Педагогическая поддержка учителя в работе с неуспевающими детьми


ГБПОУ КК ЕПК
Педагогическая поддержка учителя в работе с неуспевающими детьми
Подготовила: Ступак Екатерина
Студентка Ш-31 группы
Преподаватель: Великановская Л.А.
2016
Проблема учебной деятельности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к «вечным» педагогическим проблемам.
Рассмотрение этой проблемы органически связано с определяющим вектором совершенствования современной школы – направленности на общее развитие школьников в учебно-воспитательном процессе, на предоставление каждому ученику оптимальных возможностей в личностном становлении в расширении возможностей самореализации и раскрытии индивидуальных способностей.
Работа с неуспевающими учениками, оказание помощи и поддержки в начальной школе предполагает несколько этапов:
Этап, деятельностьСодержание деятельностиУчастникиНачальная школаI. Диагностика1-й класс – диагностика «Готовность к школе».
Выявление «группы риска». Дети 6,5-7 лет
Психолог, логопед,учитель 1-го класса
Психологи и учителя начальных классов отмечают, что год от года подготовленность детей к обучению в школе становится всё ниже и ниже.
2-5-й класс – углублённая диагностика слабоуспевающих и неуспевающих, дополнительный сбор данных о них. Дети «группы риска»
Психолог, дефектолог, соцпедагог, учитель
II . Школьный консилиум Дети «группы риска» 1-5 класса – психолого – педагогический «диагноз» и рекомендации «Преемственность обучения»,4-5-й классЧлены консилиума.
Учителя 4-5-х классов
III. ПМПК Обследование специалистами ПМПК. Медицинский диагноз, рекомендации, перевод в классы 7-8-го вида. Специалисты ПМПК
IV. Консультирование родителей, учителей Индивидуальные и групповые консультации для родителей и учителей 1-4-х классов, рекомендации Психолог, логопед, соцпедагогV. Коррекционно-развивающие занятия (КРЗ) КРЗ и отслеживание изменений Психолог, логопед, дети «группы риска», учителя, родители
VI. Семинар-практи-кум:«Причины неуспе-ваемости» Методический семинар по материалам тренинга Г. Б. Мониной (психофозиологические, психологические, социально-педагогические причины) – 8 занятий Психологи, логопеды, учителя начальной школы
Каждый учитель начального звена осуществляет работу по оказанию помощи и поддержки слабоуспевающим ученикам. Ведутся тетради для индивидуальных занятий с детьми данной категории, которые проводятся во внеурочное время.
При работе над ошибками, организации домашнего задания учителя учитывают особенности детей и осуществляют дифференцированный подход, используя карточки с разноуровневыми заданиями.
При устном опросе создаются специальные ситуации успеха.
Также практически во всех классах созданы группы из учеников-консультантов (помощников), которые оказывают помощь своим одноклассникам.
Не остаются в стороне и родители.
Вся работа учителя отображается в папке « Индивидуальное сопровождение детей, требующих педагогического внимания и детей «группы риска», в которой есть разделы, отображающие состояние здоровья учеников, сведения о родителях. При помощи этой папки отслеживается динамика успеваемости каждого ученика, активность родителей в участии в общешкольных и классных мероприятиях. Также имеется раздел, в котором отображена работа учителя с родителями.
Также ведётся «Индивидуальный журнал развития ученика». Этот журнал включает в себя такие разделы, как:
Внеурочная внеклассная деятельность (прослеживается ежегодная динамика активности ученика во всех мероприятиях);
Психологическая карта, в которой отслеживается мотивация, тревожность, социометрический статус, самооценка, уровень притязаний ученика в классном коллективе.
Успешность обучения (динамика успеваемости по четвертям и учебным годам);
Индивидуальные характеро-психологические проблемы, ведущие к нарушению поведения (по наблюдению). Этот раздел выявляет проблемные зоны психологического характера. При работе по данному разделу также очень важно сотрудничество со школьным психологом.
Индивидуализация педагогических действий (выявляет проблемные зоны в особенностях характера и поведения);
Физическое развитие. (Учитель просто обязан владеть информацией о состоянии здоровья своих учеников.)
Мы должны понимать, что работа со слабоуспевающими учениками требует от нас больших сил, времени, здоровья, профессиональной компетентности, но также мы должны понимать и то, что без качественной и систематической работы не будет достигнут положительный результат.
10 правил работы со «слабоуспевающими»
Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
Каждый урок – продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала – один из приёмов работы со слабыми.
Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.
Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами.
Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и… «слабоуспевающих».
Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложив материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми.
При опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
При опросе создаются специальные ситуации успеха.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на более важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников, стимулировать вопросы учеников при затруднении в освоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся
Ученик не может сказать, в чём трудности задачи, наметить план её решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате её решения. Ученик не может ответить на вопросы к тексту, сказать, что нового из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
Ученик не задаёт вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идёт поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителей, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценку своей работе, не контролирует себя.
Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста: не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимися соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость