Потенциал уроков иностранного языка в духовно-нравственном воспитании детей


Учитель английского языка МКОУ «Зубутли-Миатлинской СОШ» Кизилюртовский район, РД.
Статья: Содержательный потенциал уроков иностранного языка в духовно-нравственном воспитании.
Развитие социально-экономической сферы нашего общества, изменения в области образования делают особенно актуальным проблемы духовности, нравственности, морали. В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения указано, что важнейшей целью современного общества и государства является воспитание высоко – нравственного ответственного творческого, инициативного гражданина России. Школа единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Ценности личности, конечно же, в первую очередь формируются в семье. Но более глубоко и последовательно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в школе. Поэтому именно в школе должно проходить не только интеллектуальное, но и духовное развитие детей.
Академик Д.С. Лихачев писал «Родной край, его история» - основа на которой только и может осуществиться рост «духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей истории.
Язык-хранилище культуры, этноса, в нем заключен весь познавательный опыт народа, его морально-этические идеалы. В этом смысле наша республика представляет собой один из ярчайших примеров сохранения национальных языков народов России, со своей самобытной культурой, традициями, обычаями и моралью своих предков.
Республика также имеет уникальный педагогический опыт духовно-нравственного, эстетического и трудового воспитания детей на иностранном языке в национальных школах. Поэтому можно только положительно относится воспитанию духовности, именно на уроках английского языка. Каждый учебный предмет, по сути, является средством становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. А «иностранный язык» имеет особенность: он как бы «беспредметен»» он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи берутся извне. Поэтому иностранный язык как никакой другой учебный предмет, затрагивает и обсуждает проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, помогает сравнивать свои взгляды с нормами морали общества. На уроке иностранного языка учитель может формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как «Иностранный язык» кроме лингвистических проблем затрагивает вопросы отношения и поведения ученика в той или иной жизненной ситуации.
Темы, обсуждаемые в ходе изучения иностранных языков очень актуальны. Это проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы окружающей среды, проблемы национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней. Среди методов и приемов, которые используются в процессе нравственного воспитания на уроках английского языка можно выделить групповую и парную работы. Обсуждение той или иной проблемы проходит в группах и парах, именно общении с окружающими, у детей складываются определенные точки зрения, а решение принятое в ходе обсуждения какой-то проблемы, сообщается всему классу, а класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор. А задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы превратить необходимые требования общества во внутренние качества каждого ученика, такие как, долг, честь, совесть, достоинство, патриотизм в рамках своего предмета. Такие уроки дают возможность активному общению коллективу учащихся, переживать, накапливать опыт нравственных взаимоотношений. Можно сказать, что здесь формируются навыки самостоятельной работы и для его успешного осуществления необходимо научиться слушать и понимать своих одноклассников, сравнивать свои знания со знаниями остальных, отстаивать свое мнение, помогать и принимать помощь.
Ролевая игра также является эффективным приемом в духовно-нравственном развитии ребенка. Это тоже форма коллективного общения. В ролевой игре каждый ученик несет личную ответственность за принятое решение но здесь обычно заранее оговаривается вариант поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя, в некоторых случаях оговаривается только результат общения, тогда как вариант поведения выбирает сам ученик. Конечно, во многом ролевое поведение зависит от языкового материала, но нравственная сторона также оказывает влияние на правильный вариант поведения. Задача учителя - показать образцы поведения, объясняя их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае в форме назидания и наставления. Лучше всего, корректировать поведение будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и объясняя свой выбор.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании детей играют тематические уроки. Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по Учебно-методическому комплекту В.П. Кузовлева, дает большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. А добиться этого помогают задания под рубриками “InYourCulture” (“ В твоей культуре”) и “ AllAboutMe” (Все обо мне”) Здесь происходит своеобразный диалог культур устами школьников, сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и особенное- это помогает объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках английского языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в создании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений, экскурсиях по историческим местам, проводить конкурсы английской песни и ставить инсценировки сказок в рамках недели английского языка.
В конце изучения темы “ Не хотели бы вы отправиться в Великобританию?” в 8 классе, учащимся предлагается “ пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие” Этот проект называется “ Добро пожаловать в Россию!” Познавательная сторона таких уроков -увеличение объема знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга, Махачкалы, как столицы Дагестана; воспитательный аспект- осознание понятия Родина, “ малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры, принадлежности своему народу и причастности к его обычаям и традициям.
Работая по теме « Моя семья», учащиеся представляют свою семью, рассказывают об общих увлечениях-одним словом, учатся гордиться своими близкими, изучают свою родословную а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев. В основной школе внимание делается на поддержание семейных традиций, повседневные заботы семьи, распределение семейных обязанностей, общей заботе о здоровье, добрых взаимоотношениях.
При изучении темы «Герои и гордость твоей страны» учащиеся знакомятся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и России, при этом обращается внимание детей на известных людей нашей республики, также и при изучении таких тем как «Достопримечательности Британии, Америки и России», «Образование» и другие. Здесь имеет место культурологическая сторона обучения, сравнение национальных культур разных народов.
Работая по теме ”Меняются времена, меняются стили, учащимся предлагается посещение нашего школьного краеведческого музея, впечатлениями о которой учащиеся делятся на английском языке. При изучении темы “Система социальной защиты” в 11 классе очень важное значение имеют уроки по теме ”Как живут пожилые люди?” Ребята собирают информацию о своих бабушках и дедушках : биографические данные, сведения об образовании и профессиях, которыми они занимаются на протяжении всей жизни, рассказы о семье (детях, внуках, правнуках ), о поддержке государства в виде пенсий и льгот. Самым важным в этой теме считаю личностный подход-желание подростков навестить своих пожилых родственников и оказать им посильную помощь. Для презентации данной темы учащиеся используют проектную методику.
Внеклассная работа по иностранному языку ( «Неделя английского языка») также является важной частью учебно-воспитательного процесса. Внеклассные мероприятия, посвящённые своей стране, её национальным героям, жизни и быту российского гражданина, позволяют повысить познавательный интерес у учащихся и создают условия для активного и творческого развития детей. Внеклассные мероприятия воспитывают в детях чувство прекрасного, умение понимать красоту музыки, литературы. Чтобы научить современных школьников, предпочитающих краткий язык SMS и Интернета, внимательному отношению к Слову, в нашей школе проводятся конкурсы стихов, инсценировки сказок на английском языке. Для учащихся старших классов проводятся различные викторины страноведческого характера, конкурсы на лучшее исполнение английской песни, гала концерты.
В основе духовно- нравственного воспитания учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочное время лежит идея интеграции английского языка, произведений российских и зарубежных писателей, истории России и страны изучаемого языка, географического и политического устройства нашей Родины, а также фольклора, изобразительного искусства, музыки и технологии. Кроме того, важной частью является применение информационно-коммуникационных технологий, что мотивирует учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные при изучении различных дисциплин, для решения поставленных задач.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание учащихся является одной из основных задач современного образования, где педагогу необходимо открыть ученика, повернуть к себе, а также включить в деятельность. Современная школа активно влияет на формирование мировоззрения учащихся, поддерживает их в духовном и нравственном становлении. А Российскому педагогу, в свою очередь, следует больше влиять на решение проблем, связанных с преодолением духовного спада в обществе, проблем воспитания человека, для которого нормы, правила и требования морали стали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, которые человек приобретает из-за своей внутренней тяги к добру.