Презентация Формирование навыков самооценки и самоконтроля у учеников начальных классов


Формирование навыков самооценки и самоконтроля у учеников начальных классовГ.Н. Немтинова МБОУ «Пермогорская школа» «Контроль и оценка составляют основу успешности обучения». С.Т. Шацкий «Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, - что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля». Актуальность:Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время. Цель: создание условий для формирования навыков самооценки и самоконтроля через учебную деятельность, внеклассные и диагностические мероприятия. Задачи:- развивать у учащихся умения самооценки и самоконтроля;- мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей. Принципы:доступность;учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;мотивация. Условия:  Нельзя сравнивать одного ученика с другим. Сравнение достижений идет только по отношению к самому себе.  Похвалить даже за незначительный успех слабых учеников. Это приводит к тому, что ученик начинает уважать сам себя, а значит, начинают уважать его и одноклассники. Результаты:  ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию.  Для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы: «Говорящие рисунки»Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо. «Лесенка успеха» Сравнение с эталоном. Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после написания, проверяют по образцу. Игра «Учитель». Записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения. «Дерево успехов» (1 вариант)Итоги дня или урока можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь. «Дерево успехов» (2 вариант)Итоги дня или урока можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на яблоньку: красное яблоко – все удалось, зелёное яблоко – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось. Выберите и продолжите любое предложение. На сегодняшнем уроке я узнал…На этом уроке я похвалил бы себя за…После урока мне захотелось…Сегодня я сумел…