Конспект урока литературы по теме: «А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Плишкинская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературы
6 класс
А.П. Чехов. Рассказ
«Толстый и тонкий»
Николаева В.И.
Учитель русского языка
и литературы

Иркутск 2014 год
А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»
Цели: познакомить с фактами жизни и творчества А.П. Чехова; раскрыть природу смешного в рассказах А.П. Чехова; уделить внимание развитию творческих способностей учащихся.
Задачи: познакомить с личностью А.П. Чехова по воспоминаниям современников; отработать навыки выразительного чтения литературного произведения по ролям (инсценировка); раскрыть понятие «юмор» в рассказах А. П. Чехова.
Оборудование: портрет А.П. Чехова; фонохрестоматия, 42 (66), 43 (67) (рассказ «Толстый и тонкий» в исполнении Алексея Колгана).
Ход урока
I. Проверка домашнего заданияРезультаты тестирования по рассказу Н.С. Лескова «Левша».II. Слово учителя. А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»Личность Антона Павловича Чехова поражает сочетанием душевной мягкости и деликатности с мужеством и силой воли. Литературная деятельность Чехова началась в 80-х г.г. XIX века. В течение почти семи лет Чехов сотрудничал в юмористических журналах «Стрекоза», «Зритель», «Русский сатирический листок», «Развлечение», «Осколки», «Будильник». Чехов поставлял в эти журналы всевозможную «мелочь»: подписи к рисункам, комические рекламы и объявления, писал пародии, фельетоны, маленькие сценки. Рассказы эти за подписями «Антоша Чехонте», «Человек без селезенки», «Брат своего брата» полны искрящегося смеха, тонкого, умного юмора. И до сих пор они не потеряли своей ценности и актуальности.
Тематика ранних произведений Чехова была очень разнообразна, число их огромно. Так, в 1983 г. Чехов написал 120 произведений, в 1885 г. - около 130. Все это - миниатюры, раскрывающие разные стороны русской жизни. Недаром сам писатель называл их «пестрыми рассказами». В них перед читателем предстают разные сословия России. Рассказы эти полны подробностей быта, воссоздают атмосферу жизни чаще всего смешных, а иногда и жалких людей. Однако наряду с рассказами- анекдотами, смешными диалогами и сценками в творчестве Чехова 80-х гг. появляются рассказы, заставляющие читателя глубоко и серьезно задуматься над тем, что его окружает и почему так неприглядна жизнь. Осмеивая людей и обстоятельства, вызывающие жалкие поступки человека, Чехов тем самым осмеивал порядки, лишающие человека чувства собственного достоинства. Все чаще в рассказах Антоши Чехонте беззаботный юмор незаметно перерастал в сатиру. В таких рассказах, как «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев», «Толстый и тонкий», писатель выступает против пошлости, подхалимства, карьеризма, которые были широко распространены в русской жизни той эпохи.
Обратимся к рассказу «Толстый и тонкий». Он был написан в 1883 г. В основу рассказа положена небольшая сценка: встреча двух чиновников, бывших друзей детства. Поговорив, они расходятся. Особенность рассказа - небольшой объем (менее двух листов). Но чеховская краткость необычайно содержательна. Короткий рассказик приобрел у писателя свойство широкого эпического повествования.
III. Работа с учебником
(Чтение рассказа «Толстый и тонкий» по ролям.)
Прежде чем приступить к чтению по ролям, обратите внимание на следующие моменты. В начале рассказа, как в театральной афише, Чехов представляет героев.
- Какими средствами художественного чтения актер проявляет отношение автора к персонажам произведения? (Это интонация, тембр голоса, ритм речи, сила и эмоциональная окраска звучания.)
В эпизоде встречи бывших одноклассников звучит фраза: «Оба были приятно ошеломлены», а в конце (финале) рассказа: «Все трое были приятно ошеломлены».
- В каком случае фраза передает реальное состояние героев, а в каком - иронию автора? Почему? (Примерный ответ. «Оба были приятно ошеломлены» передает реальное состояние двух героев, действительно обрадовавшихся встрече, фраза в финале - ирония автора по отношению к тонкому, пресмыкающемуся перед приятелем, достигшим высокого положения.) IV. Беседа с классом
(Вопросы и задания по учебнику, с. 149.)
- Как вы объясните название рассказа? (Название рассказа концентрирует внимание читателя па двух образах: двух чиновниках.)
Особенность мастерства Чехова - умение писать кратко и в то же время емко. Это достигалось ярким заглавием, динамичным действием, сценичностью диалога; простой, ясной речью автора.
Каким вам кажется рассказ - смешным, грустным или смешным и грустным одновременно? (Рассказ нам кажется смешным и грустным одновременно.)
Смешным выглядит поведение Порфирия, отказавшегося от искреннего, доброго общения с прежним другом детства и пресмыкающегося перед «его превосходительством». Он запинается, бессвязные льстивые фразы заканчивает угодливым смешком. Грустным нам кажется это добровольное унижение человека, утрата им чувства собственного достоинства.
Над кем и над чем смеется автор? (Автор смеется над тонким, который, утратив чувство уважения к себе, приобщает к чинопочитанию жену Луизу, урожденную Ванценбах, и сына Нафанаила, ученика третьего класса гимназии.)
На наших глазах Порфирий из доброго сердечного человека превращается в угодливого, подобострастного чиновника: «Сам съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки его мундира».
- Что хочет сказать автор тем, что Порфирий (тонкий) начинает повторять рассказ о своей семье? Почему он вдруг изменился? (Сначала Порфирий радуется, гордо говорит о своих достижениях. Но узнав о положении толстого, тонкий меняет тон повествования о своей семье: он говорит о своей семье с трепетной угодливостью и подобострастием.)- В рассказе мы видим, что Порфирий не зависит от толстого напрямую, служебной подчиненности нет. Как вы думаете, ситуация была бы смешнее, если бы был мотив служебной подчиненности? (Случайная встреча двух героев ни к чему не обязывала. Тем более смешным кажется поведение Порфирия, не зависимого от толстого, когда есть только страх и желание выразить свое преклонение перед тайным советником.)- Почему толстый отвернулся от тонкого и ушел? Как об этом говорит Чехов? (Толстый в первый момент не может понять причин превращения бывшего друга в угодника и подхалима, а в конце рассказа он с отвращением смотрит на него.)
V. Закрепление изученного материала
Пять лет работы в юмористических журналах явились для Чехова школой мастерства. Именно в этот период родились чеховские афоризмы, ставшие крылатыми: «Краткость - сестра таланта», «Искусство писать - это искусство сокращать». Рассказы Чехова 1880-х гг. свидетельствовали о появлении в русской литературе большого писателя, который, показывая житейски обыденное, на первый взгляд малоинтересное, достигал огромной силы обобщений и ставил перед читателем главные, существенные вопросы жизни.
Домашнее задание
1. Прочесть статью об А.П. Чехове и воспоминания о нем К.И. Чуковского и Л.Н. Толстого (с. 296-299) и письменно ответить на вопрос: «Каким человеком предстает перед нами А.П. Чехов?»
2. Прочесть рассказы «Хирургия», «Канитель», «Налим», «Пересолил», «Злоумышленник» и подготовить инсценировку одного рассказа.
Подготовить рассказ об А.П. Чехове.