РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ: «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ КАК ФУНДАМЕНТ СЧАСТЬЯ БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ»












Родительское собрание:

«Родительский дом как фундамент счастья будущей жизни детей»





Классный руководитель:
Телятникова И. В.







ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»
2015-2016 уч. г.



Родительский дом как фундамент счастья будущей жизни детей
Цели: показать необходимость любви и взаимопонимания в семье для будущей жизни ребенка.
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
Как любовь хранить от перемен,
Чтоб светилась, сколько ни живи?
Есть разлуки в жизни, есть измены,
А еще есть будни у любви.
В суете с капустой, керосином
Перепутать все легко порой
И совсем забыть, что очи сини
И что брови черные – дугой.
Хлеб не куплен, каша пахнет дымом –
Не заметь, прости и позабудь.
Многое на свете поправимо,
А любви ушедшей не вернуть.
Л. Ошанин
Добрый день, уважаемые родители! Я не случайно начала наш разговор со стихотворения о любви Леонида Ошанина. Ваши дети подошли к такому возрасту, когда всерьез начинают задумываться о своей будущей жизни, о создании своей собственной семьи. Конечно, нам, взрослым, хочется, чтобы они прежде всего состоялись профессионально, нашли свое место в жизни, были счастливы. Но подлинное счастье невозможно без семейных ценностей, без счастья материнства, отцовства. Родительский дом может и должен стать фундаментом будущей жизни наших детей. Давайте задумаемся, насколько прочен этот фундамент. Поговорим о любви и взаимопонимании в наших семьях.
II. Тренинг «Чудо-семья».
Образуется несколько групп из четырех человек. Один исполняет роль отца, который должен вечером отдохнуть перед очень ответственным для него днем. Второй исполняет роль старшего ребенка, который хочет провести шумную вечеринку именно сегодня вечером. Третий – это младший ребенок, у которого какие-то проблемы; он погружен в свои мысли; он нуждается в поддержке, совете и участии. Четвертый – мама, которая сегодня вечером решила устроить большую стирку.
Участники должны договориться, как пройдет вечер в семье.
Когда решение будет принято, пусть каждая группа расскажет: удалось ли им договориться; чьи интересы пострадали; кто достиг своей цели; что каждый чувствовал в процессе игры; о чем сожалеют участники; что хотели бы изменить.
III. Литературная пауза.
Классный руководитель читает стихотворения, которые не нуждаются в комментариях. Сам литературный материал дает пищу для размышления.
Современная женщина!
Современная женщина!
Суетою замотана,
Но, как прежде, божественна!
Пусть немного усталая,
Но, как прежде, прекрасная!
До сих пор непонятная,
Никому не подвластная!
Современная женщина,
Современная женщина –
То грустна и задумчива,
То светла и торжественна.
Доказать ее слабости,
Побороть ее дерзости
Зря мужчины стараются,
Понапрасну надеются.
Не бахвалится силою,
Но на ней тем не менее
И заботы служебные, и заботы семейные!
Все на свете познавшая,
Все невзгоды прошедшая –
Остается загадкою
Современная женщина.
Е. Евтушенко
Я спросил на вершине, поросшей кизилом:
– Что мужского достоинства служит мерилом?
– Отношение к женщине! –
Молвило небо в ответ.
– Чем измерить, – спросил я у древней былины, –
Настоящее мужество в сердце мужчины?
– Отношением к женщине! –
Мне отвечала она.
– Чем любовь измеряется сердца мужского?
– Отношением к женщине!
Нету мерила иного, –
Отвечали хранители мер и весов.
Р. Гамзатов
IV. Знакомство с результатами анкетирования учащихся.
Классный руководитель сообщает, что на классном часе десятиклассникам было предложено несколько заданий:
З а д а н и е 1. Нарисовать словесный портрет настоящей женщины и настоящего мужчины.
Далее дается анализ работ учащихся. Учитель предлагает родителям сделать самостоятельные выводы из услышанного.
З а д а н и е 2. В каждой семье есть свои семейные нормы, то есть правила взаимоотношений между ее членами. Но, к сожалению, грубость процветает во многих семьях. Именно она становится источником многих конфликтов в семьях. Но не только грубость во всем виновата.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных отношениях людей или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
Запишите причины семейных конфликтов:
а) между мужем и женой,
б) между родителями и детьми.
Прежде чем озвучить ответы детей, классный руководитель предлагает выполнить аналогичное задание родителям. Ответы сравниваются.
З а д а н и е 3. Попробуйте вспомнить, какие из перечисленных ниже выражений вы используете при общении с различными людьми:
Слова, которые
вы говорите
Брату,
сестре
Друзьям,
знакомым
Родителям
Другим взрослым

Сколько раз повторять одно и то же?





Что ты ко мне пристал(а)?





Не буду





Не пойду





Неужели не понятно?





Все люди, как люди, а ты





Попробуй только!





Ну что ты понимаешь!





Замолчи!





Всем можно, а мне нельзя?





Ты что – ненормальный?





Прежде чем озвучить ответы детей, классный руководитель предлагает выполнить аналогичное задание родителям («брат», «сестра» заменить на «дочь», «сын»; «другим взрослым» на «друг другу»). Ответы сравниваются.
V. Психологический тест «Список претензий».
Выберите один из трех вариантов ваших действий.
1. Сын не вымыл после себя грязную посуду. Вы:
а) хватаетесь за ремень;
б) моете сами;
в) начинаете «читать мораль».
2. Дочь не заправила за собой постель и не убрала учебники со стола. Вы:
а) сбрасываете одеяло и учебники на пол;
б) все убираете сами;
в) проводите воспитательную беседу.
3. Сын разбросал свои вещи (одежду, обувь) по всей квартире. Вы:
а) начинаете все разбросанное пинать ногами;
б) все собираете сами;
в) объясняете, как вы вели себя в их годы.
4. Когда вы отдыхали, дочь включила музыку на всю мощь. Вы:
а) вырвали шнур из розетки;
б) заткнули уши;
в) объяснили, что так поступать неэтично.
5. Сын пришел домой за полночь, а вы не сомкнули глаз, ожидая его. Вы:
а) даете ему пощечину;
б) предлагаете поесть и скорее лечь спать;
в) объясняете, что в его возрасте так не поступают.
6. Вы – отец. Дочь не хочет делать работу, которую ей поручили сделать дома. Вы:
а) хватаете в руки шнур от утюга;
б) очень просите не подводить Вас;
в) звоните на работу жене и спрашиваете, что было ей поручено.
7. Сын в очередной раз устроил дома сборище друзей, пока вас не было дома. Вы:
а) всех вытолкали за порог;
б) тихо отсиделись на кухне;
в) поговорили с папой с глазу на глаз.
8. Дочь взяла без разрешения вашу одежду (куртку, пальто, перчатки) и испачкала ее. Вы:
а) устроили скандал;
б) пошли стирать испачканную вещь;
в) объяснили, что это неэстетично и негигиенично.
9. Дочь на час «повисла на телефоне», ведет совершенно бездумные разговоры с подругами. Вы:
а) отключаете телефон;
б) покорно ждете;
в) объясняете предназначение телефона.
10. Сын «до упора» смотрит телевизор. Вы:
а) выключаете телевизор;
б) изредка подсаживаетесь и смотрите те же передачи;
в) объясняете вред длительного просмотра телепередач.
Если среди выбранных вами ответов преобладает вариант а), то вы относитесь к деспотическому типу личности. Вам абсолютно неинтересна дальнейшая судьба ваших детей. Для вас важно, чтобы «сейчас все было хорошо». Вы не понимаете, что в результате такого обращения у ваших детей может развиться так называемый комплекс вины. Постоянно опасаясь наказания или грубости с вашей стороны, они будут стараться избежать его любой ценой. Начнут лгать, хитрить, изворачиваться, приспосабливаться. Немного повзрослев, начнут на ваши «решительные» действия отвечать грубостью. Не исключено, что сможете ощутить и силу ответного удара. Тогда беда – вам уже никогда не пользоваться авторитетом.
Если преобладает вариант б), вы относитесь к безвольному типу. Вам кажется, что если вы никаких действий в отношении явных нарушений предпринимать не будете, то «все равно все само собой образуется». Вы сами формируете у своих детей ощущение полной вседозволенности и безнаказанности. Это приводит к развитию расхлябанности и беспорядочности поведения. Дети никогда не поймут, когда нужно включать тормоза, когда нужно себя пересилить, когда необходимо взять себя в руки и начать работать над собой.
Преобладает вариант в) – вы относитесь к морализаторскому типу.
VI. Заключительное слово классного руководителя.
Я рада, что у нас состоялся такой интересный разговор. Надеюсь, что вы услышали ответы на интересующие вас вопросы. В заключение хочу прочитать вам слова немецкого философа Гегеля, который, на мой взгляд, точно определил значение семьи для всех ее членов: «Любовь членов семьи друг к другу основывается на том, что одно Я составляет с другим отдельным Я некоторое единство. Они не считают себя отдельными в их отношении друг к другу. Семья – это органическое целое. Ее части – это, собственно говоря, не части, а члены, которые имеют свою субстанцию только в этом целом и отдельно от этого целого самостоятельностью не обладают. Доверие, питаемое членами семьи друг к другу, состоит в том, что каждый интересуется не собой, а только целым». И еще – помните: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома (Л. Н. Толстой)». Счастья вам, любви и взаимопонимания в ваших семьях.
Литература
1. Ананьева, Н. А, Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья. – 1994. – № 1.
2. Баева, И. А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (возможности психологического словаря): учеб. пособие для учителя-психолога и ученика. – М., 1996.
3. Байер, К., Шейнберг, Л. Здоровый образ жизни. – М., 1997.
4. Балабанова, В. В., Максимцева, Т. А. Предметные недели в школе. Биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград, 2001.
5. Битянова, М. Р. Два в одном // Школьный психолог. – 1999. – № 20.
6. Горанская, С. В., Баранова, О. С. Выбираю жизнь: Программа ДОМ: учеб.-метод. пособие для сотрудников правоохранит. органов и учителей. – 2-е изд. – Петрозаводск, 2002.
7. Касаткин, В. Н. Педагогика здоровья. – М., 1999.
8. Касаткин, В. Н. Щеплягина, Л. А. Здоровье: учеб.-метод. пособие для учителей 1–11 кл. – Ярославль: Айрис-Пресс, 2002.
9. Корсаков, И. А., Корсакова, Н. К. Хорошая память на каждый день. – Донецк: ЧИКФ «ТББ», 1998.
10. Магомедова, Т.И., Канищева Л.Н., Формирование здорового образа жизни. 5 – 11 классы. Классные часы. – Волгоград: Учитель, 2007.
10. Петрусинский, В. Н. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. – М.: Новая школа, 1994.
11. Родионов, В. А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5–9 классов. – Ярославль, 2002.
12. Родионов, В. А., Ступницкая, М. А., Кардашина, О. В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. – Ярославль, 2003.
13. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
14. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
15