Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся
Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся
Организация проектной и исследовательской деятельности становится одним из важнейших условий эффективности подготовки обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении.
К сожалению, зачастую наблюдается путаница в поминании обучающимися и их руководителями основ проектной и основ исследовательской деятельности.
Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед». Проектирование – это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния).Исследование– это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Общая схема научного исследования такова:
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
2. Выдвижение гипотезы. Гипотеза – предложение, еще не доказанная и не подтвержденная опытом догадка.Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.
3. Постановка цели и задач исследования.
4. Определение объекта и предмета исследования.
5. Выбор методов (методик) проведения исследования.
6. Описание процесса исследования.
7. Обобщение результатов исследования.
8. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Соотношение проектирования и исследования следующее:
Проектирование Исследование
1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния 1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта
2. Решение практической проблемы 2. Создание нового интеллектуального продукта
3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды 3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания
Наиболее популярные формы проектов среди обучающихся:
Учебный проект, информационный, экологический, социальный проект, видеофильм, учебная предметная презентация, сценарий мероприятия и пр.
По профилю знаний проекты делятся на монопроекты и межпредметные проекты:
Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одной области знаний. Могут быть, например, экологическими, спортивными, историческими, музыкальными.
Межпредметные проекты могут одновременно требовать знаний из нескольких областей. Например, проект для старшеклассников по теме «Проблема исторического достоинства в российском обществе в XIX веке» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными и долгосрочными:
Минипроекты могут укладываться в одно занятие.
Краткосрочные проекты выполняются обычно за четыре — шесть занятий. Могут проводиться в виде заключения, обобщения знаний по какому-либо разделу программы. На 1-ом занятии выдается задание по сбору необходимой информации и даются рекомендации к подготовке готового продукта (проекта). На 2-ом занятии обучающиеся отчитываются по собранной информации, идет выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. На 3-ем и 4-ом занятии идет презентация готовых проектов обучающихся и их обсуждение.
Долгосрочные проекты рассчитаны обычно на год.
По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными и групповыми.
Преимущества персональных проектов в том, что:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
- у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
- обучающийся приобретает опыт на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итогового результата;
- у ребенка формируются исследовательские, презентационные, оценочные умения и навыки.
Преимущества групповых проектов:
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
- в группе проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне:
- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентаций. Т.е. каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, точки зрения. Элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Какими бы не были проекты с их помощью можно:
1. Обучить детей:
- выявлять и формулировать проблемы, проводить их анализ;
- находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;
- находить конкретные собственные пути решения проблем;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач.
2. Развивать у обучающихся исследовательские умения.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.
4. Развивать у школьников умение творчески подходить к способу подачи материала.
5. Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя», коммуникабельность и умение сотрудничать.
6. Способствовать повышению личной уверенности и самореализации каждого участника проектного обучения.
Этапы разработки учебного проекта:
1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта).
2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции).
3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации).
4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).
5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел).
6. Заключительный (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта).
Алгоритм работы над проектом:
Алгоритм работы над проектом:
Стадия работы над проектом Деятельность обучающихся Деятельность педагога
1. Подготовка
а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения
б) Подбор рабочей группы Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию.
Определяют цели проекта Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся.
Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой обучающихся
2. Планирование
а) Определение источников необходимой информации
б) Определение способов сбора и анализа информации
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий.
Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой обучающихся
3. Исследование
а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта
в) Выбор оптимального варианта хода проекта
г) Поэтапное выполнение исследовательских задач Поэтапно выполняют задачи проекта Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся
4. Выводы
а) Анализ информации
б) Формирование выводов Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект Советует, наблюдает за работой обучающихся
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов
а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет)
б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов неудач и причин этого) Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке
Перед вами небольшой перечень возможных выходов проектной деятельности:
- Тематическая выставка
- Рекламный буклет (например: для Новогодней выставки)
- Сценарий праздника
- Видеофильм (например: «Наши таланты»)
- Фантастический проект (например: «Город моей мечты»)
- Костюм (показ собственных моделей)
- Музыкальное произведение (собственного сочинения)
- Оформление кабинетов (например, проект стендо
- Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: краеведческий уголок в кабинете)
- Прогноз развития ситуации (например: экологический проект) и пр.
Экологические проекты очень часто носят характер социального проекта.
Социальный проект – это проект, предполагающий своей целью нахождение решения какой-либо социальной проблемы, создание нового социального продукта, развитие идеи, улучшение процесса или ситуации для жизни общества или его групп, проект нужный социуму.
Вот несколько примеров классификации социальных проектов:
- Оздоровительные проекты
- Проекты историко-культурной направленности
- Ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы (или какой-либо молодежной субкультуры)
- Социально значимые для определенной местности, района, города
- Образовательные и профориентационные
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
- социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм)
- социальные отношения (отношения к старикам, к молодежи, к детям, к потребителю и др.)
- социальные институты (школа, больница, магазин, органы власти и управления и пр.)
- социальная среда (ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
На завершающем этапе осуществление проекта требует презентации продукта и защиты самого проекта. Для это оформляется проектная папка (портфолио проекта).
Некоторые ученые говорят, что проект – это пять «П»:
1. Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт (создание проектного продукта)
5. Презентация проектного продукта
Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Проект всегда ориентирован на практику. Ребенок, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.
Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.
Если вместо того, чтобы «пойти туда не знаю куда и попытаться найти то не знаю что…», начинающий исследователь под руководством педагога (особенно на первоначальном этапе работы) может ясно сказать куда он идет, что ищет, и самое удивительное – что он это найдет, то тут возникает вопрос: если то, что предполагается найти, известно до начала исследования, то что же они собрались искать?… Это не исследовательский поиск, это проектирование – воплощение уже известной идеи в практику.
Поэтому так важно, чтобы педагог, занимающийся проектно-исследовательским обучением, мог не только сам четко разграничивать эти понятия, но и помощь ребенку разобраться в отличительных особенностях основ проектной и основ исследовательской деятельности.
Ведь утверждение Я.А.Коменского «обучая других, обучаешься сам» — не преувеличение.