Конспект урока биологии в 6 классе Растительные сообщества


Методическая разработка урока по биологии в 6 классе
Тема: Растительные сообщества.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель:
формировать знания учащихся о взаимосвязи растений с окружающей средой, о растительных сообществах на примере леса, луга, болота;
ознакомить с характерными особенностями приспособления растений к условиям окружающей среды и жизни в сообществах;
развивать творческие способности, навыки дискутировать, аргументировать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к флоре Украины, чувство ответственности за свои поступки.
Формы обучения и методические приемы: эвристическая беседа, рассказ, работа в группах, работа с учебником, самостоятельная работа, ролевая игра, демонстрация слайдов.
Оборудование: таблицы-слайды, интерактивный комплекс, учебник, гербарные образцы растений леса, луга, степи, болота и др.Базовые термины и понятия: растительное сообщество, экологические факторы, ярусность, чернозем, целина, фитоценоз, агроценоз.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
І. Организационный этап урока
- Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
  Настроение у нас отличное,  А улыбки – дело привычное.  Пожелаем друг другу добра,  Ведь урок нам начинать пора. 
ІІ. Актуализация опорных знаний
1) Беседа. 1) Докажите, что растение живой организм.
2) Какие условия необходимы растениям для жизни?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
2) Импровизированная ролевая игра «На опушке»
- На лесной опушке росли мох, лишайник, дуб, белый гриб и подорожник. Прошел дождь, листочки их вымылись, блестят на солнышке. Вот начали они друг перед другом выхваляться, кто красивее, мудрее, нужнее.
Мох. Я – самый мудрый, самый красивый, самый мягкий и пушистый. Я – всем необходим. А если я расту на коре деревьев, по мне ориентируются, где север, а где юг.
Лишайник. Я – самый мудрый и красивый. Я самый полезный, так как являюсь индикатором чистого воздуха. А не севере мной лакомятся голодные олени. Если бы ни я, то он погибли бы от голода и холода.
Дуб. Куда вам всем до меня. – лесного великана? Я весной создаю тень, летом даю желудей животным, а круглый год мои ветви – приют для животных и птиц.
Белый гриб. Я все равно всех лучше. Вами питаются животные, а я – деликатес для людей. Я пахучий, белоснежный. Я полезный не только людям и животным, но и тебе, дуб-великан, помогаю расти, создаю с твоими корнями микоризу. Я не боюсь дождя – у меня есть большая шляпка. Меня все уважают, даже загадку обо мне придумали: «Он шляпу не снимает, а все ему кланяются».
Подорожник. Это я – самый мудрый и красивый. На моих широких листочках каждое утро сверкают капельки росы. Это мои листочки останавливают кровь и лечат кашель. Меня любят люди, животные и птицы. Да и другим растениям я не мешаю, расту себе тихонечко.
- На опушку леса тихо опускались сумерки, а растения все спорили и спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них нужнее и полезнее? (Ответы учащихся). Подобный спор, возможно, решит наш сегодняшний урок.
IV. Изучение нового материала
- Сегодня мы поговорим о растительных сообществах, познакомимся с разными их типами.
3) Работа с учебником §46
Но сначала найдем в учебнике определение: «что такое растительное сообщество, чернозем, целина?»
Растительное сообщество – это определенный комплекс видов растений, взаимосвязанных процессами жизнедеятельности, обитающих на однородном по условиям участке местности.
Чернозем – самый плодородные почвы нашей планеты.
Целина – нетронутые степные сообщества, оставшиеся в первозданном виде.
4) Рассказ учителя (демонстрация слайдов)
Для растительного сообщества характерны определённый видовой состав и структура, которые образовались с учётом возможности совместного существования различных видов растений и иных организмов. Между всеми частями сообщества существует сложная взаимосвязь. Растительное сообщество образует органические вещества, необходимые для питания гетеротрофных организмов и человека и выделяет во внешнюю среду продукты обмена (кислород и углекислый газ). Оставляя в почве и на её поверхности отмершие органы, растения способствуют формированию почвенного покрова, надземная их часть участвует в формировании микроклимата.  Существуют различные типы растительных сообществ: лес, степь, луг, болото, пустыня, тундра и т. д. Лес – наиболее сложное (вследствие большого количества разнообразных видов) растительное сообщество. Ярусность наиболее хорошо выражена, в сообществах, образованных растениями, относящимися к разным жизненным формам, имеющим различную форму роста. Например, это бывает в лесах при совместном произрастании деревьев, кустарников, трав и других растений. Ярусность слабо выражена или вовсе не выражена в сообществах, где все растения относятся к одной жизненной форме, например во многих травяных сообществах (степях, лугах). Так, в елово-пихтово-липовом лесу можно выделить семь ярусов: два древесных, один кустарниковый, три травянистых (злаки – верхний, осоки, медуницы и живучка ползучая – средний, почвопокровные – нижний) и один моховой.
Во всех растительных сообществах (за редким исключением), даже там, где нет четкого расчленения на ярусы, всегда заметны различия в высоте надземных органов растений и горизонты, различающиеся по насыщенности листовой поверхности. Этим обусловливается более полное использование солнечной энергии.
В растительных сообществах постоянно происходят разные изменения. В связи в чередованием времен года наблюдаются сезонные изменения. Осенью отмирают травянистые растения или их надземные части, происходит листопад. В весенний период растения вырастают из их подземных частей или семян, распускаются почки, цветы и т.д.
В зависимости от различных факторов, в т. ч. антропогенных, может происходить смена одного растительного сообщества другим (луг сменяется болотом, сосновый лес – еловым и т. п.).
В настоящее время человек на огромной площади (свыше 1,4 млрд. га) создал искусственные сообщества путем посева и посадки растений в целях получения зерна, овощей, фруктов, корма для скота, сырья для промышленности и т. д. В посевах и посадках, созданных человеком, есть основные признаки, характерные для природных растительных сообществ: влияние растений друг на друга и на среду, создание особой, свойственной этим сообществам фитосреды. Таким образом, современный растительный покров Земли состоит не только из фитоценозов (природные сообщества), но и агроценозов (искусственные сообщества).
V. Закрепление изученного материала
5) Работа в группах
- Преобладающими видами растений называют растения, которые сильнее всех влияют на другие растения и определяют их условия жизни. Растения, на которые оказывают влияние преобладающие виды, называют сопутствующими.
Задание 1 гр. Заполнить таблицу (привести примеры преобладающих видов растений в сообществе)
Примеры растительных сообществ с преобладающими видами растений
Хвойный лес Дубрава Луг Болото
ель
сосна
черемуха
брусника
кислица
прострел
майник
тимофеевка
ястребинка
клюква
маслята
мхи
лишайники дуб
липа
ясень
клен
вяз
лещина
бересклет
крушина
ландыш
медуница
чистец
мать-и-мачеха
пролесок
ветреница лисохвост
овсяница
клевер
чина
ромашка
горицвет
крокус
горец
василек
тисячелистникземляника
осока
гравилат
росянка
мирт
мхи
Задание 2 гр. Подобрать пословицы, поговорки, загадки о растительных сообществах и их представителях.
Лес – природное богатство.
Лес – не школа, а всех учит.
Самая нежная краса – это луга и леса.
Посадил дерево – себя прославил, посадил сад – прославил род.
С природой живи в дружбе, будет она тебе в службе.
Какой лес без чудес?
Лесные дары для каждой поры.
Лес поит, кормит, одевает, укрывает, согревает.
В болоте тихо, да жить там лихо.
Люди станут ткань белить, а мы луга делить.
Одно полено не горит и в печи, два полена не гаснут и в степи
6) Динамическая пауза
На лугу растут цветыНебывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх)
Ветер дует иногда,Только это не беда. (Махи руками)
Наклоняются цветочки,Опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встаютИ по-прежнему цветут.
7) Логическое упражнение. Из предложенных слов образовать логические пары, объяснить свой выбор.
Слова: ризоиды, береза, тень, папоротник, май, симбиоз, ветер, подсолнечник, степь, лишайник, ковыль, мох, сосна, масленок, вода, солнце, лотос, споры, ландыш, хвощи.Ответы: мох - ризоиды, тень - папоротник, май - ландыш, лишайник - симбиоз, ветер - береза, подсолнечник - солнце, степь - ковыль, сосна - масленок, вода - лотос, споры - хвощи.VI. Обобщение и систематизация знаний
8) Решение проблемной ситуации- Могут ли люди жить без природы? На этот вопрос один ученик ответил так: “Сейчас нет! Но пройдет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и смогут жить без природы”. Прав ли он?
(По ходу ответов детей на доске составляется кластер)
пищи

воды
воздуха


Природа –
источник
промышленного сырья
строительных материалов



доброты
красоты

познания
здоровья

9) Вопросы для закрепления
Как влияют друг на друга растения в сообществе?
Какое влияние на растения в сообществе оказывают животные и микроорганизмы?
Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?
Как меняется внешний вид растительного сообщества в разные времена года?
Чем объяснить быстрый рост и раннее цветение пролесков?
Каковы причины смены растительных сообществ?
VII. Подведение итогов урока
Выводы
Различные виды растений произрастают не сами по себе, а в определенных растительных сообществах.
Благодаря растительным сообществам различные виды растений могут существовать вместе и эффективно использовать влагу, свет и другие ресурсы среды произрастания, имеющиеся на определенной территории.
Для каждого растительного сообщества характерен свой состав и структура, определяемые условия среды и взаимодействием растений между собой.
Искусственные растительные сообщества существуют благодаря человеку.
- В начале урока мы разыграли спор растений, растущих на опушке леса. Так кто же из их был прав? Кто из них полезнее и нужнее? (Ответы учащихся.) Сейчас мы можем с уверенность сказать, что все растения в сообществе нужны и важны, все они взаимосвязаны. Эти растения приспособились к совместному произрастанию на определенной территории. При этом одни виды растений создают условия для существования других.
10)  Рефлексия
- Я довольна вами, вы порадовали меня своей работой на уроке, желанием охранять природу, заботиться о ней. Кто теперь может сказать:
- Теперь я знаю, что ….
- Я понял, что ………
- Я научился …
Продолжите любое из этих предложений.
- Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о мире растений, но это далеко не всё, мы и дальше буем знакомиться с мировой флорой на уроках и внеклассных мероприятиях.
VIIІ. Домашнее задание
Выучить §46
Ответить на контрольные вопросы
Составить синквейн со словом «степь»; сочинить сказку «Приключения в лесу»; нарисовать любое природное сообщество.
Источники:
Біологія. Шкільний світ. (Газета для вчителів №1 (709) лютий 2013)
Біологія. Шкільний світ. (Газета для вчителів №3 (711) лютий 2013)
Біологія. Шкільний світ. (Газета для вчителів №17 (725) лютий 2013)
Биология 6 класс: разработки уроков/И.П.Упатова. – Х.: Изд-во «Ранок», 2014. – 320с. – (Серия «Современный мастер-класс»)
Биология: учебник для 6 класс общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке/И.Ю.Костиков и др. – К.: Издательский дом «Освіта», 2014. – 256с.
Все для вчителя. (Методичний журнал, квітень 2008)
http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062http://beaplanet.ru/zhiznedeyatelnost_rasteniy/rastitelnye_soobshestva.htmlhttp://plant.geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st005.shtmlhttp://festival.1september.ru/articles/615201/