
Дети сидят на стульях. В руках ведущего мяч. Он поочередно кидает его участникам. Каждый ребенок, поймавший мяч, называет свое имя и одно позитивное качество, начинающееся на первую букву своего имени. Например, «Антон аккуратный, активный», «Саша смелый, самостоятельный».
Иногда детям бывает сложно подобрать необходимые слова на заданную букву. Поэтому на помощь приходят группа и ведущий.
Упражнение «Характеристика имени»
Каждый участник должен записать свое имя в столбик и к каждой букве подобрать позитивную, радостную характеристику. Если в имени несколько одинаковых букв, нужно подобрать на каждую различные слова.
Часто для застенчивых детей бывают подлинные открытия они узнают о себе столько хорошего, обнаруживают у себя массу достоинств, о которых даже и не подозревали. Но ведь недаром говорят: со стороны виднее.
«Я это умею!»
Когда мы ощущаем, что что-то умеем, когда выполняем данное нам задание, решаем проблему, самоуважение наше возрастает. Невозможно быть одинаково успешными во всех областях. Признав этот факт и попытавшись определить, что именно нам нравится делать (и в чем соответственно мы достигаем больших успехов), мы сможем существенно облегчить себе жизнь. Выполняя это упражнение, дети получают возможность продемонстрировать другим, то, что они умеют хорошо делать. Кроме того, оно помогает сформировать позитивное отношение к умениям других ребят.
Инструкция. Каждый участник выбирает какое-нибудь действие, которое ему хорошо удается. Возможно, он хорошо рисует, поет, катается на скейте и др.
Участники по очереди выходят вперед, представляются и без слов, с помощью пантомимы, показывают, что они умеют. Группа пытается отгадать, что показывает участник.
Обсуждение.
Почему важно знать свои умения?
Является ли хвастовством демонстрация того, что мы умеем?
Есть ли люди, которые одинаково хорошо умеют все?
Есть вещи, которые нам особенно нравится делать, и мы достигаем при этом наибольших успехов. Почему?
Могу ли я порадоваться за других, если им что-то хорошо удается?
Как избавиться от зависти и ревности?
15