Сказка, как средство экологического воспитания гражданина планеты.
Сказка, как средство экологического воспитания гражданина планеты.
В настоящее время экологические проблемы становятся настолько серьёзными, что на постепенное формирование нового экологического сознания не остаётся времени: необходимо задействовать все каналы воздействия на личность ребёнка. На характер взаимодействия младших школьников с природными объектами самое существенное влияние оказывает степень сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем более спокойно ребёнок ведёт себя при контакте с природными объектами, больше проявляет познавательный интерес к нему, ориентируется при взаимодействии на состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку его действий взрослым. Иными словами, степень сформированности представлений о живом, то есть уровень развития познавательной сферы определяет у младших школьников и характер взаимодействия с природными объектами, и отношение к ним.
Целью экологического образования и воспитания подрастающего поколения должно стать - формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой. Спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля. А на вопрос : «Как жить в гармонии с природой?» найдётся ответ у наших предков. Чтобы подчеркнуть неразрывную связь человека и природы, необходимо обратить внимание детей на бережное отношение к природе наших предков. Такие отношения хорошо прослеживаются в народных сказках.
С рождения дети слушают сказки и через них познают окружающий мир, добро и зло. Развить их фантазию, сделать учёбу привлекательным, творческим и интересным процессом могут помочь сказки, т.е. сказка выступает уже средством образования и служит задачам привлечения ребёнка к познанию окружающего мира. Широки возможности применения сказок на уроках по окружающему миру в школе и на занятиях в творческих объединениях естественного цикла, а также при проведении экологических внешкольных и внеклассных мероприятий. Чтение сказок и анализ их сюжетов с интересом воспринимаются детьми младших классов. Особенно серьёзно относятся к сказкам дети 1 – 2 классов.
Но дети растут и теряют интерес к хорошо знакомым им сказкам. В этот период сказки могут быть направлены на развитие творческих способностей и нестандартного мышления в процессе экологического воспитания, так как дети уже способны анализировать, изменять сказки и вставать на позиции героев, и даже сочинять сказки на заданные темы.
Основным жанровым признаком сказки является отражение ряда конфликтов в сфере социальных отношений, разрешение которых в конкретных исторических условиях невозможно, в силу чего оно приобретает характер вымысла. При этом важная особенность сказки состоит в том, что она представляет собой не просто вымысел, а осуществляемый с её помощью особый приём раскрытия реальных жизненных тем и взаимоотношений человека и природы.
Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально - окра
шеный материал, когда за понятиями стоят определённые образы животного мира природы, растений, явлений природы и.т.д.
Внимание ребёнка привлекает новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные им предметы и явления. В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов природных сред. Такие сказки остаются в памяти детей на всю жизнь.
Авторские сказки отражают взгляды авторов на окружающий мир природы и человека, уровень знаний авторов о природе. Для экологического воспитания и образования следует отбирать наиболее точно с точки зрения моральных и научных ценностей сказки. Сказки, несущие достоверную информацию о природе и её законах. В младшем школьном возрасте дети легко воспринимают объекты природы, на равных наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. Это очень важно в воспитании эмоционального отношения к природе, умения ей сочувствовать, сопереживать.
Сказка, по словам В.А.Сухомлинского, - «Это радость мышления. Создавая сказку, ребёнок утверждает свою способность к творческому мышлению».
Создавая собственные экологические сказки, дети упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающим миром природы. Создание сказки – увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Взрослые должны принимать активное участие в сочинении сказок детьми, направлять их ход мыслей, объяснять принципы построения сказочных произведений. Со временем роль педагога может уменьшаться, а роль детей увеличиваться. Тем не менее, роль педагога остаётся очень важной: он генератор идей, воодушевитель и направляющее звено хода мыслей детей.
Чтобы создать сказку на какую-то тему, дети становятся настоящими исследователями, так как работают с энциклопедиями, научно-популярной литературой и интернетом. Изучив материалы, начинают придумывать сюжет сказки. То, что они познали во время исследования, становится для многих настоящим открытием. Свои открытия дети пронесут через всю жизнь. Многие сказки дети сочиняют в лицах и тогда получаются спектакли познавательного характера, которые содержат сведения о различных природных объектах, об их взаимосвязях и о последствиях нарушения их людьми, об экологической безопасности и экологически грамотном поведении человека, рациональном природопользовании. Сочинение сказок о дереве, которое они видят из окна своего дома, о море и его обитателях, о великой реке Волге и т.д. может изменить отношение ребёнка к окружающему миру, планете и своей родине, т.е. посмотреть на всё новым взглядом, взглядом гражданина и хозяина своей планеты. Дети любят сочинять свои сказки, а ещё больше «играть» в них - давать театрализованное представление своих сказок, где они в буквальном смысле, проживают её на сцене, погружаясь в мир природы и отношений людей к окружающему миру. Таким образом, театрализованные представления сказок помогают детям прочувствовать и пропустить все экологические проблемы через свои чувства и эмоции. Сценическое воплощение образов живой и неживой природы не только придаёт весёлый характер занятиям, но и побуждает наблюдать за окружающим миром, за привычками и повадками животных, проникать во внутренний мир живых организмов и узнавать больше об их жизни, чем на школьных уроках по окружающему миру. Это вызывает тёплые чувства у детей и любовь к братьям нашим меньшим. Подмостки для детей становятся не только местом для сказок, но и трибуной, откуда они могут смело заявить о себе и вступить в защиту своего дома, своей планеты, чувствуя себя при этом свободно и раскованно. Каждая такая сказка становится уроком жизни и становления нового гражданина страны с новой экологической культурой и новым мировоззрением.
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 33 имени Н.А.Мордовиной»
Г.В.Мамонтова.