Технологическая карта по русскому языку по теме Из чего состоят слова (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка
учителя русского языка и литературы МБОУ «Ломоносовской средней школы им.М.В.Ломоносова» Замахиной Валентины Сергеевны Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: «Из чего состоят слова»
УМК: учебник русского языка Е.А.Быстовой. Русское слово, 2014.
Цель урока: сформировать понятие о морфемах.
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий; находить морфемы в слове; членить слова на морфемы; различать морфемы в слове;
обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;развитие умения формулировать проблему;
парной работы.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку.
Технологическая карта урока «Из чего состоят слова»
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Орг. момент
Приветственное слово учителя
Здравствуйте! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаю. Приветствие учащихся Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.
Проблемно-целевой - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока.
Мы продолжаем изучать морфемику и знакомиться с основными морфемами.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать варианты морфем, выделять морфемы в слове Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.
- Цель урока - понять, какие существуют варианты морфем в русском языке 3. Актуализация
знаний
4. Актуализация знаний и фиксация затруднений
1 Ребята, вы видели , из чего строят дома? Да, одни дома построены из больших панельных блоков, другие выложены каменщиками из кирпича. Ловко и умело выкладывает мастер стену: кирпичик к кирпичику – и вот уже целый этаж готов. Догадались ли вы, почему я говорю об этом?
Кто догадался, ответьте. Сегодня на уроке вы тоже будете строителями: мы будем строить слова.
- Какой раздел лингвистики мы изучаем?
- Какие морфемы вам известны?
2 Блицопрос.
Окончание – это…
Основа – это…
Корень – это…
Суффикс – эт…
Приставка – это…
Морфемика - это
3) Работа с наборным полотном
Задание: определите, из каких морфем-кирпичиков построены следующие слова:
колосок, переулок, перелететь, выход, снежинка, прогулка
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений
Цель:
· актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
· актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
· зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
В течение всего урока вы будете себя оценивать: если задание выполнено правильно,
ставите +, если ошиблись – (раздаются листы контроля с указанными этапами работы)
1) Морфемный разбор слов: подход, подберёзовик, поддон, подлететь, подставка
- На какую особенность обратили внимание? (одинаковая приставка в словах)
2) Проверка домашнего задания ( упр. 141)
Вывод: с помощью одинаковых приставок достигается особый художественный эффект: на начало действия указывает приставка за-, на конец действия – приставка от-
3) Парная работа. Упражнение «Четвёртый лишний»
Задание: укажите лишнее слово в каждом ряду, дайте этому объяснение.
1) сварщик, баянист, барабанщик, регулировщик;
2) побежать, подлететь, посеять, подумать;
3) счастливый, удачливый, драчливый, под сливой.
- Почему в каждой строке оказалось лишнее слово?
- Легко ли вы это определили? Трудно ли правильно определить различие?
Задание 1
Определите: являются ли слова дорога и дорожить однокоренными. Объясните почему? Чем ещё эти слова различаются. Отвечают на вопросы, приводят примеры
Размышляют, обсуждают, предполагают
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
4.
Усвоение новых знаний
Формирование понятия морфема
Прочитайте информацию параграфа 20 на стр. 123. Приведите свои примеры вариантов корней, суффиксов и приставок.
Читают, отвечают на вопрос, приводят примеры
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).5.
Первичное закрепление знаний.
1.Упр.137., стр. 126 (работа в паре)
Образуйте пары антонимов
2. Упр. 140 (самостоятельная работа)
Выберите один из суффиксов и составьте с ним слова
Обсуждают, предполагают. Образуют слова.
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с текстом: определяют тему и главную мысль).
Физ. минутка (пауза релаксации) 1 минута
6.
Закрепление изученного материала
5. “ Найди сорняк и вырви с корнем”.
- Для этого вспомните, что такое корень слова? (Главная значимая часть родственных слов).
- Объясните, как вы понимаете слово сорняк?
- Вам предстоит вырвать сорняки, т.е найти лишнее слово.
- Итак, внимание! Задание: в каждой группе слов – “родственников” есть одно “чужое” слово, это и есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и “вырвать сорняк с корнем”, т.е. выделить корень и вычеркнуть лишнее слово.
Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;
Левый, слева, лев, налево, левая;
Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.
Ветер, безветрие, ответил, подветренный обветриться;
Стол, столик, столетие, настольный;
Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок;
Склон, поклониться, клонировать, наклон.
Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный;
Прелестный, лестно, льстивый, лестничный;
Кривой, окриветь, скривиться, креветка;
6. «Дивный сад» (проверка домашнего задания)
Как-то много лет назад посадили странный сад.Не был сад фруктовым- был он только словом.Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскореИ плоды нам принесло- стало много новых слов.
Пришло время посадить в нашей стране морфем дивный сад, представить то задание, которое вы выполняли дома.
- Что надо было сделать? С помощью каких морфем вы создавали новые слова? Почему корень считается главной значимой морфемой?
Зачитывание однокоренных слов, представление своего дерева.
7. «Отгадай слово»
Пришло время проверить, как вы знаете состав слова. Умеете ли составлять слова, используя суффикс и приставку, изменять слова, применяя окончание.
- Приставка, окончание и суффикс те же, что и в слове появление, корень в слове ручка. (Поручение)
- Корень возьмите у слова полагать, приставку – у слова приложение, суффикс – у слова восклицательный, окончание – у слова числительное. (Прилагательное)
- В слове такая же приставка, как в слове полёт, корень такой же, как в слове дружба, суффикс такой же, как в слове артистка. (Подружка)
8. Грамматическая остановка
На доске записаны и разобраны по составу слова. Докажите, что слова разобраны по составу верно:
стекло (стекл – корень, о – окончание) – сущ., ср.р.
стекло (с-приставка, тек – корень, л- суффикс, о – окончание) - гл., пр.вр., ср.р.
осиной (осин – корень, ой – окончание) – сущ., ж.р., Т. п.
осиной (ос – корень, ин – суффикс, ой – окончание) - прил., ж.р.
допили (до- приставка, пил – корень, и – окончание) – гл., повелительного наклонения
допили (до- приставка, пи - корень, л- суффикс, и – окончание) – гл.,, пр. вр., мн.ч.
Вывод: с помощью знания морфем можно определять грамматические признаки слов
9. Остановка загадочная
Может ли в слове быть два корня? Приведите пример.
Проведем загадочный блиц-опрос. Отгадки запишите, выделите корни, подчеркните соединительную гласную
Закручу, зажурчу, В небеса улечу.(Самолет)
Не турист, а словно птицаПо горам взбирается.(Скалолаз)
Всем поможет, всех спасетЧеловек в халатеНо уколы больше любитСтавить нам в палате.(Медсестра)
Стоит красивый сундучок,Его не тронешь он молчок.А стоит ручки повертеть,Он будет говорить и петь.(Радиоприемник)
Ты со мною не знаком?Я живу на дне морском,Голова и восемь ног,Вот и весь я -…(Осьминог)
. Выполняют задания в паре. Взаимопроверка.
Два учащихся работают у доски
К: учит, способам взаимодействия, сотрудничества) Р: (нахождение слов с черед. гласными); познавательные (опираются на уже известное).
7.
Рефлексия Фронтальный опрос
Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите этот смайл:
- А если не поняли – такой смайл:
8.
Домашнее задание.
Стр.127 словарный диктант(базовый)
Упр. 142 (повышенный)