«Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей»
Муниципальное образовательное учреждение детский сад №153
«Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей»
Бурлакина Марина Григорьевна
воспитатель
город Ульяновск
Проблема развития детского творчества является одной из актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире и возможностями детей. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности.
Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность. Необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества у детей. Детский дизайн дает широкий простор детскому творчеству, развитие которого в свою очередь является согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам центральной задачей образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
В детском дизайне заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно – эстетического и образно – пространственного восприятия окружающего мира у детей.
Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений, ведь именно на это направлен детский дизайн.
Работая с детьми необходимо развивать природные задатки. Важно научить детей видеть и понимать красоту окружающего мира, знакомить с произведениями искусства, а затем творить что – то новое, интересное.
Основными задачами моей работы является:
1.Объединение имеющихся ресурсов группы в центре художественно - продуктивной активности.
2.Обучение детей различным элементам дизайн - деятельности.
3.Развивитие у детей воображения, кругозора, интеллекта, рационально – логического мышления, умения видеть необычное в обычных предметах, художественно-творческих способностей детей.
4. Формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т. д).
5. Приобщение к дизайн – творчеству семьи воспитанников.
Работа, проводимая мною по формированию творческих способностей детей средствами детского дизайна, строится в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами.
Совместную дизайн-деятельность я провожу в форме « Дизайн студии». Разработан перспективный план работы на основе Общеобразовательной программы детского сада, программы «Конструирование и ручной труд» Л.В. Куцаковой, рекомендациями И.А.Лыковой «Художественный труд в детском саду», «Экопластика в детском творчестве» и в соответствии с методическими рекомендациями по организации детской дизайн - деятельности Г.Н Пантелеева и Л.А.Лялиной.
Для успешной работы с детьми в группе созданы благоприятные условия для развития интереса детей и самореализации их и в различных видах творческой деятельности.
В уголке изобразительного творчества сосредоточен весь необходимый материал для организации детского дизайна: различные виды бумаги и картона, ткани, природный материал, различный бросовый материал. Наполнение уголка ведется вместе с детьми. Некоторые материалы размещены в открытых коробках и полимерных баночках, что – то в закрытых (с разными крышками – вращающимися, захлопывающимися, с липучками и т.д.). Это дает возможность решить сопутствующие задачи: развитие мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве.
Работа с детьми строится с учетом как общедидактических принципов (систематичности, последовательности, доступности, активности, развивающего и воспитывающего обучения), так и современных подходов к обучению (комплексный подход к решению задач, интеграция содержания разных областей знаний и деятельностей, личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми).
В «Дизайн студии» проводятся занятия четырех типов:
Информационные занятия - на таких занятиях основной источник получения информации – взрослый. Информационные занятия проводятся с целью ознакомления детей с различными видами искусства; познавательные занятия-практикумы, где дети усваивают новую информацию в процессе практической работы с различными материалами под руководством воспитателя.
Занятия-эксперименты, на которых дети имеют возможность в рамках одного занятия получить представления о свойствах и качествах материалов, обобщенных способов действий. Занятия такого типа организуются в целях выявления особенностей и возможностей материалов, выявление обобщённых способов действий до решения творческих задач.
Самостоятельное детское экспериментирование познавательного характера и формирование обобщённых способов создания продуктов побуждают детей «встраивать» присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты;
Творческие занятия предусматривают совершенствование дошкольниками уже имеющихся ручных умений и навыков, преобразование накопленных знаний при решении творческой задачи в процессе проектирования, которые подразделяются на 2 вида: дизайн-рукоделие, предполагающие изготовление плоскостных и объёмных изделий выполненных детьми на одном занятии; дизайн-проект - выполняется ребёнком индивидуально, в сотворчестве со взрослым или группой детей под руководством педагога в течение продолжительного времени.
На занятиях дети могут сами решать, участвовать им в общей работе или нет. При организации дизайн - деятельности в форме творческой мастерской практикую свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы, перемещение по мере необходимости. Непременным условием организации занятий по детскому дизайну является атмосфера творчества.
Дети с большим удовольствием экспериментируют, соединяют различные материалы. В итоге получаются настоящие детские шедевры. Работы детей украшают интерьер группы, детского сада, дома. Ребята с удовольствием рассматривают работы, делятся впечатлениями. Гордятся результатом своей работы, уважительно относятся к работам сверстников.
Чтобы разбудить творческую активность каждого ребенка необходимо мотивировать предстоящую деятельность. Ребенок должен понимать зачем, для чего или кого он выполняет работу. Так, в нашей студии появляются сказочные герои и герои мультфильмов, мы получаем открытки, телеграммы, посылки. Есть у нас и определенные традиции. Мы с удовольствием поздравляем детей с праздниками и дарим подарки, выполненные детьми.
В организацию работы по детскому дизайну активно включились и родители воспитанников. В рамках взаимодействия с семьей организуется работа по педагогическому просвещению родителей и формированию у них дизайнерских знаний и умений: консультации «Дизайн в семье», «Портфель поделок», «Наши руки не для скуки», видео - ролики «Где водятся волшебники…», «Творческая мастерская», презентации «Оригами», «Квиллинг», «Народные игрушки», « Что нам осень принесла», «Мастерская Деда Мороза».
Воспитанники и их родители – активные участники и призёры конкурсов и выставок детского художественного творчества Муниципального и Всероссийского уровней.
Интересная и многогранная работа по внедрению детского дизайна в практику проводится среди педагогов. Открытые просмотры занятий, консультации, просмотр презентаций, посещение выставок помогают педагогам не только получить интересную информацию, но и получить практические навыки.
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.
Литература
1. Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. -2006. - № 5. - С. 26-30.
2. Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы: Художественный труд (основы дизайнобразования)// Начальная школа. - 1998. - № 10. - С. 20-31.
3. Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников
4. Куцакова Л. А. «Конструирование и ручной труд в детском саду: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО»/ТЦ «Сфера», 2016
5Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду»/ИД «Цветной мир»,2010
6.Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.
7. Пантелеев Г. Детский дизайн// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 26-30.
8. Пантелеев Г.О детском дизайне// Дошкольное воспитание. - 1997. - № 11. - С. 55-60.
9.Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. - № 3. – С. 34-36.
10. Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С. 35-41.
11. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// 10. 11.Ярыгина А. Дети и графическая сценография// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. - С. 24-30.