Разработка урока по окружающему миру Разнообразие животного мира (3 класс)
Цель: формировать представление о разнообразии животных и их значении в природе; познакомить с существенными признаками, по которым классифицируют животных; развивать умение анализировать, сравнивать, описывать, определять существенные признаки; расширять кругозор учащихся; воспитывать познавательный интерес.
Тип модуля: установочно-мотивационный, содержательно-поисковый.
1. Минутка наблюдений
- Какой сейчас месяц?
- Назовите сезонные признаки,
которые вы наблюдаете в природе.
- Какой была температура воздуха утром?
- Что интересного наблюдали в неживой
природе?
2. Фронтальный опрос
- Какую тему начали изучать на предыдущем уроке?
- На какие группы можно разделить животных?
(Дикие и домашние)
- Какое значение для людей имеют животные?
- Какое значение в природе имеют животные?
- Как люди различают животных?
- Чем различаются животные разных видов?
- По каким признакам животных относят к живым организмам?
- Назовите особые признаки животных.
- Для чего животные перемещаются?
- Чем питаются животные?
- Каких признаков животных нет у растений?
3. Слушание сообщений о животных, подготовленных учащимися к уроку
- Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием животных в природе, будем различать их по существенным признакам.
1. Рассказ учителя с элементами беседы
- Я предлагаю вам совершить небольшую прогулку в лето.
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук,
Порхает легкий мотылек –
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись –
Волшебную увидишь жизнь!
- О ком это стихотворение?
- Как назвать одним словом муравья, пчелу, жука?
- Как вы думаете, каких животных больше всего?
- Оказывается, млекопитающих на нашей планете 4000 видов; птиц – 9000 видов; рыб – 20000; а насекомых – 2 млн. видов.
Насекомые живут везде: в низинах и в горах, в воде, на растениях и животных, в почве и в воздухе.
Наука, изучающая насекомых, называется энтомология, а ученые – энтомологи.
Кстати, ученые утверждают, что возможно, существуют еще неописанные виды насекомых. Может, когда вы станете взрослыми, то посвятите свою жизнь изучению насекомых и опишите новые виды.
- А теперь давайте рассмотрим поближе уже всем хорошо известных насекомых (учебник, с.134).
- Какие насекомые изображены на рисунке?
- Сколько ножек у всех насекомых? (6)
Шесть ног – это существенный признак насекомых.
Тело насекомых разделяется на три отдела: голову, грудь и брюшко.
К груди прикрепляются три пары ног и крылья. На брюшке просматриваются полоски – насечки. Отсюда название – насекомые.
2. Чтение статьи учебника «Насекомые» (с. 134)
- Каких животных называют насекомыми?
- Назовите существенный признак насекомых.
- Приведите примеры насекомых.
3. Загадка
- Отгадайте, о ком идет речь в загадке.
Не летит, не поет, а клюет. (Рыба)
4. Чтение текста в учебнике (с. 134-135)
- Каких животных называют рыбами?
- Назовите рыб, изображенных на рисунке.
- Назовите морских рыб. (Камбала, окунь морской)
- Назовите речных рыб (Карась, сом)
- Назовите существенный признак рыб.
5. Чтение текста о земноводных (учебник с. 135)
- Как вы думаете, почему эти животные так называются?
- Прочтите статью «Земноводные».
- Каких животных называют земноводными? Приведите примеры.
- Назовите существенные признаки земноводных.
6. Физкультминутка
7. Работа по учебнику (с. 136)
- Причтите статью «Пресмыкающиеся».
- Каких животных называют пресмыкающимися?
- Назовите пресмыкающихся, изображенных на рисунке.
- Назовите существенные признаки пресмыкающихся.
8. Практические работы
Практическая работа № 1 проводится в соответствии с рекомендациями учебника (с. 136-137, «Птицы»).
Вывод: покрытое перьями тело – это существенный признак птиц.
Практическая работа № 2 проводится в соответствии с рекомендациями учебника (с. 137-138, «Звери»).
Вывод: покрытое шерстью тело и вскармливание детенышей молоком – это существенные признаки зверей.
1. Коллективное составление таблицы
- С какими группами животных мы уже знакомы?
- Назовите по одному представителю с каждой группы.
2. Работа в тетради на печатной основе (с.44)
- Что вы нового узнали на уроке?
1.Прочитать тексты учебника (с. 134-138); отвечать на вопросы по текстам.
2. Продолжить наблюдение в «Календаре».
Л.А. Самойленко. «Я и Украина» 3 класс. Урок 22. «Разнообразие животных в природе».
ЖИВОТНЫЕ
Насекомые
Звери
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Другие