Развитие эмоций в процессе взаимоотношений со взрослыми


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ
Содержание
Введение………………...……………………………..……………………...... 3
1.Основная часть................................................................................................ 4
1. 1 Особенности эмоционального развития младших школьников... 4
1. 2 Развитие эмоций в процессе взаимоотношений со взрослыми.... 8
Заключение………………………………………..……………………..……. 13
Список литературы…………………………………………………..……...... 14
Введение
Согласно ФГОС НОО были выделены основные результаты образования в начальной школе. Одним из более важных является индивидуальный прогресс в эмоциональной сфере личности.
Младший школьный возраст - это возраст в котором ребенок находится в новой сфере человеческой деятельности - учении. В начальной школе огромное значение имеет усвоение детьми специальных психических и психофизических действий на основе стабильного эмоционального состояния т.к. именно с его помощью обслуживаются все виды учебной деятельности: письмо, чтение, арифметические действия, рисование, технология и др.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Зачастую необходима коррекция развития эмоциональной сферы.
1.1 Особенности эмоционального развития младших школьников
В настоящее время исследователями огромное внимание уделяется развитию.
В большом толковом словаре понятие "развитие" трактуется как процесс , направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.
В педагогическом словаре Коджаспировой дано такое определение развитию человека. Это процесс последовательной смены состояний, ход закономерного, необратимого, направленного на изменение качеств и свойств человека. становления его личности под воздействием различных факторов.
Развитие имеет два направления, которые в свою очередь подразделяются на виды.
Виды развития
Одним из видов психического развития является эмоциональное развитие.
По мнению А.Н. Леонтьева, эмоциональное развитие - это целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
С.Л. Рубинштейн же полагал, что эмоциональное развитие умственных и волевых процессов, формирующихся на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм, идеалов
На протяжении долгого времени различные ученые изучали вопрос эмоционального развития.
Теории эмоционального развитияФизиологическаяПсихическаяДеятельность внутренних органовСубъективные переживанияВыражение лицаСовокупность мыслейГенерализованные эмоциональные реакцииСклонность к действия, которые ассоциируются с данной эмоциейСеченов И.М., Шехтер И.Ю.,Симонова П.В.Бард П., Вундт В., Гербарт И.Ф.
Теории эмоционального развития
Эмоции влияют на мысли и поступки людей в повседневной жизни, а порой и драматически изменяют человеческую судьбу. Даже кратковременное, но яркое и сильное эмоциональное впечатление может вызвать длительное переживание и стойкие личностные изменения. Но несмотря на это, лишь в последние тридцать лет наука перестала игнорировать эмоции и ученые серьезно начали их изучать. Стали даваться самые разные оценки их роли в жизни человека. Некоторые исследователи убеждены, что эмоции человека следует подчинять разуму, другие доказывают, что именно эмоции и служат его пусковым механизмом.
Эмоциональное развитие связано не только с деятельностью внутренних органов, но и проявляются во внешних выразительных и экспрессивных движениях. На универсальность движений как индикатора и выразителя эмоций указывал русский физиолог И.М. Сеченов. Одной из главных трудностей при описании эмоций является то, что эмоции проявляются одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении. Внутренние переживания субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними - это спросить у субъекта, что он испытывает.
В работах Додонова В.И. были выявлены следующие критерии эмоционального развития:
эмоциональный кругозор;
развитие эмоциональных проявлений при восприятии образов;
сформированность эмоционального отношения
Эмоциональное развитие младших школьников
№ п/пКритерии Показатели
1 Эмоциональный кругозор Знание основных эмоций, развернутость ответов как показатель степени осознанности переживания Ситуации, объекты и действия, которые вызывают переживания детей Информированность о действиях, которые ребенок связывает с определенной эмоцией
2 Развитие эмоциональных проявлений при восприятии образов Эмоциональное поведение во время рассматривания, прослушивания Сформированность проявления определенных эмоциональных чувств Умение адекватно оценивать художественные произведения, эмоциональная оценка событий, необходимость общения
3 Сформированность эмоционального отношения Понимание эмоционального состояния сверстников и взрослого Правильность передачи эмоций Правильность выбора способа выражения эмоций

В младшем школьном возрасте существенно изменяются условия жизни, обучения, деятельности школьника. Это в конечном итоге приводит к перестройке эмоциональной сферы, к взаимоотношению со взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. У школьников существенно меняется положение в коллективе, общественные позиции, к нему предъявляются более серьезные требования со стороны семьи, школы, коллектива и со стороны взрослых.
Одним из самым важных моментов в эмоциональном развитии ребенка является формирование у него в эмоциональной сфере самосознания, потребности осознавать себя как личность. У школьников возникает интерес к себе, своим внутренним эмоциональным переживаниям, к качествам собственной личности, потребность самооценки, сопоставление себя с другими людьми. У ребенка появляются попытки самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность, но не обладая достаточным умением правильно анализировать свое эмоциональное состояние.

Развитие эмоций в процессе взаимоотношений со взрослыми
Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. В общении предметом деятельности является другой человек. Как и любая другая деятельность, общение направлено на удовлетворение собственной потребности.
А.Н. Леонтьев полагал, что под мотивом деятельности понимается, то ради чего эта деятельность совершается. Таким образом мотив деятельности - это партнер по общению, в данном случае это взрослый. В младшем школьном возрасте общение со взрослыми - это, в большей степени, общение с родителями и учителем.
Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Многие родители считают, что лучшее из того, что они способны дать своим детям это материальные блага. Заботясь о разрешении материальных проблем в семье, зачастую родители не задумываются над тем, какую психологическую травму они причиняют своим детям.
Одобрение и неодобрение со стороны родителей имеют значительную побудительную силу для ребенка. Психиатры и медицинские психологи утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов может способствовать возникновению невроза навязчивых состояний и психастении. В то же время замечено, что у детей, воспитанных в климате доброжелательности и поддержки, имеются большие возможности для развития своей активности, самостоятельности. В такой семье ребенок может свободно проявлять не только свою радость и т.п., он может и поплакать, не боясь, что над ним будут насмехаться. Этим и создается чувство «полной защищенности» в семье, о котором писал А.С. Макаренко.
Противоположная картина нередко наблюдается там, где ребенок не получал необходимого тепла, заботливости, чувствовал пренебрежение к себе. Белорусский психолог Г.М. Красневская изучала неуверенных в себе учащихся первого класса. Это были дети в большинстве своем замкнутые, робкие, пассивные, беспомощные, с низкой самооценкой и уровнем притязаний. Инициативы они, как правило, не проявляли, речь их была робкая и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то их и вообще не было. Поиски причин неуверенности этих детей привели исследователя в их семьи. В них обнаружились определенные тенденции в отношении родителей и детей, которые проявлялись еще и до поступления ребят в школу. Родители неуверенных в себе детей стремились изолировать своего ребенка от детского окружения, лишали его элементарной самостоятельности. Для них характерно было постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, положительному; оскорбление, унижение, высмеивание, физические наказания ребенка за промахи и неудачи, внушение ребенку его слабости и неполноценности. Действуя в разнообразных сочетаниях и комбинациях, эти особенности отношений отрицательно влияли на развитие личности, способствовали формированию неуверенности ребенка в своих силах.
Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль руководства, преобладающий в семье. Замечено, что в семьях, где преобладает «демократический стиль», дети чаще проявляют дружеские чувства, инициативу, стремление к творчеству, тенденцию к лидерству, обнаруживают больше эмоциональности, доверия к людям в своих социальных взаимоотношениях, нежели их сверстники из «авторитарных» семей.
В качестве силы, компенсирующей или смягчающей у ребенка напряжение в связи с влиянием социума, выступает семья. В семье ребенок прежде всего получает признание своего «Я», находит круг людей, с которыми может поделиться своими переживаниями.
В современной семье произошли изменения в таких ее функциях, как эмоциональная поддержка ребенка, без которой он чувствует себя беззащитным и беспомощным, и развитие способности у ребенка правильно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.
Родители сами испытывают страх, так как не уверены в завтрашнем дне. Они не могут скрывать этого, часто демонстрируют при ребенке негативные чувства и по отношению друг к другу, и вообще к людям. Особую трудность во взаимодействии с ребенком у родителей вызывает то обстоятельство, что они не знают, какими они хотели бы видеть своих детей, какие нравственные качества и нормы поведения у них воспитывать. В реальной жизни очевиден кризис прежней системы ценностей: хорошо учиться, быть прилежным учеником, честным человеком. Понимание взрослым того, что сейчас превалируют другие ценности, вызывает у него ощущение собственной несостоятельности, беспомощности в воспитании. К этому можно добавить разочарование системой образования в целом.
Можно констатировать потерю взрослыми дистанции в общении с ребенком - или чрезмерный контроль, или излишнюю опеку со стороны взрослого. Это объясняется страхом родителей за ребенка в условиях социальной напряженности и нестабильности. Ребенок вынужден подчинять свою жизнь страхам взрослых. И чем строже взрослые требуют послушания, тем с большей дерзостью дети отвечают неповиновением. Нарушения дисциплины, непослушание - это сигнал для взрослых о неблагополучии в отношениях с ребенком. Недисциплинированность в поведении в психологии называют «отраженным» поведением, вызванным стремлением уменьшить беспокойство, выразить неприятие чего-то, выступить против контроля или просто позвать на помощь. Приемлемые модели поведения возможно формировать лишь в результате диалога с ребенком.
Процесс взросления младшего школьника затруднен и смещением ролей в семье. Эмоциональным, а часто и материальным лидером является мать: женщина определяет стиль семейного воспитания, наказывает и поощряет ребенка, поддерживает контакт со школой. Авторитет отца в современной семье невелик. В детских рисунках на тему «Моя семья» папа либо вообще отсутствует, либо его изображение очень маленькое по размеру в сравнении с другими членами семьи, в черном цвете без прорисовки деталей - лица, одежды и т.д. Таким образом, эмоциональное благополучие ребенка зависит от отношений с матерью: ее любви, принятия ею ребенка. Такое положение дел затрудняет усвоение социальных навыков в реализации половых стереотипов поведения и у мальчиков, и у девочек. Возможности копирования ограничиваются у современных детей только женским поведением в силу привязанности прежде всего к матери. А поведение женщин чаще всего авторитарно по сути, направлено на подчинение другого - ребенка, отца. 
Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод — потребность в положительных эмоциях значимого взрослого (а учитель — именно такой взрослый) — во многом определяет поведение ребенка. Приобретая новые знания, слушая сказки и истории, которые читает учитель, созерцая явления природы, рассматривая иллюстрации в книжках и ориентируясь при этом на эмоциональное отношение учителя к тому, что разбирается на уроке, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Он учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру.Вместе с тем, не чувствуя эмоциональной близости со своим учителем,ребенок бессознательно стремится компенсировать нереализованную потребность в положительных эмоциях. Как только, по мнению ребенка, возникает возможность обратиться к своему соседу по парте или еще к кому-нибудь, он тут же начинает общение по любому поводу. Не поощряемоевзрослыми напряжение воли быстро утомляет и истощает ребенка, и онбессознательно стремится снять негативное напряжение. Рассудочное и аффективное отношение к правилам, нравственным нормам развивается у ребенка через эмоционально-оценочное отношение к нему взрослого. Именновзрослый своим аффективным отношением.
Эмоциональный голод — потребность в эмоциональных впечатлениях и переживаниях; в узком смысле — потребность в положительных эмоциях значимого человека или референтной группы. Эмоционально-ценностное отношение — переживание отношения к окружающей действительности через систему морально-нравственных критериев, принятых в обществе.Эмоционально-оценочное отношение — переживание собственного отношения к правилам, морально-нравственным нормам.
Отношением к ребенку в данный момент санкционирует определенный тип поведения. Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются прежде всего внутри учебной деятельности и в связи с ней.Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают оставаться и углубляться в повседневных отношениях его с близкими людьми. Однако социальное пространство расширилось: ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых новых правил.В школьном возрасте у детей обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто кажутся довольно уравновешенными в своем поведении и в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, выглядящие часто более возбудимыми.
Заключение
Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно - субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте он не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Сферы школьной и домашней жизни тесно переплетаются. Проблемы в школе могут создать неприятности дома, и наоборот. Ребенок, испытывающий трудности и в школе, и дома, вдвойне подвержен беспокойству, страху, отчаянию. Чтобы почувствовать уверенность в себе, он должен заслужить одобрение, похвалу учителей, родителей, одноклассников, ощутить их эмоциональную поддержку.
Для развития у детей чувства компетентности необходимо в классе и дома создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки. И родителям, и учителям важно донести свои положительные ожидания до каждого ребенка, создать положительный, эмоциональный фон в отношениях независимо от достижений и оценок ребенка в учебной деятельности.
Список литературы
Блонский, П.Ф. Психология младшего школьника. [Текст] / П.Ф. Блонский – М.: Мнемозина, 2007. - 198с.
Виноградова, Н.Ф. Все о младшем школьнике. [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 400с.
Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений. [Текст] / Л.Я. Гозман. - М.: Просвещение, 2005. - 254 с.
Изард, К. Э.  Эмоции человека. [Текст] / К.Э Изард. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 954 с.
Неупокоева Н.М. Психологические особенности общения младших школьников со взрослыми [Электронный ресурс][web-сайт] http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19251.php
Рогов, Е.И. Эмоции и воля. [Текст] / Е.И. Рогов. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 240с.
Руденко, А.М. Психология: учебник. [Текст] / А.М. Руденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 556с.
Сапогова Е.Е. Общение младшего школьника со сверстниками и со взрослыми. [Электронный ресурс][web-сайт] http://www.vashpsixolog.ru /primary-school-age/34-ommunicate/107ommunication-junior-student-with-peers-and-adults
Тищенко, М.А. Особенности эмоционально-волевого развития детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс] [web-сайт] http://knowledge.allbest.ru/Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника. [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: Академия, 2011. - 267с.