ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Путь к гармонии»




ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Путь к гармонии»





















Цель: способствовать профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.
Задачи:
создание условий для снятия психоэмоционального и мышечного напряжения;
содействие в сплочении педагогического коллектива;
освоение педагогами техники саморегуляции эмоционального состояния, релаксации;
накопление педагогами ресурсных состояний.

Продолжительность: 45 минут
Количество участников: 10 – 12 педагогов, склонных к эмоциональному выгоранию (по результатам диагностики).
Необходимые материалы: листы бумаги, ручки.

Ход занятия
Вводная часть
Рассказ притчи «Вес стакана»
Цель: организация рабочей атмосферы в группе.
Время: 10 минут
Сообщение темы занятия.
Аргументация актуальности занятия.

Все слышали о людях,
у которых от беспокойства начинает болеть голова,
отсюда распространенные выражения типа
«Эта работа – сплошная головная боль!»
Э.Берн
(работа с эпиграфом)


«Не многие профессии могут сравниться с профессией учителя по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежеминутно испытывает ее носитель. Дети требуют больших эмоциональных, душевных, физических затрат, после которых обязательно нужно восстанавливаться. Это, к сожалению, не всегда получается у педагогов.
Опубликованы материалы исследований Н. А. Аминова о том, что через 20 лет работы у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все, что проявляется в их несдержанности, грубости, эмоциональной черствости.
Педагог, работающий в таких условиях из года в год, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей в дальнейшем к профессиональной деформации личности.
Как же сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Педагога?»
презентация
Постановка цели занятия.
Подготовка бэйджев (желаемая форма имени).
Принятие правил работы в группе (активность; искренность; Я-высказывания; конфиденциальность; безоценочность; активное слушание; правило «здесь и сейчас»)
Основная часть:
1. Знакомство
Перед началом дальнейшей работы, я думаю нам стоит вновь познакомиться. Как правило в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество.
Давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя своё имя, а также слово, отражающее настроение или состояние (например, Ольга - весёлая).

Упражнение 3. «Комплимент»
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы
« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты!
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания.  Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно  не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
- Наташа, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Оля, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Анализ упражнения:
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

3.«Что общего».
Выбирается один из участников в качестве водящего. Педагоги говорят вслух, что у них есть общего (в деталях одежды, в прическе, в характере) с данным человеком.
2. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия
4.Упражнение «Порядковый счет»
Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого.
4. Упражнение "Удовольствие"
Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам , что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.
5. Упражнение «Тест геометрических фигур»
 Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.
 Комментарий ведущего
 ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.
 ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.
 ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.
 КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.
 КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.
Упражнение «Застольная беседа».
Участники свободно двигаются по помещению. Тренер воссоздает дух застольной беседы, описав ресторан, известный приятной атмосферой и изысканной кухней. Затем перевоплощается в «старшего» и говорит: «Столик на двоих!». Это означает, что каждый участник должен найти себе пару - того, кто стоит ближе всех. Партнёры обсуждают тему: «Какую пищу я предпочитаю?».
 Затем дается команда: «Столик на четверых!», и каждая пара должна объединиться с какой-нибудь другой. Они беседуют на тему «Чем я люблю заниматься в свободное время?».
Следующий этап игры - «Столик на восьмерых». Пусть все квартеты объединяются попарно. Участники знакомятся друг с другом и затем ведут беседу на тему «Место, которое я обязательно хотел бы посетить».
        Обмен впечатлениями:
-    Что Вы узнали нового о других членах группы?
-    Что было особенно интересным и неожиданным?
Паутинка
Ведущий: Современный педагог обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое может возникать в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только педагога, но и детей. Мы знаем, что существуют разные способы снятия стресса. Давайте обратимся к нашим навыкам саморегуляции.
Участникам предлагается в течение 1 минуты обсудить и предложить свои варианты выхода из стрессовых ситуаций (Участники делятся на тройки и каждая группа предлагает свое упражнение – все остальные повторяют).
Вопросы: Чем вам понравилось это упражнение? Применяли ли вы его? В каких ситуациях оно было вам полезно? Трудно ли его вам было выполнять?
Ведущий: Мне приятно видеть, что вы пользуетесь знаниями, которые получаете на занятиях, что это вам помогает в решении ваших вопросов, что вы видите необходимость и пользу наших встреч. Таким образом, и я вижу значимость подобной работы со своей стороны.
Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.
8. Упражнение «Дружественная ладошка» (музыка)
 Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.
Выполнение задания участниками.
Ведущий: Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а, может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

Упражнение «Застольная беседа».
Участники свободно двигаются по помещению. Тренер воссоздает дух застольной беседы, описав ресторан, известный приятной атмосферой и изысканной кухней.

Заключительная часть
Цель: подведение итогов занятия.
Время: 15 минут
Обратная связь по занятию
- С какими чувствами уходите с занятия?
- Что было самым полезным для вас на занятии?
- Было ли то, что вызвало отрицательные переживания?
- Ваши пожелания на будущие тренинговые занятия.
Обратная связь от психолога.
«Помните от психологического здоровья и благополучия эмоциональной сферы педагога, зависит процесс и результат его деятельности, а самое главное – здоровье и благополучие детей».
По окончании занятия педагогам раздаются информационные буклеты «Психологические заметки» по теме «Синдром эмоционального выгорания», в которых представлены рекомендации по профилактике и снижению СЭВ.




Библиографический список
Аникина Е., Трофименко Е. Тренинг педагогического общения // Школьный психолог. – 2008. - № 7. – С.24-27.
Ступницкая М., Ступницкая К. Учительский стресс // Школьный психолог. – 2006. - № 4. – С.24-27.








13PAGE 15


13PAGE 14615




Рисунок 115