Разработка урока по биологии для 6 класса на тему Чем живое отличается от неживого?


Разработка урока по биологии с использованием дискуссионных технологий (идейная карусель) для 6 класса по теме: «Чем живое отличается от неживого»
Цель: сформировать у учащихся представление об основных признаках живого и о взаимодействии комплекса признаков в жизни живых организмов.Задачи: Образовательная: научить обучающихся выявлять основные признаки живого;Развивающая: развивать умение анализировать и сравнивать живую и неживую природу; продолжить формирование умений работать с учебником;Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края.Оборудование: комнатные растения, чучело птицы, аквариум с рыбками из живого уголка, муляж гриба, указка, книга, иллюстрации картин.Планируемые результаты: учащиеся должны называть общие признаки живого организма. Владеть биологической терминологией, умениями сравнивать и обобщать.
Методы обучения: наглядные, словесные.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Тип урока: вводный.
Развитие компетенций учащихся: привлекать имеющиеся знания, работать в заданном темпе, использовать имеющиеся знания, делать выводы.
План урока:1.Организационный момент.2.Актуализация.3.Изучение нового материала.4. Рефлексия.5.Закрепление изученного материала на уроке6. Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный моментУчитель приветствует учащихся. 2.Актуализация. 
На доске вывешены иллюстрации пейзажей.Учитель: Посмотрите на эти иллюстрации. Что на них изображено? Ответ: цветы, живая природаУчитель: На уроках биологии мы будем с вами изучать живую природу. С давних времен именно она вдохновляла композиторов и поэтов к созданию своих шедевров. Самые знаменитые сочинения великих поэтов, художников, скульпторов и композиторов воспевают красоту живой природы.
Учитель беседует с ребятами об известных поэтах, художниках и их произведениях.Учитель: Даже врачи, чтобы успокоить нервную систему больного советуют ему больше времени проводить на едине с живой природой.3.Изучение нового материала
Учитель: С этого года Вы начинает изучать самую близкую к человеческому телу науку – биологию.
На столе выставлены комнатные растения, чучело птицы, аквариум с рыбками из живого уголка, муляж гриба, указка, книга. Ребятам предлагается подумать и распределить предметы на две группы. Учитель направляет ребят для разделения на живые предметы и не живые.
Учитель: Почему вы разделили именно так? (выслушиваются ответы)
Чем же живая природа отличается от неживой?
Учитель объясняет задание. Обучающиеся делятся на группы по (4-5) человек, каждый участник берет листок бумаги и ручку. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда к каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются, не оцениваются и не отбираются. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них. Происходит обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список.
Учитель по ответам обучающихся на доске кратко конспектирует общие признаки всех живых организмов. Подводится итог. Выделяются признаки живых организмов.Учитель: Ребята, давайте запишем к себе в тетрадь основные признаки живого.
Учитель дает первое представление обучающимся об обмене веществ, школьники записывают определение себе в тетради.Учитель: Ребята, оказывается все живое состоит из маленьких ячеек – клеток. С ними мы знакомились в курсе природоведения 5 класса. Вспомните и назовите основные части клетки.Выслушивает ответы детей.4.Закрепление изученного материала на уроке Учитель: Ребята, угадайте о живом или о не живом объекте пойдет речь в следующих моих вопросах.Вопросы:1. Весной с крыш домов начинают свисать сосульки. Если пронаблюдать в течение дня за одной из них, то можно заметить, что к вечеру ее размеры увеличиваются, она становится толще и длиннее. Какое свойство живого здесь имеет место? (РОСТ) Можно ли на основе этого сосульки причислить к живой природе? (НЕТ)2. Ученые заметили, что в пустыне песок днем испускает газы, за счет того что он накаляется на солнце, а ночью вновь их поглощает, за счет того, что он остывает. Имеет ли здесь место процесс дыхания? (НЕТ) Можно ли на основе этого причислить песок пустыни к живой природе? (НЕТ)
Выслушивает и обсуждает ответы учащихся. Дети приходят к выводу, что живым организм будет тогда, когда он будет обладать всем комплексом признаков живого.5.Рефлексия.
Учитель: Ребята, что нового Вы узнали сегодня на уроке?Учитель: Что для Вас было сегодня трудным в изучении?6. Домашнее задание
Учитель: Прочитайте дома параграф №1.