Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы



Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе

Дата проведения: 20 января 2015 года

Тема урока: Антон Павлович Чехов «Ванька».

Тип урока: изучение нового материала(2 урок по теме)

Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного образа на примере главного героя рассказа А. П. Чехова «Ванька».

Задачи:
создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;
совершенствование умений анализа литературного произведения ,развивать умение характеризовать главного героя, развивать речь ;умение находить в тексте слова-доказательства; продолжить работу над содержанием рассказа. доводя до детей замысел автора ;развивать навыки исследовательской работы, иметь представление о времени жизни литературного героя.
Воспитывать нравственно-эмоциональную вдумчивость, сердечную чуткость, добрый и мудрый ум. Создавать предпосылки для становления самостоятельной, граждански осмысленной личности.
Основное содержание: урок имеет 3 фазы (вызов, осмысление, рефлексия).
На этапе ВЫЗОВА проведена работа по усвоению регулятивных УУД, создание ситуации, в которой дети совместно с учителем формируют тему и цель урока,
составляют план-алгоритм для характеристики литературного героя. Используют приемы КЛЕСТЕР и ТАБЛИЦА «ЗХУ»,
которые помогают обучающимся структурировать учебный материал.
На этапе ОСМЫСЛЕНИЯ осуществляется формирование читательской компетенции, через освоение познавательных УУД.
На этапе РЕФЛЕКСИЯ использован прием СИНКВЕЙН. Рефлексия включает три аспекта: рефлексию - содержания, процесса, результата, что обеспечило осознанное понимание результативности учебного труда.

Приемы ТРКМЧП- кластер, таблица «ЗХУ» (знаю-хочу узнать-узнал). Диаманта ,синквейн.

Планируемые результаты.
Познавательные УУД:
1) формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов ;
2)формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
3)формирование умения представлять информацию в виде схем;
4)формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
5)формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;
Коммуникативные УУД:
1)формирование умения слушать и понимать других;
2)формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3)формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
4)формирование умения работать в паре.
Регулятивные УУД:
1)формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника;
2)формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3)формирование умения прогнозировать предстоящую работу(составлять план);
4)формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1)формирование умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;
2)формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3)формирование умения оценивать поступки.
Организация образовательного пространства: фронтальная работа, групповая, индивидуальная.

Оборудование: памятки-инструкции для индивидуальной работы, учебник «Литературное чтение», таблица «ЗХУ», для инсценировки: чистый лист бумаги, подсвечник со свечой, чернильница, ручка с пером, лента времени, выставка книг.

Технические ресурсы: интерактивная доска Smart Board, мультимедийный проектор, презентация для урока, аудиозапись рассказа А.П. Чехова «Ванька».

Тип урока: получение нового знания


1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (учитель читает стихи)

Простой бумаги свежий лист!
Ты бел, как мел. Не смятии и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.

Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Кому и что ты принесешь:
Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?

Прощаньем ляжешь ты на стол?
Иль обратишься в протокол?
Или сомнет тебя поэт,
Бесплодно встретивший рассвет?
С. Михалков

2.Работа с лентой времени.
Учитель:
-Вчера на уроке мы с вами прочитали рассказ А.П.Чехова. (слайд1) Познакомились с главным героем этого рассказа.(слайд 2)
-А сейчас перенесемся в 19 век, на 123 года назад. Россия. (слайд 3)
-Давайте найдем на ленте времени и обозначим этот год.
-Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла родителей посылать своих детей на работу, иначе не прокормиться, не прожить, но не смотря ни на что, люди верили: пусть лучше далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, научиться чему-то, немного заработает.

3. ВЫЗОВ.
Учитель: - Сегодня у нас урок-знакомство (слайд 4- ЗНАКОМСТВО)
- Что такое знакомство?


Обучающиеся:
-Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге
Учитель:
- Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?
Обучающиеся:
- На внешность, одежду, жесты, походку, мимику
(слайд 5- ВНЕШНОСТЬ, ОДЕЖДА, ПОХОДКА, ЖЕСТЫ)
Учитель:
-Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
Обучающиеся: Нет.
Учитель:
- Обсудите в паре: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?
Обучающиеся:
- Надо обращать внимание на поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения, род занятий, обязанности.
(слайд 6- ПОСТУПКИ, РЕЧЬ, РОД ЗАНЯТИЙ, ПОВЕДЕНИЕ, ОБЯЗАННОСТИ, УВЛЕЧЕНИЯ)













Учитель:
- Вы назвали основные признаки, по которым можно судить о человеке. Для чего нужно обращать внимание на всё это?

Обучающиеся:
-Чтобы не ошибиться в человеке; чтобы принять его или нет; сделать выбор: будет другом или нет
Учитель: - У вас создаётся определённый образ, мнение о человеке. Сегодня работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?
Обучающиеся:
-Необходима тема.
Учитель:
-На прошлом уроке мы знакомились с личностью А. П. Чехова и историей создания произведения «Ванька», разобрали непонятные слова, поговорили о трудном детстве детей того времени. А сегодня на уроке мы знакомимся с кем? Как вы думаете?
Обучающиеся:
-С героем рассказа – Ванькой.
Учитель:
-А может ли эта схема нам помочь при знакомстве с Ванькой? (ДА)
(слайд 7- заменяет «ЗНАКОМСТВО» на слово « ВАНЬКА»)
Учитель:
-А почему ВАНЬКА, а не ИВАН, ВАНЕЧКА, ВАНЮША ?
-Давайте попробуем сформулировать тему урока. (Варианты учащихся)
Учитель:
-А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста «Сирота несчастная» Как вы понимаете эти слова? (Варианты ответов)
Работа со словарем «Дневник. ру»
Учитель:
-Сформулируйте УЗ.
Обучающиеся:
-Научиться анализировать образ героя.
Работа с таблицей «ЗХУ»
Учитель:
-Перед вами таблица «ЗХУ». Запишите все, что вы знаете о Ваньке в 1 столбик, а во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы узнать о Ваньке. Помните, что вам помогает схема, составленная нами совместно.



Индивидуальная работа (Дети заполняют 1 и 2 столбики таблицы « ЗХУ»)

З – что мы знаем
Х – что мы хотим узнать
У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.







Учитель: -
-Зачитайте, что у вас получилось.
Примерное содержание таблицы – что могут написать дети.
З – что мы знаем
Х – что мы хотим узнать
У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

- Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;
- Это рассказ;
- Ванька писал письмо дедушке в деревню;
- Ванька жаловался на тяжёлый труд;


- Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.
- Обязанности Ваньки;
- Обстановка - интерьер;
- Поведение;
- Поступки;





Физкультминутка «Чернильное пятно»
Учитель: - Сели свободно, расслабились, можете закрыть глаза и представить такую картину: за столом сидит Ванька и пишет письмо деду. По его щеке катится слеза, капает прямо на письмо и по его строкам растекается чернильное пятно А теперь откройте глаза покажите и скажите на что похоже это пятно? (Показ пятна)

3. ОСМЫСЛЕНИЕ.
Учитель:


-Внешность, одежда, походка, жесты можно объединить в портрет. (Учитель заменяет блоки).
-Что такое портрет?
Работа с термином «литературный портрет» по словарю «Дневник.ру»
Обучающиеся:
-Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.
Учитель:
-Портрет, Обязанности, Интерьер, Поведение, Поступки - все эти пункты помогут познакомиться с героем, раскрыть его образ. Всё это средства создания литературного героя. (слайд8-оставляет на доске только 5 блоков)













Работа в группах.
Средств много, поэтому работу проведём в малых группах. Для более продуктивной работы предлагаю памятки-инструкции. (Приложение). Внимательно прочитайте и приступайте к работе. Время ограничено – 7-10 минут. Если возникнут вопросы, можно воспользоваться моей помощью.
(Работа в группе: - обмен мнениями; работа с учебником, нахождение цитат; работа с рисунками; выводы, запись на листах, заполнение 3столбика таблицы «ЗХУ» подготовка докладчика к выступлению)




Учитель:
-Что вы узнали о Ваньке? Когда выступает докладчик от каждой группы, внимательно слушаем и делаем записи в 3 столбике, дополняем, задаём вопросы.
Основные черты Ваньки называют учащиеся от каждой группы, остальные учащиеся проверяют и дополняют свои записи в 3 столбике таблицы «ЗХУ»

4. РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель:
- Мы познакомились с главным героем рассказа Ванькой, используя разнообразные средства создания литературного образа, выделили его основные черты. Можно ли все эти черты отнести к одному определению «сирота несчастная »? Сумел ли автор показать, что герой его несчастный? (Высказывания учащихся).
Учитель:
- Вернитесь к УЗ. Достигли вы её или нет? Что помогло решить эту задачу? (Схема-план – КЛАСТЕР)
Учитель:
- Может ли составленный КЛАСТЕР пригодиться в будущем? (Кластер может пригодиться для характеристики любого литературного героя)
Учитель:
- Какие чувства у вас возникли во время чтения? (Жалость)
Учитель:
- Кто вызвал у вас эти чувства? Почему? (Ванька, он действительно несчастный; скорей всего без адреса письмо не дойдёт до дедушки)
Учитель:
-Сумел ли автор показать, что герой его несчастен?
Собери пословицу. Как вы их понимаете? (работа в группах)
(Слайд 9)
В сиротстве жить только слезы лить.
Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
Сердце матери лучше солнца согреет.
Учитель:
-Не только писатели, но и художники в своих бессмертных полотнах изображали тяжелую жизнь детей. Сегодня мы познакомимся с картинами В.Маковского «Свидание» и В.Петрова «Тройка»
Рассматривание картин.(слайды 10-11)
Учитель:
-Какие чувства вы испытываете?
Учитель:
-В заключении мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав ДИАМАНТУ. Вспомните, что такое ДИАМАНТА? СИНКВЕЙН?
Учитель:
- Молодцы! Этот вид стиха составляется по следующей схеме. (на доске записью схемы ДИАМАНТЫ, СИНКВЕЙНА,ХОКК слайд 12)

ВАНЬКА
несчастье
грязный, голодный
страдает, мучается, устал
горе, неудача, нужда, безысходность
ждет, мечтает, надеется
сытый, довольный
счастье



ВАНЬКА
СИРОТА
голодный, несчастный
пишет, надеется, мечтает
рождество исполняет желанье
Одиночество

- Чем заканчивается рассказ? (Многоточием)
Учитель: - Почему? (Недосказанность, ожидается продолжение)
Учитель: - В какое время написано письмо? (перед Рождеством)



Учитель: - А ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают! Давайте и мы представим такой поворот событий. (Высказывания учащихся

Сценка «Разговор двух почтальонов»
-Смотри, какой странный адрес!
-Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим.
-Да как-то нехорошо получается, ты внимательно посмотри- адрес написан детской рукой. Наверное ,он сирота.
-Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарыч?
-Да, ты прав. Завтра в эту деревню везет почту Савелий Иванович. Он все и выяснит.
К удивлению почтовых работников письмо Ваньки нашло адресата.
-Давайте мы совершим чудо. Напишем свои пожелания на звездочках и прикрепите к доске, рядом со словом «ВАНЬКА»
-Это удивительный рассказ. Правдивый, добрый.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Написать ответ деда.
Учитель:
-Написать ответ дедушки на письмо Ваньки.

6. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ «ЗАРЯДКА»
Учитель: - Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?
Если вам было плохо, скучно, неинтересно – то присядьте.
Если вам было хорошо, вам всё очень понравилось, вы себя чувствовали отлично – то поднимите руки и хлопните в ладоши.
Учитель: - Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на своё мнение. И выражать своё мнение можем не только с помощью жестов, но и с помощью речи. Спасибо за урок!


Заместитель директора по УВР____________________/М.Н. Волков/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка – инструкция № 1
(для групповой работы)
Портрет Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Каким вы представляете Ваньку?
* Сколько ему лет?
* Какова его внешность?
* Как одет Ванька?
* Наблюдателен и сообразителен ли Ванька?
* Какова речь Ваньки?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!

Памятка – инструкция № 2
(для групповой работы)
Обязанности Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Из чего состоит «ученье» Ваньки?
* Чем занимается Ванька в городе?
* Какие обязанности были у Ваньки в доме сапожника Аляхина?
* Как Ванька выполнял свои обязанности?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!

Памятка – инструкция № 3
(для групповой работы)
Интерьер (обстановка, где жил Ванька).
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Где жил Ванька?
* Что из мебели было в комнате?
* Где спит Ванька?
* Какие условия его жизни?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!

Памятка – инструкция № 4
(для групповой работы)
Поведение Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Почему Ваньке не нравилась жизнь в городе?
* В чём причины его страданий?
* Что чувствовал герой?
* Почему у Ваньки «жизнь пропащая»?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!





Памятка – инструкция № 5
(для групповой работы)
Поступки Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Какие поступки совершает Ванька в городе?
* Как Ванька относится к другим героям? Почему?
* Какие поступки совершал Ванька в деревне?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!









Одежда

Жесты

Внешность

Походка

Поступки

Знакомство

Речь

Род занятий

Поведение

Обязанности

Увлечения

2. Обязанности

3. Интерьер

1. Портрет

Ванька

5. Поступки

4. Поведение