План-конспект модульного урока географии по теме Машиностроительный комплекс России (9 класс)

Тема урока: «Машиностроительный комплекс России»

Содержание Программы: Машиностроительный комплекс России. Состав и значение комплекса. Факторы размещения главных видов машиностроения. Крупнейшие машиностроительные центры России. Проблемы и перспективы развития машиностроения России.

Цели урока:
1) образовательные: продолжить формирование знаний учащихся об межотраслевых комплексах; познакомить учеников с машиностроительным комплексом России; освежить знания учащихся о населении России, его занятости и размещении; дать понятие о значении, главной задаче и составе машиностроительного комплекса России; познакомить с факторами размещения предприятий машиностроения; дать представление о современных проблемах машиностроительного комплекса; подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ;
2) развивающие: развить у учащихся навыки самостоятельной работы, ответственности за порученное дело, географическое мышление, внимание, кругозор, память и познавательные интересы учащихся, заинтересовать изучением школьного предмета географии;
3) воспитательные: воспитать чувство самостоятельности, дисциплинированности, внимательности, ответственности, требовательности и аккуратности учащихся, чувство гордости за свою Родину.

Планируемые результаты:
1) предметные: знания учащихся о машиностроительном комплексе России, его значении в хозяйстве нашей страны, его главная задача, знать отраслевой состав машиностроения, современные проблемы отраслей и уметь самим предлагать свои пути их решения, знать и уметь объяснять факторы размещения предприятий машиностроения.
2) универсальные учебные действия (УУД):
а) познавательные: умение строить высказывание и доказывать, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, смысловое чтение, моделирование, выделение основной мысли, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника и в картах;
б) личностные: самоопределение и самооценка, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание и ориентация, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации;
в) регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, мобилизация сил и энергии, выделение и осознание усвоенного ранее материала и нового, рефлексия;
г) коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Вводимые на уроке понятия: машиностроительный комплекс, конверсия, факторы размещения: наукоёмкость, трудоёмкость, металлоёмкость, специализация, кооперирование, военно-стратегический, транспортный и фактор ориентации на потребителя.

Региональный компонент: специализация и кооперирование на Ульяновском автомобильном заводе, конверсия на Ульяновском механическом заводе и Ульяновском авиационно-промышленном комплексе «Авиастар», машиностроительный комплекс Ульяновской области.

Средства обучения (оборудование):
1) вербально-информационные: учебник «География России. Население и хозяйство. 9 класс» В.П. Дронова и В.Я. Рома, атлас «География России. Населения и хозяйство. 9 класс»;
2) наглядные: настенная карта «Машиностроение России», раздаточный материал для каждого учащегося: модуль, схема «Отраслевой состав МСК России», лист контроля;
3) аудиовизуальные: ПК или ноутбук, мультимедиапроектор, авторская презентация «Машиностроительный комплекс России».

Межпредметные связи: информатика, химия, биология, история.

Тип урока: нетрадиционный урок: модульная технология.

ХОД УРОКА

I.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1,5 МИН.


Деятельность учителя
(прямая речь)
Деятельность учащихся
(предполагаемые ответы)
Формируемые универсальные учебные действия
(Хронометраж
Методы обучения: 1) по уровню познавательной активности;
2) по источникам знаний.


Доброе утро, ребята! Выйдите из-за своих парт, освободите проходы между рядами от портфелей, выпрямитесь и встаньте ровно. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Проверьте, что на краю ваших рабочих столов лежит дневник, а также на парте приготовлены учебник, рабочая тетрадь, атлас и письменные принадлежности. Если кто забыл что-то приготовить, то быстрее достаньте их из своих портфелей, чтобы потом вы не шумели посреди урока и не отвлекали своих одноклассников. Дежурный, кто отсутствует на сегодняшнем уроке? {Отмечаю в журнале}.
Сегодня мы с вами приступим к изучению не то, что новой темы, а нового огромнейшего раздела – «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география». Начнём мы знакомство с ведущего межотраслевого комплекса: на его долю приходится 27% занятого населения и 1/5 всей промышленной продукции России, – это машиностроительный комплекс.
Выполняют указания учителя, внимательно его слушают.
Познавательные: формулировка проблемы, выделение основной мысли;
Личностные: смыслообразование, внимание;
Регулятивные: целеполагание, планирование, мобилизация сил и энергии;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
(00:00
1) Объяснительно-иллюстративный.
2) Словесный: рассказ описательный.
Коммуникативная атака.

II.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

40 МИН.


Давайте откроем свои рабочие тетради, запишем сегодняшнее число – сегодня __ «________» 201_ года, «Классная работа» и тему урока – «Машиностроительный комплекс», или как мы с вами будем говорить и записывать его более короче – МСК.
Для начала давайте с вами вспомним: «Что такое межотраслевой комплекс?».
Если мы с вами сегодня будем знакомиться с МСК, то, как вы думаете, что мы с вами должны будем узнать к концу урока? Для этого давайте с вами возьмём модули и внимательно посмотрим на них. Ребята, найдите первый учебный элемент УЭ-0. Здесь мы познакомимся с общей целью сегодняшнего урока и тем, что мы с вами должны будем узнать ровно через 40 минут. Прочитайте, пожалуйста, про себя цель сегодняшнего урока. К достижению прочитанной вами цели мы будем стремиться весь урок.
Внимательно слушают, выполняют указания учителя.
Слайд 1



Межотраслевой комплекс – это группа взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга.

Поднимают руки и высказывают свои предположения.

Следуют указаниям учителя, работают с модулем.
Слайд 2
Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, структурирование знаний;
Личностные: внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности;
Регулятивные: саморегуляция, мобилизация сил и энергии, выделение и осознание усвоенного ранее материала и нового;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
(01:30
1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
2) Словесный: рассказ объяснительный.


Теперь переходим к следующему учебному элементу – УЭ-1. Прочитайте его цель и выполните указанные в нём задания.
Итак, ребята, кто ответит «Что такое машиностроительный комплекс?».

Какой продукцией обмениваются МСК и другие межотраслевые комплексы?

























А теперь если объединить воедино ваши 6 предыдущих ответов, то вы абсолютно точно и правильно сможете сформулировать ответ на 4-ый вопрос в модуле. Кто его зачитает и попробует ответить?







Почему машиностроительный комплекс связан со всеми другими межотраслевыми комплексами? Я вижу вы испытываете небольшие затруднения, потому что, что бы ответить на этот вопрос, необходимо знать значение МСК. Это и будет следующий учебный элемент. Приступаем к УЭ-2: знакомимся с его целью и выполняем приведённые в нём задания.
Следуют указаниям учителя, работают с модулем. Слайд 3
Цель: определить значение МСК России.
Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Слайд 4
1. МСК и металлургический комплекс: МСК поставляет горно-шахтное и плавильное оборудование, в ответ – металлы, сплавы, минералы и др. сырьё.
2. МСК и транспортный комплекс: МСК поставляет средства передвижения и машины для строительства дорог и дорожной инфраструктуры, в ответ – осуществляются доставки сырья и перевозки готовой продукции.
3. МСК и комплекс по производству НТП: МСК поставляет оборудование, производящее НТП, в ответ – поставляются аксессуары и комплектующие части для других отраслей машиностроения.
4. МСК и химико-лесной комплекс: МСК поставляет химической оборудование и машины по высаживанию, уходу и рубкой леса, в ответ – продукция химической промышленности (каучук, резина, пластмассы и др. вещества) и древесина.
5. МСК и АПК: МСК поставляет сельскохозяйственные машины, в ответ – из продуктов растениеводства и животноводства производят аксессуары к машинам (чехлы, обивка корпуса и т.д.).
6. МСК и ТЭК: МСК поставляет энергетическое оборудование, в ответ – электроэнергия для производства машин и горючие вещества для из работы.

4. Подумайте: машиностроение больше использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую очередь поставляет им свою продукцию? Машиностроение является в первую очередь крупнейшим поставщиком продукции, т.к. для того чтобы использовать продукцию какой-либо другой отрасли её вначале необходимо произвести, а машины для её производства и поставляет МСК.
Поднимают руки и предлагают свои варианты ответа на вопрос.





Слайд 5
Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, смысловое чтение, выделение основной мысли, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника;
Личностные: самооценка, смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации;
Регулятивные: саморегуляция, мобилизация сил и энергии;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
(03:00
1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
2) Словесные: рассказ объяснительный, беседа эвристическая.
Наглядный: работа с текстом учебника.


Кто прочитает цель УЭ-2?


Какую главную задачу МСК вы записали? Кто сможет её огласить?
Какие существуют трудности развития МСК России в настоящее время? С чем они связаны?
Соответственно, ответ на вопрос «Как решить проблемы современного машиностроения?» на поверхности – мы должны удовлетворить 3 условия:
1) обеспечить МСК высококачественными материалами, а для этого необходимо развивать металлургию и химическую промышленность;
2) обновить устаревшее оборудование и внедрить новейшие достижения научно-технических революции и прогресса (НТР и НТП);
3) проводить конверсию. Что такое конверсия?
В настоящее время соотношение гражданской и военной продукции, производимой МСК России, благодаря конверсии, составляет 60:40, хотя в годы, предшествовавшие распаду СССР, соотношение было в противоположную сторону. К примеру, наш Ульяновский механический завод, производящий ракетно-зенитные установки «Бук», «Шилка», «Тунгуска» и другие; Ульяновский авиационно-промышленный комплекс «Авиастар», выпускающий самый большой в мире военно-транспортный самолёт Ан-124 «Руслан», в связи с переходом на «мирные рельсы» начали выпускать ещё и товары народного потребления – мебель, кухонные гарнитуры, мангалы, электротехнику и прочее.
Замечательно, УЭ-2 вами успешно освоен. Приступаем к следующему.
Цель: определить главную задачу МСК и найти пути её решения.
Отвечают на вопросы учителя.
Главная задача МСК – обеспечение общества новыми, более совершенными машинами.
Трудности развития МСК:
1) нехватка высококачественных материалов;
2) высокая степень износа оборудования – более 50% при низкой скорости его замены – 1% в год.










Конверсия (лат. conversio – «изменение») – это перевод оборонного комплекса на производство мирной продукции.

















Слайд 6
Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, формулировка проблемы, структурирование знаний, поиск информации, смысловое чтение, выделение основной мысли, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника;
Личностные: смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации;
Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция, мобилизация сил и энергии;
Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
(09:00
1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
2) Словесные: рассказ объяснительный, беседа катехизическая.
Наглядный: работа с текстом учебника.


Кто зачитает главную цель УЭ-3? Для достижения этой цели вам необходимо внимательно изучить 2 схемы – одну в учебнике, другую – на карточке у вас на рабочих столах.
Итак, приступаем к вопросам из модуля. Кто зачитает первый вопрос и постарается на него ответить?



Пожалуйста, следующий вопрос.







И последний вопрос – кто желает ответить?

С отраслевым составом МСК России мы с вами познакомились. Поэтому приступаем к УЭ-4.
Цель: знать отраслевой состав МСК России.
Работают с модулем, рисунком в учебнике и с раздаточным материалом, проводят анализ и сравнение информации.

1. По каким признакам подразделены отрасли МСК?
По виду выпускаемой продукции, по доли занятого населения и его квалификации, по количеству требуемого сырья.
2. Как должны соотноситься темпы развития МСК и всего народного хозяйства?
В пропорции 1:2:4 – если темпы развития всего хозяйства принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а такие отрасли машиностроения, обеспечивающие всё хозяйство – в 4 раза быстрее.
3. Какие отрасли внутри МСК должны развиваться наиболее динамично?
Приборостроение, химическое, электротехническое и энергетическое машиностроение.

Слайд 7
Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, смысловое чтение, выделение основной мысли, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника;
Личностные: смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации;
Регулятивные:
·
· прогнозирование, саморегуляция, мобилизация сил и энергии;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
(12:30
1) Репродуктивный, частично-поисковый.
2) Словесные: рассказ инструктирующий, беседа катехизическая.
Наглядные: работа с иллюстрацией в учебнике, работа с раздаточным материалом.


Кто зачитает цель этого учебного элемента? Таким образом, нам предстоит познакомиться с факторами размещения предприятий машиностроения. Пожалуйста, приступайте к выполнению заданий указанных в ваших модулях.
Итак, у вас в тетрадях должны быть записаны факторы размещения предприятий машиностроения. Сколько их у вас получилось?



Что такое специализация?


Кто даст определение термину «кооперирование»?

Наш Ульяновский автомобильный завод – яркий пример специализации и кооперирования. Каждый цех занимается выпуском определённой продукции – чугунно-литейный отливает детали, формовочный – придаёт им определённую форму, сборочный – осуществляет соединение всех деталей в одну единую машину, и т.д. Кооперирование на УАЗе заключается в том, что двигатели для автомобилей поставляет «Волжский моторный завод», шины привозят с завода из Татарстана и т.д.
Давайте проверим таблицу, которую вы сейчас заполняли. Какие факторы размещения присущи отраслям энергетического машиностроения? Кто назовёт факторы размещения предприятий автомобилестроения? Сверьте полученные вами ответы с правильными в презентации.
Прочитайте вопрос №6. Кто может дать на него ответ?




Подумайте и ответьте, пожалуйста, «В какой части России машиностроение достигло наивысшего уровня развития и почему?»
Молодцы, ребята. УЭ-4 вами успешно усвоен. Впереди нас ждёт практическая работа, но давайте с вами немного передохнём.
Цель: познать факторы размещения машиностроительных предприятий.




Факторы размещения:
1) наукоёмкость;
2) трудоёмкость;
3) металлоёмкость (сырьевой фактор);
4) специализация и кооперирование;
5) транспортный фактор;
6) фактор ориентации на потребителя.
Специализация – это производство на предприятиях (в цехе) какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей, услуг.
Кооперирование – это объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции.












Слайды 8 – 9

Металлоёмкость, ориентация на потребителя.

Трудоёмкость, специализация, кооперирование. Проверяют правильность заполнения таблицы.
6. Почему машиностроительные предприятия имеются во всех регионах России?
Общество и хозяйство каждодневно нуждается в новых машинах всё в больших количествах.
В европейской части России, т.к. здесь сконцентрировано 78% населения России и ведущие научные центры.
Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, смысловое чтение, моделирование, выделение основной мысли, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника и в картах;
Личностные: самооценка, смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации;
Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, мобилизация сил и энергии, рефлексия;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
(17:00
1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
2) Словесные: рассказ инструктирующий, беседа катехизическая.
Наглядные: работа с текстом учебника, работа с картой атласа, работа с иллюстрацией в учебнике.
Практический: практическая работа.

III.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2 МИН.


Для улучшения мозгового кровообращения и расслабления мышц шеи:
Исходное положение – сидя на стуле, на 1 – 2 – плавно наклонять голову назад – вперёд, на 3 – 4 – голову наклонять влево – вправо. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
Гимнастика для глаз:
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 – 5 раз.
В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль. Повторить 1 – 2 раза.
Делают упражнения. Повторяют движения за учителем.

(32:30
1) Объяснительно-иллюстративный.
2) Словесный: рассказ инструктирующий.

II.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

9 МИН.



Огласите, пожалуйста, цель следующего учебного элемента.
Я попрошу вас образовать группы из 4 человек: для этого тем, кто сидит за первыми и третьими партами каждого ряда необходимо повернуться к своим соседям сзади. Те группы, которые сидят ближе к доске выполняют задание №1, а кто дальше – задание №2. Работаем в группах, задание вам будет не зачтено, если вы будете слишком много шуметь.
Заканчивайте выполнение работы. Я попрошу от каждой из групп, выполнявших задание №1, выйти к доске по одному человеку. Каждому из вас предстоит ответить по одному вопросу или выполнить задание из модуля:
1. Покажи, пожалуйста, на стенной карте центры тяжёлого машиностроения.
2. Какой фактор размещения является ведущим для предприятий этой отрасли?
3. Где бы вы открыли собственное предприятие тяжёлого машиностроения и почему?


Теперь я попрошу от оставшихся трёх групп выйти по одному представителю к доске. Каждому из вас также предстоит ответить по одному вопросу или выполнить задание:
1. Покажи, пожалуйста, на степной карте центры автомобилестроения.
2. Чем отличается размещение по территории нашей Родины предприятий, производящих грузовые и легковые автомобили?




3. Почему все крупнейшие автозаводы нашей страны расположены в её европейской части?
Молодцы, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
Слайд 10
Цель: показать умения работы с картами и углубить знания о МСК России.
Выполняют указания учителя, делятся на группы, работают с модулем, выполняют практическую работу.






По просьбе учителя по одному человеку от каждой группы выходят к доске.




Работают со стенной картой и отвечают на вопросы учителя.

Металлоёмкость.
Ближе к потребителю, т.к. затраты на транспортировку готовой продукции на 30 – 50% больше, по сравнению с транспортировкой сырья. Поэтому выгоднее привозить сырьё, обогащать и перерабатывать его близ потребителя.




Работают со стенной картой и отвечают на вопросы учителя.
Производители легковых автомобилей расположены в центральной части страны, а грузовых – по периферии, т.к. в центральных регионах России большое количество потребителей, а производство грузовых автомобилей идёт по периферии для связи центра страны с её удалёнными регионами.
На размещение автозаводов в европейской части России оказывают влияние факторы трудоёмкости, специализации, кооперирования и ориентации на потребителя.
Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, смысловое чтение, моделирование, выделение основной мысли, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника и в картах;
Личностные: самооценка, смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации;
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, мобилизация сил и энергии, рефлексия;
Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
(34:30
1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
2) Словесные: рассказ инструктирующий, беседа эвристическая.
Наглядные: работа с картами атласа, работа с контурной картой, работа со стенной картой.
Практический: практическая работа.


Обратитесь, пожалуйста, вновь к УЭ-0. Достигли ли мы с вами цели сегодняшнего занятия? Лично я считаю, что мы не вправе отвечать на этот вопрос, пока это не проверим, поэтому сейчас приступаем к УЭ-6. Что является его целью? Итак, у вас есть 2 минуты чтобы выполнить задания модуля. Читайте вопросы внимательно, работайте старательно, никуда не торопитесь и ни на что не отвлекайтесь.
Заканчивайте выполнения задания. Обменяйтесь своим листочком с соседом по парте и приготовьте ручку с красной пастой. Давайте с вами вместе проверим работы.
1-ый вопрос. Какой правильный ответ?
2-ой вопрос. Какой фактор размещения является самым важным абсолютно для всех отраслей машиностроения?
3-ий вопрос. Какое соответствие у вас получилось?



4-ый вопрос.





5-ый вопрос. Где расположены машиностроительные предприятия в России?
Слайд 11
Отвечают на вопрос учителя.



Цель: самоконтроль.





Обмениваются письменными работами, проводят взаимный контроль.


МСК – это совокупность отраслей, производящих разнообразные машины.
Потребитель. А иначе для кого это всё производить.
Тяжёлое машиностроение – близость металлургической базы; автомобилестроение – близость транспортных путей; сельскохозяйственное машиностроение – близость потребителя.
Автомобилестроение – Тольятти, Ульяновск, Н. Новгород; тяжёлое машиностроение – Екатеринбург, Новокузнецк, Абакан; станкостроение – Москва, С.-Петербург, Новосибирск; тракторостроение – Волгоград, Челябинск, Владимир.
Во всех экономических районах.
Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, смысловое чтение, моделирование, выделение основной мысли, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника и в картах;
Личностные: самоопределение и самооценка, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание и ориентация, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации;
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, мобилизация сил и энергии, выделение и осознание усвоенного ранее материала и нового, рефлексия;
Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
(39:00
1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
2) Словесный: рассказы инструктирующий и объяснительный.
Практический: самостоятельная работа.


Итак, наш с вами урок подходит к своему логическому завершению. Давайте прочитаем цель УЭ-7.
Для этого возьмите «Лист контроля» и подведите подсчёт баллов, набранных за урок.
Поднимите, пожалуйста, реки те ученики, которые получили за сегодняшний урок «отлично». А теперь те, кто «хорошо». Молодцы, ребята, а остальные, я надеюсь, в следующий раз будут на уроках более активны и старательны.
Слайд 12

Цель: подвести итого урока.
Производят подсчёт баллов, набранных за урок, переводят их в отметку.

Выполняют указания учителя.
Познавательные: рефлексия деятельности, поиск информации, анализ и сравнение;
Личностные: самоопределение и самооценка, нравственно-этическое оценивание и ориентация, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности;
Регулятивные: контроль, оценка, саморегуляция, рефлексия.
(42:00
1) Объяснительно-иллюстративный.
2) Словесный: рассказ инструктирующий.

IV.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ

1,5 МИН.


В нашем модуле остался последний учебный элемент – УЭ-8. Прочитайте его, пожалуйста. Какова его цель?
Поэтому откройте свои дневники и запишите домашнее задание на следующий урок. Домашнее задание у вас дифференцировано в зависимости от того, какую отметку вы получили за сегодняшний урок. Думаю, что всё справедливо. {Контроль записи домашнего задания в дневниках}
Домашнее задание всем понятно? У кого-нибудь остались какие-нибудь вопросы по уроку?
{Выставление отметок наиболее активно и продуктивно работавшим учащимся}
Можете потихоньку собираться. Всем большое спасибо за урок. До свидания!
Слайд 13

Цель: получить домашнее задание.
Открывают дневники и записывают домашнее задание.






Задают возникшие вопросы и консультируются по поводу затруднений.



Слайд 14
Познавательные: рефлексия деятельности, поиск информации, анализ и сравнение;
Личностные: самоопределение и самооценка, нравственно-этическое оценивание и ориентация, внимание, уважение к одноклассникам и учителю;
Регулятивные: планирование, коррекция, саморегуляция;
Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли.
(43:30
1) Объяснительно-иллюстративный.
2) Словесный: рассказ инструктирующий.


Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт. Основное общее образование (5 – 9 кл.) / Утверждён приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897.
Программа к учебнику В.П. Дронова и В.Я. Рома. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2009. Программы для общеобразовательных учреждений // под ред. В.П. Дронова. – М.: Дрофа, 2004. – 102 с.
География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.
География России. В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство. 9 кл.: учеб. для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А.И. Алексеева. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 319 с.
Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996. – 319 с.
Дронов В.П., Ром В.Я. География России: Население и хозяйство. 9 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома География России. Население и хозяйство: Методическое пособие. Изд. 2-е, стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 9 класс. Население и хозяйство России. – М.: Дрофа, 2006. – 288 с.
Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 класс: Метод. пособие. – СПб.: Паритет, 2002. – 256 с.
Малиновская С.А. География. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной. – М.: Учитель. – 176 с.











·
·
·
·15