Конспект интегрированного урока по истории и литературе «Миф: исторический источник или художественное произведение?»
Конспект урока.
1. Предмет: Всеобщая история и литература
2. Класс: 5
3.Учителя: Долгова Елена Александровна, Прокопченко Светлана Викторовна МБОУСОШ №34 имени Героя Советского Союза Н.Д.Захарова 4. Учебники: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С Свенцицкая История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2014, В.П.Полухина и др. Под ред.В.Я.Коровиной "Литература. 5 класс. В 2-х частях", М.,Просвещение, 2014.
5. Тема урока: «Миф: исторический источник или художественное произведение?»
6. Целевая установка урока:
Образовательная: рассмотреть понятие «миф» в двух аспектах: историческом и литературном. Развивающая: формировать у учащихся опыт взаимодействия в период совместной деятельности в группе, умение понимать смысл мифа как мировосприятие древнего человека, его представление о добре и зле, анализировать поступки героев и давать им оценку, воспринимать мифы Древней Греции как древнейшее произведение народного творчества, колыбель европейской культуры, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Воспитательная: воспитывать у школьников уважительное отношение к наследию далекого прошлого, показать его связь с настоящим и будущим.
7. Оборудование: раздаточный материал, ПК, проектор, доска, презентация.
8. Тип урок: повторительно-обобщающий
9. Форма урока: интегрированный урок истории и литературы с использованием дистанционных технологий.
Ход урока:
Действия учителя Действия ученика
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста.
Мы очень рады Вас видеть, и надеемся на плодотворную работу Приветствуют учителей.
2. Подготовка учащихся к активному и созидательному усвоению материала
Наш урок сегодня необычный.
Он пройдет в форме заседания ученого совета.
Ребята, знаете такое выражение «В споре рождается истина?».
А вы знаете, кто сказал эти мудрые слова?
Эти слова помогут нам организовать наш урок. Он пройдет в форме ученого совета.
Итак, тема урока - «Миф: исторический источник или художественное произведение?»
Цель урока - рассмотреть понятие «миф» в двух аспектах: историческом и литературном.За 15 минут до урока вы разделились на две группы: историки и литераторы.
Теперь перед нами возникает вопрос. Где нужно изучать мифы в истории или литературе?
Давайте начнем наше рассуждение с путешествия в Древнюю Грецию.
На уроках истории мы с Вами уже познакомились с историей Древней Греции.
Кто может показать на карте территорию Греции?
Назовите крупные греческие города и покажите их на карте.
(Микены, Пилос, Тиринф, Кносс, Афины, Спарта)
Для всех, кто хотя бы отчасти интересуется историей, не секрет, что корни развития любой области науки и искусства находятся на греческой земле. Невозможно найти что-то, будь то музыка, литература, театр или юриспруденция, не несущее на себе отпечаток истории Древней Греции.
И сейчас современная Греция притягивает к себе людей со всего мира так же страстно, как и тысячи лет тому назад. Греция – это солнце, море, отдых, увлекательные странствия и экскурсии по островам, ее удивительная, уникальная архитектура, соединяющая прошлое и нынешнее время воедино, превращается в сказочный мир Богов, титанов и героев, мир мифов и легенд.
Ребята, а вы согласны, что Древняя Греция это колыбель развития литературы?
Давайте вспомним, как произведения литературы появились в Греции?
Давайте вспомним, какие литературные жанры появившиеся в Древней Греции изучаются нами в курсе литературы?
Басня, трагедия, комедия… И, конечно, миф родом из Греции.
Сообщение о Сократе.
Поэмы «Илиада» и «Одиссея»
Ответ ученика о жанрах.
3. Обобщение и систематизация материала
Перед вами на столах: рабочие листы ученика, в которых находится материал к уроку.
Особое внимание обратите на таблицу, ее вы должны будете заполнить.
Посмотрите на рабочий лист.
С чего мы должны начать работу?
Мифы (греч. «mythos») - предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев. Миф - первое творение коллективного человеческого разума, задумавшегося об окружающем мире и пытающегося объяснить его. В более позднем значении миф - это рассказ о богах и о героическом начале человеческой истории.
Если миф – это произведения народной фантазии, то он может быть похож на сказку.
Вывод: Народ верит в истинность мифа. Его историческую достоверность.
Перед нами самая известная книга мифов Древней Греции Николая Альбертовича Куна.
Ребята, кто знаком с этим автором?
Вы услышали сообщение о Куне.
Кун – историк или писатель?
Это был ПЕРВЫЙ аргумент нашего рассуждения о мифе, а теперь обратимся к конкретному примеру.
Перед Вами миф о Прометее.
Давайте вспомним, кто такой Прометей.
Давайте обратимся к рабочему листу и продолжим работу ученого совета.
Проанализируем о миф с исторической и литературной точек зрения.
Перед вами памятки для анализа.
Начинайте обсуждение. Время работы – 5 минут.
Если у Вас будут вопросы – можете обратиться к консультантам, которыми являемся мы.
Учитель истории: Нужны ли в историческом источнике художественные приемы.
Учитель литературы: Нужны ли в литературном произведении исторические факты?
Молодцы! Вы отлично справились.
Продолжаем работу.
А как вы думаете, мифы остались в прошлом или актуальны и сегодня?
Миф как источник художественного творчества содержит в себе основу тех приёмов, которые в поздние эпохи воспринимаются как поэтические.
В последующие века образы и мотивы мифологии становятся арсеналом поэтической образности, источником сюжетов, языком искусства.
У Гете Прометей уже не тот страдалец, который за непослушание богам был прикован Зевсом к скале, а свободный творец, создавший людей. Для Гете Прометей - выражение гордой творческой силы и воли, в лице которого поэт выразил титаноборчество и свободолюбие, возвышенность духа и чувство достоинства.
У Байрона поступки Прометея трактуются как путь к победе через торжество разума, через осознание человеком своих прав, через непреклонное волевое утверждение этих прав.
У Шелли Прометей выступает как упорный, смелый, осознанно протестующий борец против господства Зевса. Его образ заключает в себе мысль, что только беззаветная борьба с политической тиранией и духовным гнетом всех видов может спасти народ от бездны одичания и гибели.
В русской литературе Прометей трактовался как символ передовой науки на пользу человечеству (М. Ломоносов), как символ духовной свободы, света и справедливости (Н. Щербина, Э. Губер, Я. Полонский).
Ребята, вспомните, какой автор, которого мы изучали недавно на уроке в разделе «Родная природа», является автором стихотворения о Прометее.
Давайте послушаем это стихотворение.
Кто готов его прочитать.
Ребята, кто может назвать исторических личностей, которые повторили подвиг Прометея.
Образ Прометея использовался не только в литературе, что и в мультипликации и музыке.
Мультфильм – «Прометей».
Музыка - Александр Николаевич Скрябин
«Прометей (Поэма огня)» Сообщение о Н.А.Куне.
Чтение наизусть.
Леонид и 300 спартанцев.
4.Подведение итогов урока.
Ребята, вы услышали много новой информации о судьбе мифа в литературе и других видах искусства, как вы думаете, почему миф актуален и сегодня?
И мы возвращаемся к нашей теме урока.
Миф - исторический источник или художественное произведение.
Ребята, миф – это универсальное произведение, которое можно изучать на уроках и истории и литературы.
Давайте, запишем этот вывод в рабочий лист ученика. 5. Домашнее задание
Выставление оценок за урок.
Сочинение-рассуждение на тему: «Останется ли Прометей героем для будущих поколений?»
Записывают в тетрадь.
6. Рефлексия
Спасибо за работу на уроке, нам было очень приятно с Вами работать. Дальнейших успехов в изучении истории и литературы.
Ребята высказывают свое мнение об уроке.