Урок по литературе на тему Жизнь и творчество А.С.Пушкина. (9 класс)


Тема урока: «Жизнь и творчество поэта А.С.Пушкина. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина»
Цели урока:
обзор первых двух этапов жизненного и творческого пути А.С.Пушкина;
определить место творчества А.С.Пушкина и восприятие его современным читателем;
знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года
Задачи урока:
Образовательные:
подвести первый предварительный итог тем знаниям, полученным при изучении творчества А.С.Пушкина в предыдущих классах (5-8 классах);
работа с синквейном по теме «Мой Пушкин»;
Развивающие:
способствовать развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему);
способствовать развитию выразительного чтения художественных текстов произведений А.С.Пушкина;
способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения;
Воспитательные:
воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспособность, самостоятельность;
воспитывать и развивать коммуникативную культуру;
воспитывать положительное отношение к учебной деятельности;
Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа по вопросам, устное сообщение (сжатое) учащихся по теме урока, письменный ответ на проблемный вопрос (синквейн), подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А.С.Пушкина с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, реализация межпредметных связей с музыкой (метод деятельности - частично-поисковый).
Планируемые результаты:
Предметные.
Уметь определять этапы (первые два) жизненного пути, связанные с творчеством А.С.Пушкина; строить аргументированные высказывания о творчестве поэта, выразительно читать наизусть, отвечать на вопросы по теме урока.
Метапредметные.
Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.
Личностные.
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.
Оборудование урока: портреты А.С.Пушкина художников Е.А.Устинова, Э.Х.Насибулина, репродукция с портрета В.Тропинина, портреты поэта и иллюстрации к его произведениям, созданные руками школьников; Г.Свиридов «Военный марш» из повести А.С.Пушкина «Метель»; Л.Парфенов «Живой Пушкин» (научно-популярный фильм: эпизод «Москва – родина поэта);
Литература: И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. Москва, «Вако», 2011.
План урока.
Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
Актуализация ранее полученных знаний.Вступительное слово учителя.
III. Постановка цели и определение темы урока.
IV. Работа по теме урока.
1.Просмотор видео эпизода из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин» («Москва – родина поэта»). Первый этап в жизни А.С.Пушкина.
2.Работа с синквейном «Мой Пушкин»:
А.С.Пушкин.
Какой он?- три определения.
Моё любимое произведение поэта.
Актуальна ли поэзия А.С.Пушкина сейчас?
Подбери лексический синоним: А.С.Пушкин – кто он?1
V. Проверка домашнего задания. 1.Устные сообщения по теме «Мой Пушкин»
2.Презентация «Лицейские друзья».
3.Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.
4.Лицей – второй этап в жизни и творчестве великого поэта.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Приложение 1
Отрывки из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.
«Шесть лет уединения навеки сроднили их»: звучат отрывки из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года, посвященные лицеистам (наизусть), которые обращены к товарищам-лицеистам, показанным в презентации:
«…Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село…».
И.И.Пущин:
«…И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил…».
В.К.Кюхельбекер:
«…Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?...»А.А.Дельвиг:
«…Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил…».
А.М.Горчаков:
«…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись…».
«…пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!...» Приложение 2
Страницы презентации «Императорский Царскосельский Лицей. 200 лет» с комментариями учителя.
Историческая лестница, на которой, если остановиться и прислушаться, можно услышать шаги многих выдающихся людей XIX века: А.С.Пушкина и его лицейских друзей и товарищей, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского;Большой зал, где произошли самые значимые события в жизни 1 выпуска Лицея: 19 октября 1811 года – торжественное открытие учебного заведения, январь 1815 года – переводные экзамены в присутствии поэта Г.Р.Державина, первое общественное призвание Пушкина.
Учебный класс с тридцатью конторками, где постегали учебные предметы со своими педагогами.
Комната под номером 14, «маленькая келья» поэта.