Рабочая программа кружка по Москвоведению


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕДЖ № 33











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка
«Историческое краеведение»
для специальности
38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.


























Москва
2015

Одобрена предметной (цикловой) комиссией
общего гуманитарного и социально-экономического цикла
Протокол №
от «____»______________ 2015 г.
Председатель ПЦК
____________ С.А. Мошарова
Разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.


Зам. директора колледжа
А.М. Берая
___________
«____» _________ 2015г.


Автор: Гусева В.Д. - преподаватель ГБОУ СПО ПК № 33


СОДЕРЖАНИЕ



Стр.

1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ кРУЖКА
4

2.

результаты освоения ПРОГРАММЫ КРУЖКА
5

3.
СТРУКТУРА и содержание ПРОГРАММЫ
6

4.
условия реализации программы
11

5.
Контроль и оценка результатов ПРОГРАММЫ КРУЖКА
12






































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ кружка «Историческое краеведение»
1.1. Область применения программы: программа рассчитана на студентов первого и второго курсов подготовки специалистов среднего звена по специальностям 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании, по профессиям 100701.01 Продавец, контролёр-кассир, 260807.01 Повар, кондитер и направлена на углубление знаний в области истории краеведения города Москвы.

Изучение программы кружка поможет студенту в освоении следующих общих компетенций по специальности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

1.2. Цели и задачи работы кружка:

Расширить и углубить знания обучающихся по истории Москвы, краеведения, музейного дела и охраны памятников Москвы.
Дать знания по истории родного края в контексте общероссийского федерального курса истории, показать тесную взаимосвязь истории Москвы с отечественной историей и раскрыть ее роль как столицы Российского государства, как города, объединяющего в себе историю и культуру нашей Родины, ее традиции и святыни.     Научить учащихся самостоятельно анализировать, оценивать факты и события родного города, своей «малой Родины», определять общее и особенное в историческом процессе, углублять свои исторические знания.
Показать, что краеведение является основой духовной культуры не только всего общества, но и каждого человека в отдельности.
Воспитывать обучающихся, как москвичей, знающих и любящих свой город, его традиции, памятники истории и культуры.    Способствовать воспитанию чувства гордости за дела и подвиги своих земляков-москвичей, за их вклад в культурное наследие Родины, за подвижничество, за любовь к Отечеству.



В ходе занятий в кружке «Историческое краеведение» студент должен:
знать
Хронологические рамки возникновения и развития Москвы, ее символы, структуру управления городом;
Основные даты и события, связанные с историей и современностью Москвы как столицы России;
Особенности быта москвичей в ту или иную эпоху;
Этапы становления и развития исторического центра Москвы; имена выдающихся зодчих, принимавших участие в создании архитектурных памятников исторического центра Москвы;
Крупнейших представителей купеческих династий Москвы;
О ком хранят память названия улиц Москвы;
Вклад москвичей в победу в Великой Отечественной войне;
О роли мегаполиса в мировой истории, как важнейшего центра мировой культуры, уникального и неповторимого города.
Знать специфику московской экосистемы и московские ландшафты.
уметь
Раскрывать причинно – следственные связи событий и явлений;
Группировать факты по указанным признакам;
Объяснять мотивы и результаты деятельности отдельных личностей в истории Москвы;
Находить информацию в различных источниках;
Работать с картой Москвы и Подмосковья;
подготавливать устное выступление, сообщение, реферат и иную творческую работу по той или иной проблематике;



1.3. Количество часов на освоение программы курса:

Всего, часов
72

В том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося, часов


включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося, часов

62

Самостоятельная работа
8




Зачет
2










2. Результаты освоения курса кружка

Результатом изучения исторического краеведения является углубление знаний по истории Москвы, понятие значимости своей будущей профессии и формирование общих компетенций по специальности.



Код
Наименование результата обучения

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения задания.

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.



3. СТРУКТУРА и содержание курса

3.1. Тематический план кружка «Историческое краеведение»

Коды
профессиональных компетенций
Наименования разделов курса
Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение курса
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная,
часов





Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов




1
2
3
4
5
6
7
8


Введение
2
2
-
-
-
-

ОК 1,
ОК 2,
ОК 4,
ОК 6.
Раздел 1.
Облик Москвы XII-XIX вв.
20
20
-
2
-
-

ОК 3,
ОК 4,
ОК 7,
ОК 8.
Раздел 2.
История, хозяйство и культура Москвы в XX в.
28
28
-
4
-
-

ОК 1,
ОК 3,
ОК 8.
Раздел 3.
Современная Москва.
20
20
-
2
-
-


Зачет
2
2
-
-
-
-


Всего:
72
72
-
8
-
-




3.2. Содержание программы кружка «Историческое краеведение».
__________
Наименование разделов и тем
Содержание материала, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Цели, задачи, виды и формы кружковой работы. Место и роль исторического краеведения в истории Отечества. Основные типы и виды источников по историческому краеведению Москвы. Справочники и путеводители по Москве.
2


Раздел 1.
Облик Москвы XII-XIX вв.
20


Тема 1.1 Государственная символика России и Москвы.
Содержание учебного материала
4


2


История возникновения и развития Государственной символике РФ: государственный флаг РФ, государственный герб РФ, государственный гимн РФ. История возникновения и развития символики Москвы: флаг Москвы, герб Москвы, гимн Москвы.




Тема 1.2. Исторический центр Москвы.
Содержание учебного материала
16
2


История возникновения Москвы, этапы формирования территории города, достоинства и недостатки радиально-кольцевой планировки Москвы. История Москвы в названиях улиц и площадей, Московские слободы и старинные сёла на современной территории Москвы и их отражение в топонимии.
Основные архитектурные стили Москвы, выдающиеся архитекторы Москвы и их творения, этапы развития стен и башен Кремля, соборы и церкви Кремля. Кремль – политический центр России. Столичные функции Москвы, управление городом.
Кремль – Православный центр России. Название и краткая история монастырей Москвы. Памятники Красной площади, улицы и утраченные памятники Китай – города, охрана памятников культуры в Москве, улицы Белого города.
Быт и нравы купеческого Замоскворечья, благотворительность и меценатство замоскворецких купцов.






Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
2



1.Подготовка презентаций по данной теме.



Раздел 2.
История, хозяйство и культура Москвы в XX в.
28


Тема 2.1.
Москва на сломе эпох.
Содержание учебного материала
10
2


Москва на рубеже XIX-XX столетий, характеристика территории, населения, московской власти на рубеже XIX-XXвв. Москва между реформой и революцией, ключевые события политической жизни Москвы конца XIX- начала XXвв.
Москва в эпоху войн и революций, накал политической борьбы в Москве в переломный период в жизни страны. Своеобразие социальных движений в Москве, их цели, формы и результаты. Крупнейшие политические и государственные деятели переломной эпохи.
Москва в 20-е годы, революция и культура. Роль Москвы как столицы Советской России. Развитие московской торговли. Быт и нравы различных столичных групп Москвы в переломную эпоху. Хозяйственная жизнь Москвы.
Основные достижения революционной культуры переломном эпохи. Художественное творчество как наиболее тонкое и глубокое отражение времени. Выдающиеся представители «серебряного века» русской культуры в Москве.






Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
1
2


1.Подготовка сообщений по теме.



Тема 2.2. Москва военная.
Содержание учебного материала.
10





3
2





3


Москва 30-х годов, ключевые события политической жизни. Москва во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Патриотизм и мужество москвичей в годы суровых испытаний. Крупнейшие политические и государственные деятели военной и послевоенной эпохи. Роль Москвы в борьбе с фашистскими захватчиками, вклад мос8°квичей в победу. Культура на службе народу. Выдающиеся деятели культуры данного периода. Архитектурный стиль сталинской эпохи.






Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся.
2



1.Написание рефератов по теме.



Тема 2.3.Москва во второй половине XX века.
Содержание учебного материала.
8
2


Быт москвичей хрущевской «оттепели», в период развитого социализма. Роль Москвы как столицы сверх державы в период социалистического развития. Характеристика личности крупнейших политических и государственных деятелей периода «оттепели» и «застоя».
Культура «оттепели» и «застоя». Достижения в области науки и техники, развитии народного образования. Основные художественные стили и течения в советской культуре периода «оттепели» и «застоя» и их представители.
Москва в эпоху «застоя» , особенности экономического и политического развития.
Москва в годы криза социализма и период рыночных реформ. Факторы, приведшие к кризису социалистической системы. Ключевые события политической и экономической жизни Москвы в 1985-1999гг. Развитие торговли в Москве в период кризиса социализма.
Культура переломной эпохи. Достижения науки, просвещения, выдающиеся деятели культуры Москвы








Самостоятельная работа обучающихся.
1





1. Подготовка сообщений по теме.




Раздел 3.
Современная Москва.
20


Тема 3.1. Москва - уникальная экосистема страны. Московские ландшафты.
Содержание учебного материала.
8
2


Специфика московской городской экосистемы, роль природного фактора в истории и развитии города, влияние большого города на климат и состояние воздуха, растительный покров – основа экологического каркаса города. Структура московской городской экосистемы. Особенности территориальной организации Москвы, в сравнении с крупнейшими столицами мира, влияние геологического фундамента и геологических процессов на застройку города. Формирование техногенного рельефа и структурного слоя, состояние почвенного покрова. Причины своеобразия московского климата и московской погоды, роль речной сети в жизни города.
Комплексная оценка экологического состояния столицы, экологические проблемы города и пути их решения, экология и охрана природы в Москве. Влияние экологии на состояние здоровья населения.
Ландшафт как ресурс градообразования, неповторимость московского облика, природные и рукотворные жемчужины Москвы. История формирования московских городских ландшафтов и возникновения сопутствующих им экологических проблем. Современные городские ландшафты. Визуальная среда Москвы и неповторимость московского облика.







Тема 3.2. Москва и москвичи сегодня.
Содержание учебного материала.
10
2


Административно-территориальное деление и управление Москвой. Устав города Москвы, органы власти, действующие в Москве, административные округа и районы города Москвы. Моя малая Родина – история улицы на которой я живу.
Особенности естественного движения населения Москвы, изменения в области занятости. ВПК, особенности размещения промышленности на территории города. Москва - крупнейший экономический центр России, особенности развития московской торговли.
Итоги пройденного пути: роль Москвы в критические периоды отечественной истории, Москва - мировая столица, перспективы развития Москвы.















Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся.
2



1.Написание рефератов по теме.




Зачет.
2



Итого
72



4. условия реализации программы кружка «Историческое краеведение»
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы кружка «Историческое краеведение» требует наличие учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
Мебель и стационарное оборудование учебного кабинета:
доска учебная;
рабочее место для преподавателя;
столы, стулья для слушателей на 15 человек;
ПК в комплекте на 15 человек;
экран;
доска учебная;
шкафы для хранения раздаточного дидактического материала и др.
Оборудование, инструменты, инвентарь:
Рабочий стол;
USB накопитель;
Проектор
Средства обучения: наглядные пособия – плакаты, раздаточный дидактический материал, презентации.

4.2. Информационное обеспечение обучения:

1. Александров Ю.Н. Заповедные зоны Москвы. М., 1991.
2. Алексеев А.И. И др. География Москвы и Московской Области. М., Экопрос. 1996.
3. Алексеев А.И. И др. Экология Московского региона. М., Экопрос, 1996.
4. Бродский Я.Е. Москва от А до Я. М., 1994.
5 Горинов М.М. Москвоведение. М., 1999.
6. История Москвы. Хрестоматия в 4-х томах. МДС, 1986.
7. Козленко С.И. Москвоведение. Вопросы и ответы. М., Экопрос, 1997.
8. Лихачева Э.А. О семи холмах Москвы. М., Наука, 1990.
9. Московский Кремль. Путеводитель. М., 1995.
10. Музеи Москвы. М., 1995.
11. Муравьев В.А. Московские слова и словечки. М., 2005г.
12. Памятники архитектуры Москвы. В 4-х книгах. М., 1983-1994.
13. Православная Москва. Справочник. М., 1993.
14. Пыляев М.И. Старая Москва. М., 2005.
15. Рогачев А.В. Окраины старой Москвы. М., 1993.
16. Рюмина Т.Д. История Москвы. М., МДС, 1996 г.
17. Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 1958.
18. Улицы Москвы. Список измененных названий. М., 2005г..


Интернет-ресурсы

1.Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ
2.Учительский портал.
5.контроль и оценка результатов освоения программы кружка



Результаты (освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Знание основных дат и событий, связанных с историей и современностью Москвы как столицы России;
Знание особенностей быта москвичей в ту или иную эпоху;
Умение находить информацию в различных источниках;
Экспертная оценка результатов деятельности студентов в процессе освоения программы кружка:
- при выполнении устных заданий;
-при текущем контроле знаний;
- при проведении тестирования по курсу.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Знание крупнейших представителей купеческих династий Москвы;
Знание о ком хранят память названия улиц Москвы;
Умение подготавливать устное выступление, сообщение, реферат и иную творческую работу по той или иной проблематике;


ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Знание роли мегаполиса в мировой истории, как важнейшего центра мировой культуры, уникального и неповторимого города.
Знание специфики московской экосистемы и московских ландшафтов.
Умение находить информацию в различных источниках;
Умение работать с картой Москвы и Подмосковья;


ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Знание хронологических рамок возникновения и развития Москвы, ее символы, структуру управления городом;
Знание вклада москвичей в победу в Великой Отечественной войне;
Умение находить информацию в различных источниках;
Умение работать с картой Москвы и Подмосковья;


ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Знание этапов становления и развития исторического центра Москвы; имена выдающихся зодчих, принимавших участие в создании архитектурных памятников исторического центра Москвы;
Умение группировать факты по указанным признакам;



ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения задания

Знание вклада москвичей в победу в Великой Отечественной войне;
Умение раскрывать причинно – следственные связи событий и явлений;




ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Знание хронологических рамок возникновения и развития Москвы, ее символы, структуру управления городом;
Умение подготавливать устное выступление, сообщение, реферат и иную творческую работу по той или иной проблематике;







































Темы рефератов, презентаций и сообщений для участников кружка «Историческое краеведение».


Сомволика Москвы: история ее создания.
История Москвы в названиях улиц и площадей.
О ком хранят память названия улиц Москвы.
«Моя малая Родина» - история улицы, на которой я живу.
Московский Кремль.
Башни московского Кремля.
Музеи московского Кремля.
Кремль – Православный центр России.
Исторический центр Москвы.
Монастыри Москвы.
Московское купечество.
Трактиры Москвы.
Московские меценаты.
Памятники событиям 1905 – 1917 годов.
Выдающиеся представители «серебряного века» русской культуры в Москве.
Памятники воинам-героям и событиям Великой Отечественной войны.
Москвичи – фронту.
Московское ополчение.
Москвичи – герои Советского Союза и России.
Великая Отечественная война в истории моей семьи.
Москва - уникальная экосистема страны.
История формирования московских городских ландшафтов.
Административно-территориальное деление и управление Москвой.
Население Москвы.
Москва - крупнейший экономический центр России.



















Формы и методы работы кружка «Историческое краеведение».

Историческое краеведение – это часть истории, это система знаний о прошлом своего края.
Историческое краеведение интересно всем, оно побуждает людей интересоваться историей, литературой, искусством, повышать свой культурный уровень. Яркие картины прошлого родного края – «малой Родины» воздействуют на чувства человека, заставляют его сопереживать и своим предкам, и современникам.
Занятия кружка будут проводиться различными формами и методами:
- лекции;
-беседы;
- устные журналы;
- круглые столы;
- экскурсии;
- встречи с ветеранами;
- экскурсии;
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
-участие в тематических концертах и праздниках;
- художественное творчество;
- просмотр документальных и художественных фильмов.






















































































































































































































































































13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515