Рабочая программа по музыке. 4 класс. УМК Планета знаний
Ростовская область, Матвеево –Курганский район, с.Алексеевка
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алексеевской средней общеобразовательной школы
(наименование образовательного учреждения)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Алексеевской сош
Приказ от 31.08.2015г. № 161
________________ /Щербина А.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо _________________ МУЗЫКЕ ______
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
__________ начального общего образования, _4 Б________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов___34___
Учитель _________Букша Светлана Сергеевна______________________
(ФИО)
Программа разработана на основе
Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы Н.М. Т.И. Баклановой «Музыка» (УМК «Планета Знаний») 4 класс, 2012 г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы Н.М. Т.И. Баклановой курса музыки (УМК «Планета Знаний»).
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
1.Т.И.Бакланова. Музыка.4кл.:учебник; Т.И.Бакланова -М.:АСТ «Астрель»2010г.
2.Т.И.Бакланова «Музыка» Методическое пособие. –М.:АСТ «Астрель»2010г.
Структура документа
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; контрольно – измерительные материалы, описание материально – технического обеспечения.
Цели и задачи курса
Содержание программы «Музыка» соответствует следующим целям и задачам:
формирование основ музыкальной культуры;
развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год» от 09.06.2015 г. № 405.
-приказ отдела образования Матвеево –Курганского района «О формировании учебного плана на 2015-2016 учебный год» от 15.06.2015 года №296
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
-Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алексеевской средней общеобразовательной школы Матвеево -Курганского района Ростовской области, утвержден приказом отделом образования Администрации Матвеево -Курганского района Ростовской области № 455 от 15.12.2014г.
Место и роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения программы
В 4 классе на изучение музыки отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год (34 учебные недели). В данной рабочей программе представлено 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
обогащаются.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
к концу 4 класса
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
ЛИЧНОСТНЫЕ
• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно- бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
• положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры;
• уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.
• основ общей культуры личности в контексте высших духовно - нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;
• эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
• понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
• художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;
• понимания причин успеха в творческой деятельности;
• готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально - поэтического творчества народов мира;
• готовности и способности к самооценке, к саморазвитию
• готовности и способности к самооценке, к саморазвитию
ПРЕДМЕТНЫЕ
• воспринимать музыку различных жанров;
• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
находить и передавать информацию:
– о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов - виртуозов И.С. Баха,
В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;
– о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах,
усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;
– о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально - выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
– о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально - выразительных средствах и художественно – образном содержании;
– об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;
– о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского- Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;
– о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов
России;
–об авторской песне;
• определять основные музыкальные понятия («канон», «полифония» и др.) на доступном уровне;
• воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в других странах мира;
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально- хоровые произведения;
• определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;
• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
• определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в музыкально -поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно - бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках);
• различать танцевальную музыку по особенностям её музыкально - выразительных средств, рассказывать о её происхождении и показывать танцевальные движения бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
• соотносить выразительные и изобразительные интонации;
характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;
• воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний, на основе музыкальной, музыкально - поэтической и музыкально – пластической импровизации;
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально - пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально- поэтических и музыкально - пластических импровизациях;
• использовать и воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, при разучивании и исполнении вокально- хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; воплощать художественно - образное содержание и интонационно -мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.);
• раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности);
• использовать доступные методы арт терапии для психологической саморегуляции в повседневной жизни;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
• представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);
• собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека);
• основам саморазвития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно творческих способностей в различных видах музыкальной деятельность
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
планировать свои действия при выполнении музыкально - творческих заданий;
• следовать при выполнении музыкально - творческой работы инструкциям учителя;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально- творческой работы;
• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально - творческой работы;
• определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
• ставить цели и задачи в проблемно - творческих ситуациях, действовать самостоятельно в ходе их решения;
• осуществлять самостоятельную музыкально – творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально - исполнительские замыслы (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации);
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально- творческих задач;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной музыкально - творческой деятельности;
• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения музыкально - творческих работ;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной музыкально - творческой работы с учётом разных критериев;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно- массовых мероприятий, организовывать культурный досуг в семье
Познавательные
• находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера
находить современные информационные каналы и
средства трансляции классической, народной и современной музыки (доступные младшим школьникам);
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы;
• выделять художественный смысл различных форм построения музыки;
• различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
• различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам, авторам;
• устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.
• применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;
• сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;
• устанавливать аналогии и причинно - следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.
Коммуникативные:
• строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации
составлять тексты о музыке в устной и письменной формах;
• выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально – творческой деятельности;
• выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её
народов; выражать своё отношение к искусству;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
• участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальной деятельности.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, с тем чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
5) использование критериальной системы оценивания;
6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования:
7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4 балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Нормы оценивания знаний по музыкеФункция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.Отметка «5» ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.Отметка 4 ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своейжизненной позиции);
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями, но при этом допускаются некоторые неточности.Отметка 3 ставится:
проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своейжизненной позиции); или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями; или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.Отметка 2 ставится:
нет интереса, эмоционального отклика;
неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Содержание учебного курса
№ п/п Наименование разделов учебной программы, характеристика основных содержательных линий Указания планируемых результатов на базовом и повышенном Формы и виды контроля Количество часов
Базовый уровень Повышенный уровень 1 Путешествие по миру старинной европейской музыки Понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни и отражение в ней исторических событий и личностей;
воспринимать музыку различных жанров; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Формирование основ общей культуры личности в контексте высших духовно- нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства; 8
2 Музыкальное путешествие от Руси до России. Находить и передавать информацию;
определять основные музыкальные понятия («канон», «полифония») на доступном уровне; Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры(народных календарных праздниках, семейно-бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках); 10
3 Музыкальный мир России 20 века. Воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов- классиков, а также песен советских и современных российских композиторов , авторских песен; определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; Участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; задавать вопросы ,необходимые для организации работы в группе; вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства; 8
4 В гостях у народов России. Определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов, в том числе и современных электронных. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; сравнивать, группировать ,классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства; 8
Итого 34
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________ /Пужалина Т.В./
подпись Ф.И.О.
31.08.2015г 2015 года
Ростовская область, Матвеево –Курганский район, с.Алексеевка
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алексеевской средней общеобразовательной школы
(наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по _________________ МУЗЫКЕ___________________________
(указать учебный предмет, курс)
Класс ___4 Б_______________________________________________________________
Учитель _____Букша Светлана Сергеевна__________________________________
Количество часов: всего ___34___ часов; в неделю __1__ час;
Планирование составлено на основе рабочей программы:
Учителя начальных классов Букши Светланы Сергеевны
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Сроки Основные виды деятельности учащихся на уроке
Планируемые результаты
Материально- техническая база, ЭОРыДомашнее задание
Предметные
МетапредметныеЛичностные 1 Встречи со знаменитыми композиторами: Иоганн Себастьян Бах
3.09 Слушать одно из произведений И.С. Баха для органа. Побывать на виртуальной музыкальной экскурсии по Германии. Формирование представлений учащихся о зарубежной классической музыкальной жизни зарубежных стран. Развитие вокально-хоровых умений и навыков. Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческой работы;
• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы • понимание ценности музыкального искусства в жизни человека и общества
Музыкально- исполнительская деятельность: Пение: И.С. Бах «За рекою старый дом» Слушание музыки: Одно из произведений И.С. Баха для органа (по выбору учителя). Пьеса И.С. Баха «Волынка». В. Егоров «Играет Бах» Музыкально- изобразительная деятельность: Знаком ство с портретами И.С. Баха; изображениями органа и клавесина. Музыкально- информационная деятельность: Виртуальная музыкальная экскурсия по Германии Стр 6-9
2 Встречи со знаменитыми композиторами: В.А. Моцарт. 10.09 Слушать «Рондо» в турецком стиле. Побывать на виртуальной музыкальной экскурсии по Австрии. Формирование представлений учащихся о зарубежной классической музыкальной жизни зарубежных стран. Знакомство с композитором В.А. Моцартом. Развитие умения воспринимать класс. музыку и выражать свое отношение к ней. Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческой работы;
• понимание ценности музыкального искусства в жизни человека и общества
Музыкально- исполнительская деятельность: Пение: Канон «Слава солнцу, слава миру!» (муз. В.А. Моцарта, русский текст А. Мурина). Слушание музыки: В.А. Моцарт «Рондо в турецком стиле (из сонаты № 11 ля минор)». В.А. Моцарт. Фрагмент первой части «Симфонии № 40 (соль минор)». Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с портретами композитора и его семьи. Музыкально- информационная деятельность: Виртуальная музыкальная экскурсия по Австрии (Вене и Зальцбургу) Стр 10-11
3 В рыцарских замках. 17.09 Слушать «Рыцарский романс». Совершить виртуальную музыкальную экскурсию по старинным замкам и музеям. Формирование представлений учащихся о средневековой европейской бытовой музыкальной культуре и светском этикете. Музыкально- эстетическое воспитание. • Реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях • Понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни , и отражение в ней исторических событий и личностей;
Музыкально- исполнительская деятельность.пение: «В старом замке» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина) Слушание музыки: М.И. Глинка «Рыцарский романс» из цикла «Прощание с Петербургом» (сл. Н. Кукольника). Музыкально-поэтическая деятельность: Сочинение музыки, рыцарских романсов в честь Прекрасной дамы Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с изображениями рыцарей с музыкальными инструментами. Музыкально- информационная деятельность: Виртуальная музыкальная экскурсия по старинным рыцарским замкам(Венский музей рыцарей)
С.10-14
4 На балах. 24.09 Слушать сцены балов в операх, балетах, музыкальных кинофильмах. Совершить виртуальную музыкальную экскурсию по европейским дворцам- музеям. Дальнейшее формирование представлений учащихся о средневековой европейской бытовой музыкальной культуре и светском этикете. Музыкально- эстетическое и этическое воспитание. • Самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы;
• Понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни Музыкально- исполнительская деятельность: -исполнение песен танцевального характера. Слушание музыки: -сцены балов в операх, балетах, муз. Кинофильмах Музыкально- изобразительная деятельность: - сцены балов в произведениях изо Музыкально- информационная деятельность: -виртуальная экскурсия по европейским дворцам- музеям и бальным залам. С.18-19
5 На балах: полонез. 1.10 Слушать полонез ф. Шопена. Сочинять текст о Родине к мелодии «Полонеза» М. Огинского. Знакомство с историей и танцевальными движениями полонеза. Музыкально- эстетическое и этическое воспитание. • Самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы; • понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни
Музыкально- исполнительская деятельность: Пение :Начало мелодии «Полонеза» М.К. Огинского на звук «А» Слушание музыки: Ф. Шопен «Полонез (до минор)». М.К. Огинский «Полонез «Прощание с Родиной». Музыкально- поэтическое творчество:Сочинение поэтического текста о Родине к мелодии М. Огиньского «Прощание с Родиной» С.20-21
6 На балах: вальс и его «король» - композитор И. Штраус. 8.10 Слушать фрагменты вальсов из программы для 1-3 классов; вальсы И. Штрауса. Сочинять текст о природе к мелодии одного из вальсов И. Штрауса. Знакомство с историей и танцевальными движениями вальса. Развитие музыкально- пластической культуры. Музыкально- эстетическое и этическое воспитание. • самостоятельно исполнять музыкальные произведения
разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
Понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни Музыкально- исполнительская деятельность: Исполнение на звук «А» мелодии одного из вальсов И. Штрауса. Повторение песен вальсового характера из программ для 1–3 классов. Основы дирижирования. Дирижирование воображаемым оркестром, исполняющим вальс Слушание музыки: Фрагменты вальсов И. Штрауса (например, «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Прощание с Петербургом» и др.). Музыкально- поэтическая деятельность: Сочинение поэтического текста о природе к мелодии одного из вальсов И. Штрауса С.22-23
7 На балах: менуэт, гавот, мазурка, полька. 15.10 Слушать «Менуэт» В.А. Моцарта и т.д. Исполнять на звук «А» мелодии одного из менуэтов. Сочинять текст к мелодии менуэта. Дальнейшее знакомство с историей и танцевальными движениями бальных танцев. Творческое самовыражение учащихся. Музыкально- эстетическое и этическое воспитание. Самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально-творческих задач; Эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания
и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
Музыкально- исполнительская деятельность: Исполнение на звук «А» мелодии одного из менуэтов. Повторение песен танцевального характера из программ для 1–3 классов. Слушание музыки: В.А. Моцарт «Менуэт». И.С. Бах. Гавот (из «Французской сюиты»). Мазурки Ф. Шопена (по выбору учителя). Польки И. Штрауса (сына). С. Рахманинов «Итальянская полька».
С.24-25
8 На карнавалах: Р. Шуман. Карнавал. 22.10 Слушать фрагменты «Карнавала» Р. Шумана. Совершить виртуальное музыкальное путешествие на карнавал в Венецию. Знакомство учащихся с карнавалом как одной из традиционных массовых форм бытования музыки и танцев. Музыкально- эстетическое и этическое воспитание. Определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы; • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятель ности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; Художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;
Музыкально- исполнительская деятельность: «Песня Зайца и Волка на карнавале» из мультфильма «Ну, погоди!» Слушание музыки: Р. Шуман «Карнавал» (фрагменты). Песни о карнавале. «Карнавал» (муз. В. Назарова, сл.
А. Перова). Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с образами карнавалов и их персонажей в живописи и других видах изобразительного искусства Музыкально- информационная деятельность: Виртуальная экскурсия на родину карнавала- Венецию. Пластическая импровизация на тему Арлекин, Пьеро, Коломбина. С.26-27
9 С чего начинается Родина? 29.10 Слушать песню «С чего начинается Родина». Продолжение знакомства с отраженными на музыке образами Родины. Патриотическое воспитание. Самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач; • планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий; Определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); • сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки Музыкально- исполнительская деятельность. Пение: песня «С чего начинается Родина?» (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера). Повторение русской народной песни
С.36-37
10 Русь изначальная: И. Стравинский. 12.11 Слушать оркестровое вступление к балету И. Стравинского. Исполнять под музыку пластические импровизации с элементами русских народных танцев. Формирование у учащихся представлений о связи музыки российских композиторов с историей нашей страны. Этнокультурное и полихудожественное воспитание. Учить самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • вносить необходимые коррективы в ходе выполнения Музыкально-творческих работ. Положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры Музыкально- исполнительская деятельность. Элементарное музицирование: Музыкальная импровизация- озвучивание картины Н. Рериха «Поцелуй земли»Слушание музыки: Фрагменты балета И. Стравинского «Весна священная»Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с декорациями к балету «Война Священная»Пластическая импровизация: Исполнение под музыку пластических импровизаций с элементами русских народных танцев. С.38-39
11 Русь изначальная: М. Балакирев. 19.11 Слушать симфоническую поэму М. Балакирева «Русь». Развитие интереса учащихся к русской классической музыке как «зеркалу » истории России. Патриотическое воспитание и музыкально- эстетическое воспитание. самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкаль но пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • вносить необходимые коррективы в Положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры; Музыкально- исполнительская деятельность: Разучивание старинной русской народной песни. Озвучивание одного из изображений памятника русского деревянного зодчества с помощью ударных инструментов . Слушание музыки: Фрагменты симфонической поэмы М. Балакирева «Русь».
С.40
12 Русь православная: церковные песнопения. 26.11 Слушать патерское хоровое пение. Искать информацию для сообщения о русских святых. Развитие интереса учащихся к русской православной музыкальной культуре как к одному из сокровищ культурного наследия России. Патриотическое духовно- нравственное воспитание. Находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; • участвовать в обсуждении значимых для человека явлении жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; • основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;
Музыкально- исполнительская деятельность: Разучивание песни «Вербочки» (муз. А. Гречанинова, сл.А. Блока) и (или) обиходных песнопений. Слушание музыки: Обиходные песнопения различных видов и жанров. Фрагмент одного из старинных хоровых концертов ( М. Березовского или Д. Бортнянского). Музыкально- изобразительная деятельность: Подбор церковных песнопений к картинкам религиозного содержания. Музыкально- информационная деятельность: Поиск информации о русских святых. Поиск информации о композиторах Д. Бортнянском, М. Березовском.
С.42-43
13 Русь православная: духовные стихи. 3.12 Слушать аудиозаписи пения старинных духовых стихов фольклорными ансамблями. Знакомится с образами калик перехожих в изобразительном искусстве. Формирование у учащихся представлений об исторической взаимосвязи церковной и народной музыке. Патриотическое духовно- нравственное воспитание. Находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; • участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; • основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства Музыкально- исполнительская деятельность: «Вечерний звон» (муз. народная, сл. С. Козлова).Слушание музыки: ). Аудиозаписи различных видов колокольных звонов. Имитации звучания церковных колоколов в русской классической музыке. (в опере М.Мусоргского «Борис Годунов», в симфонической поэме С.Рахманинова «Колокола», в опере Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с изображениями знаменитых колоколен и колоколов.»Отражение» колокольных звонов в живописи. С.44-45
14 Русь скоморошья. 10.12 Слушать фрагменты сцен из опер с участием скоморохов. Знакомится с образами скоморохов в русской живописи. Формирование у учащихся представлений интереса к отраженной в музыке смеховой культуре Древней Руси. Освоение способов музыкально- эмоциональной саморегуляции. • Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально -пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • реализовывать собственный творческий потенциал, при меняя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач.
Формирование художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;
Музыкально- исполнительская деятельность: ). Русская народная песня«Скоморошья плясовая». Элементарное музицирование. Ритмические и мелодические импровизации на тему «Скоморошья потеха» на бубнах, дудках и других народных музыкальных инструментах. Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с образами скоморохов в русской живописи. Музыкальная драматизация: Инсценировка старинной скоморошины. С.48-49
15 Русь сказочная: И. Стравинский. 17.12 Слушать фрагменты музыки к балету И.Ф. Стравинского. Развитие интереса учащихся к русской традиционной культуре на материале отраженных в классической музыке сказочных образов. Этнокультурное и полихудожественное воспитание. • сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, по характеру и эмоциональному состоянию; • слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;
Формировать: положительную мотивацию к обучению и познанию му зыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры Слушание музыки: Фрагменты музыки к балету. Например, пляска Жар-птицы, колыбельная, хоровод царевен, пляс поганогоКащеева царства. Пластическая импровизация. Исполнение пластических импровизаций: а)»Царевич борется с Кащеем. Б) «Танец царевен»Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с иллюстрациями сказки «Жар- птица»; с эскизами декораций и костюмов к балету И Стравинского «Жар- птица» С.51
16 Русь сказочная: Н. Римский – Корсаков. 24.12 Слушать фрагменты оперы. Музицировать , исполнять на музыкальных инструментах озвучивание иллюстраций И. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина. Развитие интереса учащихся к русской традиционной культуре на материале отраженных в классической музыке и поэзии А.С. Пушкина сказочных образов. Нравственно- эстетическое иполихудожественное воспитание. • сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, по характеру и эмоциональному состоянию; • слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;
Формировать: положительную мотивацию к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры Слушание музыки: Фрагменты оперы (хор«С крепкий дуб тебе повырасти…», ария Царевны-Лебеди, «Полёт шмеля» и «Три чуда»). Основы сочинения музыки. Создание музыкального»портрета» одного из сказочных персонажей оперы.
Музыкально- изобразительная деятельность. Знакомство с иллюстрациями И. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, с эскизами костюмов и декораций к одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова. С.52-53
17 Русь былинная: Н. Римский – Корсаков. 14.01 Слушать фрагменты оперы - былины Н.А. Римского- Корсакова» Садко.» Музицировать , исполнять на музыкальных инструментах картину на тему «Садко в подводном царстве». Развитие интереса учащихся к русской традиционной культуре на материале отраженных в классической музыке и образам русской старины. Этнокультурное и полихудожественное воспитание. • самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально -пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач; Формировать: положительную мотивацию к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры Музыкально- исполнительская деятельность: Начало песен Садко и колыбельной песни Волховы. Русская народная песня «На торгу». Слушание музыки: Фрагменты оперы–былины«Садко». ( три песни Садко, ария Любавы; фрагменты из 4-й картины оперы, происходящей на торговой площади; колыбельная песня Волховы Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с фотографиями памятников древнерусской архитектуры в Великом Новгороде. Образы былинных персонажей в произведениях русских художников. С.56-57
18 Русь героическая: А. Бородин. 21.01 Слушать фрагменты оперы «Князь Игорь». Музицировать , исполнять на музыкальных инструментах ритмические рисунки колокольных звонов из оперы «Князь Игорь». Формирование у учащихся представлений о взаимосвязях русской классической музыки, древнерусской истории и древнерусской литературы. Военно – патриотическое, этонокультурное и нравственное воспитание. • планировать свои действия при выполнении музыкально -творческих заданий;• наблюдать за процессом и результатом музыкальногоразвития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы; • сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества , сравнивать и соотносить произведения по характеру и эмоциональному состоянию; Формировать: положительную мотивацию к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры Музыкально- исполнительская деятельность. Элементарное музицирование: Воспроизведение ритмических рисунков колокольных звонов из пролога или финала оперы «Князь Игорь» Слушание музыки: Фрагменты оперы «Князь Игорь» ( ария Игоря, плач Ярославны, хоры «Солнцу красному слава!», «Ох, не буйный ветер завывал», сцена половецких плясок с хором половецких девушек «Улетай на крыльях ветра», реплики скоморохов Скулы и Ерошки, колокольные звоны. Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с эскизами декораций и костюмов к опере»Князь Игорь» С.58
19 Русь героическая: М. Глинка. 28.01 Слушать фрагменты оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Музицировать , исполнять на музыкальных инструментах ритмические рисунки колокольных звонов из оперы «Жизнь царя» Знакомство учащихся с героической народной музыкальной драмой и ее главным персонажем – русским национальным героем И. Сусаниным. Военно – патриотическое, этонокультурное и нравственное воспитание. самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально -пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества , сравнивать и соотносить произведения по характеру и эмоциональному состоянию Формировать: положительную мотивацию к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры Музыкально- исполнительская деятельность. Пение: Хор «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», «Прощание славянки» (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева). Слушание музыки: . Фрагменты оперы «Иван Сусанин». Например, ария Ивана Сусанина, рондо Антониды, песня Вани, хор «Разгулялися, разливалися воды вешние», полонез, краковяк, вальс и мазурка, заключительный хор «Славься!». Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с эскизами декораций и костюмов к опере.
С.61-62
20 Музыка революции. 4.02 Слушать русскую народную песню «Дубинушка» в исполнении Ф. Шаляпина. Исполнять песню «Крейсер Аврора». Формирование у учащихся представлений о музыке как «зеркале» исторических событий. Воспитание интереса к музыкальной жизни и истории России ХХ века. самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека. понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и
др.), и отражение в ней исторических событий и личностей Музыкально- исполнительская деятельность. Пение: песня «Крейсер Аврора» Слушание музыки: Революционные песни. Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с репродукциями картин, посвященных революционным темам.
С.70
21 У пионерского костра. 11.02 Слушать пионерские песни: «Взвейтесь кострами, синие ночи» Исполнять песню «Картошка» Формирование у учащихся представлений об отраженной в песнях истории России ХХ века. Воспитание оптимизма, дружелюбия, коммуникабельности. самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.
• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
Музыкально- исполнительская деятельность: Пение: песня «Крейсер Аврора» Слушание музыки: Революционные песни. Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с репродукциями картин, посвященных революционным темам.
С.74
22 В кинотеатре и у телевизора. 18.02 Слушать и исполнять «Марш веселых ребят». Музицировать , исполнять на музыкальных инструментах озвучивание фрагмента» немого» кино. Знакомство учащихся с музыкой советских композиторов для кинофильмов. Развитие представлений о взаимосвязи музыки, кино, техники. Воспитание оптимизма. Освоение способов саморегуляции. самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.
• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
Музыкально- исполнительская деятельность: «Марш весёлых ребят» из кинофильма «Весёлые ребята» (муз. И. Дунаевского, сл. В.Лебедева-Кумача). Слушание музыки: Марш весёлых ребят» из кинофильма «Весёлые ребята» (муз. И. Дунаевского, сл. В.Лебедева-Кумача).
С.76
23 Музыка о войне и на войне: песни советских композиторов. 25.02 Слушать и исполнять песни военных лет» Священная война». Формирование у учащихся представлений об отраженной в песнях подвигов защитников Отечества. Военно – патриотическое воспитание. Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательнуюлитературу справочного характера Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
Музыкально- исполнительская деятельность: Песни военных лет. Песни о войне, написанные в послевоенный период. «На безымянной высоте» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского), «Хотят ли русские войны?» (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко), Слушание музыки: Д. Шостакович. Симфония № 7 («Ленинградская»). Песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Музыкально- изобразительная деятельность: Иллюстрация одной из песен о войне. Музыкально- информационная деятельность: Рассказ о композиторе Д. Шостаковиче. С.80
24 Музыка на защите мира: Д. Кабалевский.
3.03 Роль музыки в укреплении мира и дружбы
между разными странами и народами. Песни послевоенных лет. Формирование у учащихся представлений об отражении в симфонической музыке образов Великой Отечественной войны. Военно – патриотическое и гражданское воспитание. Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы с учётом разных критериев; Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
Музыкально- исполнительская деятельность: «Солнечный круг» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина). Озвучивание плаката, призывающего к защите мира. Слушание музыки: «Гимн демократической молодежи» (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина), «Песня мира» Д. Шостаковича «Бухенвальдский набат» (муз. Д. Кабалевского, сл. В. Мурадели). Кантата «Песня утра, весны и мира» (муз. Д. Кабалевского. Музыкально- изобразительная деятельность: Рисование плаката, призывающего к защите мира.
С.86
25 На космодроме. 10.03 Слушать песни о космосе и космонавтах. Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание картин о космосе, импровизация «Метеоритный дождь» Формирование у учащихся представлений о песнях советских композиторов. Знакомство с музыкальными образами космоса, космонавтов. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Патриотическое и гражданское воспитание. Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); = Сравнивать и соотносить произведения по характеру и эмоциональному состоянию; • понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бы товой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей; Музыкально- исполнительская деятельность: «Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича). Ритмическая импровизация на тему «Метеоритный дождь». Слушание музыки: ). Слушание музыки. «Родина слышит» (муз. Д. Шостаковича, сл. Е. Долматовского). А. Рыбников. Композиция для электронных музыкальных инструментов «Музыка космоса». Основы сочинения музыки. Сочинение мелодии, отражающей образы картин о космосе. С.90
26 На стадионе. 17.03 Слушать и исполнять песни «Спортивный марш» из фильма «Вратарь». Формирование у учащихся представлений о песнях советских композиторов. Знакомство с музыкальными образами спортивных состязаний и спортсменов. Воспитание оптимизма, ценностного отношения к спорту и здоровому образу жизни. Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); -Сравнивать и соотносить произведения по характеру и эмоциональному состоянию; • понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей; Музыкально- исполнительская деятельность: «Трус не играет в хоккей» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова). Слушание музыки: «Спортивный марш» (из кинофильма «Вратарь») (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача), «До свиданья, Москва» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).
С.94
27 На фестивале авторской песни. 24.03 Слушать песни Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю. Кима, Б. Окуджава. Искать информацию для творческого портрета одного из создателей и исполнителей авторской песни. Формирование у учащихся представлений о жанре авторской песни как культуры России ХХ века. Воспитание ценностного отношения к творчеству и творческим людям. Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
Музыкально- исполнительская деятельность: ). Авторские песни (по выбору учителя и учащихся). Например, «Песенка Ослика» (из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании» (муз. С. Никитина, сл. Ю. Мориц). Слушание музыки: ). Песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, С. Никитина и др. по выбору учителя. Музыкально- информационная деятельность: Поиск информации для создания творческого портрета одного из создателей и исполнителей авторской песни. С.98
28 У колыбели. 7.04 Слушать колыбельные песни народов России. Искать информацию о роли традиций семейного воспитания детей у разных народов России и о роли колыбельных песне в семейном воспитании. Дальнейшее освоение детского музыкального фольклора народов России, этномузыкальных традиций родного края. Формирование представления о взаимосвязи народной и классической музыки.
Воспитание у учащихся ценностного отношения к семье, матери. Воспитание культуры межнационального общения. Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; -устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств Музыкально- исполнительская деятельность: Повторение русских народных колыбельных песен из программ для 1–3 классов . Разучивание русской народной песни «Зыбка поскрипывает». Слушание музыки: . Колыбельные песни народов России. ; П. Чайковский «Колыбельная» (сл. А. Майкова); ; А. Лядов «Колыбельная» операх М. Глинки «Иван Сусанин» и А. Даргомыжского «Русалка».
С. 102-105
29 На свадьбе. 14.04 Слушать записи старинных русских свадебных песен в исполнении народных певцов. Поиск информации о свадебных традициях народов России. Дальнейшее освоение детского музыкального фольклора народов России, этномузыкальных традиций родного края. Развитие умения воспринимать народные обрядовые песни и выражать свое отношение к ним. Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с образами матери с младенцем в живописи. Музыкально- информационная деятельность: Поиск информации о традициях семейного воспитания детей у разных народов России. Основы сочинения музыки. Сочинение мелодии к четверостишью М. Джалиля «Колыбельная дочери».
С. 106-108
30 На фольклорном фестивале. 21.04 Смотреть видеозаписи фрагментов фольклорных фестивалей, выступлений известных фольклорных ансамблей. Слушать записи песен народов России. Дальнейшее приобщение учащихся к музыкальным традициям народов России. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Воспитание культуры межнационального общения. • находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы;• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства; Находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; Музыкально- исполнительская деятельность: Повторение народных песен. Разучивание песни «Московская кадриль» (муз. Б. Темнова, сл. О. Левицкого). Слушание музыки: Записи народных песен и наигрышей в исполнении фольклорных ансамблей. Музыкально- изобразительная деятельность: Музыкально- информационная деятельность:
С.110-114
31 На фольклорном фестивале: кто на чем играет? 28.04 Слушать записи звучания музыкальных инструментов народов России. Играть на народных музыкальных инструментах. Дальнейшее приобщение учащихся к музыкальным традициям народов России. Знакомство с музыкальными инструментами народов России. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Воспитание культуры межнационального общения. • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы; • вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
Находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; Слушание музыки: Запись музыкального произведения в исполнении на гитаре. Запись романса или авторской песни, исполняемых под аккомпанемент гитары.
С.116-120
32 На фольклорном фестивале: Выступают ансамбли народного танца. 5.05 Слушать, исполнять и инсценировать песню «Московская кадриль». Разучить народные танцы. Дальнейшее знакомство учащихся с традиционной музыкой и танцами народов России. Воспитание культуры межнационального общения. Находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, С.122-126
33 Урок фольклора. 12.05 Слушать записи фольклора. Повторять народные песни. Знакомится с современными источниками информации и способами ее фиксации. Первоначальное знакомство учащихся с методами сбора и анализа фольклора. • находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера • вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства; Находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; Музыкально- исполнительская деятельность: Повторение народных песен. Слушание музыки: Записи народных песен и наигрышей в исполнении фольклорных ансамблей.
Музыкально- информационная деятельность: Знакомство учащихся с современными источниками и каналами трансляции фольклора.
С.127-130
34 Обобщающий урок. 19.05 Формирование у учащихся представлений о взаимосвязях русской классической музыки, древнерусской истории и древнерусской литературы. Военно – патриотическое, этонокультурное и нравственное воспитание. • находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера • вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства; Находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; Музыкально- исполнительская деятельность: Повторение народных песен. Слушание музыки: Записи народных песен и наигрышей в исполнении фольклорных ансамблей.
Музыкально- информационная деятельность: Знакомство учащихся с современными источниками и каналами трансляции фольклора.
С131
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные пособия.
Музыка. 4 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова Москва: АСТ. Астрель, 2012 г.,
Музыка. Обучение во 4 классе. Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова Москва: АСТ. Астрель, 2011
Экранно-звуковые пособия
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
2.Электронная энциклопедия «Музыкальный класс» .Сборник CD- mp3 «Золотые детские песни» .
Сборник CD- mp3 «200 супер-хитов караоке».
Презентации по материалам уроков.
Технические средства обучения.
Компьютер.
Интерактивная доска.
Музыкальный центр.
Цифровые образовательные ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : http://school-collection.edu.ru2. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа : http://nachalka.info/about/1933. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : www.festival.l sep-tember.ru4. Образовательный портал - Режим доступа : www.uroki.ru5. Учебно-методический портал. - Режим доступа: http://www.uchmet.ru6. Большая электронная энциклопедия (CD).
Контрольно – измерительные материалы
ФИО __________________________________________ дата _________________
1.В состав оркестра русских народных инструментов входят (продолжи ряд):
балалайка
домра
………..
………..
…………
………..
2. Основным свойством русской народной музыки является:
А) маршевостьБ) песенностьВ) танцевальность3. Соедините стрелкой название песни с соответствующим ей жанром:
Историческая«Калинка»
Трудовая «Эй ухнем»
Солдатская «Во поле береза стояла»
Лирическая протяжная «Варяг»
Хороводная «Тонкая рябина»
Плясовая«Солдатушки»
4.Какая музыкальная форма чаще всего встречается в народной музыке:
А) двухчастная
Б) вариации
В) трехчастная
Г) рондо
5. Основатель русской классической музыки:
А) П.И. Чайковский
Б) М.И. Глинка
В) Н.А. Римский – Корсаков
6. Сказочная опера М.И. Глинки:
А) «Снегурочка»
Б) «Садко»
В) «Руслан и Людмила»
7. Кто написал патриотическую оперу «Иван Сусанин»:
А) С.С. Прокофьев
Б) М.И. Глинка
В) П.И. Чайковский
8. Симфоническая фантазия М.И. Глинки на русскую тему:
А) «Барыня»
Б) «Камаринская»
В) «Светит месяц»
9. Исполнителями народной музыки являются: (3 ответа)
А) Хор Пятницкого
Б) Людмила Зыкина
В) Федор Шаляпин
Г) Алла Пугачева
Д) Хор Турецкого
10. Гимн России написали:
А) Михалков – Александров
Б) Энтин – ШаинскийВ) Лебедев-Кумач – Дунаевский
11. В народной песне часто встречаются: (2 ответа)
А) распевы
Б) повторы
Г) сложные темы
Ответы:
Балалайка, домра, гусли, бубен, ложки, трещётка, рожок, свирель, гудок ….
Б) песенностьИсторическая – «Варяг»
Трудовая – «Эй ухнем»
Солдатская – «Солдатушки»
Лирическая – «Тонкая рябина»
Хороводная – «Во поле берёза»
Плясовая – «Калинка»
Б) вариации
Б) М.И. Глинка
В) «Руслан и Людмила»
Б) М.И. Глинка
Б) «Камаринская»
А) Хор Пятницкого
Б) Людмила Зыкина
В) Федор Шаляпин
А) Михалков – Александров
А) распевы
Б) повторы
4 класс.
Что означает слово «тембр»:
а) высота звука б) окраска звука в) сила звука
2. Соотнеси стрелочками следующие понятия:
Виолончель музыкальный жанр
В. Моцарт певец из мифов, легенд
Ритм музыкальный инструмент
Садко композитор
Симфония чередование долг. и корот. звук
3.Выпиши только средства музыкальной выразительности:
Темп, флейта, динамика, акцент, дирижер, мелодия, ритм, ария, тембр, лад, Кобзарь, регистр.
4. Кого из перечисленных композиторов называли
« Музыкальный сказочник»:
а) В. Моцарт б) С. Прокофьев в) Римский-Корсаков
5. Сверни:
Тихо, громко, очень громко
Разверни:
Лад
6. Сколько инструментов входит в состав симфонического
Оркестра:
а) 20 б) 100 в) 50
7. Дать определение:
Частушка. Звукоряд. Скоморохи. Интонация.
8. Назови инструмент не входящий в состав народного
Оркестра:
а) баян б) балалайка в) кларнет
9. Кто написал оперу « Иван Сусанин»:
а) М. Глинка б) П. Чайковский в) Л. Бетховен
10. Как называется многократное повторение в музыке одной и
той же темы, только в разном изложении:
а) рондо б) вариации в) куплет
11. Что означает слово « полонез»:
а) военный марш б) торжественная песня в) танец-шествие
12. Найти пару:
Скрипка, ноты, скрипач, оркестр, нотоносец, дирижер
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета
МБОУ Алексеевской сош
от 31.08. 2015 года № 161
___________ Щербина А.В.
подпись руководителя МС Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Пужалина Т.В.
подпись Ф.И.О.
31.08. 2015 годадатаТЕСТОВАЯ РАБОТА «Что мы знаем о музыке?»
Задание 4.Тоника - это самый устойчивый звук в звукоряде:
а)да;
б)нет;
в)не знаю.
Задание 7.Какие профессии нужны для постановки музыкальных спектаклей в театре:
а)режиссер;
б)артист;
в)дирижер;
г)костюмер;
д)кассир?
Задание 8.Какая из сказочных опер не принадлежит Н. А. Римскому-Корсакову :а)«Конек-горбунок»;
б)«Золотой петушок»;
в)«Снегурочка»;
г)«Садко»?
Задание 9.Какой из звучащих фрагментов опер не принадлежит М. И. Глинке:
а)хор «Славься»;
б)увертюра из оперы «Руслан и Людмила»;
в)хор «Слава»;
г)ария Ивана Сусанина?
Задание 2. Автора музыки называют: а)художник;
б)писатель;
в)композитор.
Задание 10.Какой инструмент не относится к группе медных духовых:
а) тромбон;
б)труба;
в)туба;
г)литавры;
д)валторна.
Задание 12.Какой инструмент не относится к группе деревянных духовых:
а)фагот;
б)баян;
в)флейта;
г)кларнет;
д)гобой.
Задание 11.Какой инструмент не относится к группе струнных-смычковых
а)альт;
б)саксофон;
в)скрипка;
г)контрабас;
д)виолончель.
Задание 1.Человека, управляющего исполнением хорового коллектива, называют:
а)дирижер;
б)солист;
в)пианист.
Задание 3. Лад в музыке - это согласованность устойчивых и неустойчивых звуков стремящихся к тонике:
а)да;
б)нет; в) не знаю.
в)не знаю.
Задание 6.Какие из балетов принадлежат П. И. Чайковскому:
а)«Спящая красавица»;
б)«Лебединое озеро»;
в)«Золушка»;
г)«Щелкунчик»?
Задание 5.Каким инструментальным «голосом» в симфонической сказке «Петя и волк» «поет» утка:
а)гобои;
б)фагот;
в)флейта;
г)кларнет