Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе.
Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе.
В настоящее время значение образования очень высоко. Человечество вступило в век информации. Но соответствует ли уровень знаний, которые дает ребенку современная система образования, требованиям нового экономического мира?
Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот. Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные учащиеся остаются без внимания.
Я в начальных классах вижу детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объёма, глубины материала. Однако, беседуя с учителями- предметниками, узнаёшь, что в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы.
Такие дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Трудности действительно возникают.
Этих детей поджидают не только радости учения, но и разочарования и конфликты. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями, с не всегда понятной умственной активностью.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.
В связи с этим, я думаю, возникает необходимость в совершенствовании процесса обучения с целью поддержки и развития познавательной активности таких учащихся. На первый план выходит актуальная проблема - работа с детьми, опережающими своих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта.
Каких детей называют одарёнными? Что можно сделать для их поддержки?
Единой общепринятой концепции одаренности нет. Произнося словосочетания «одаренные дети», мы постоянно подчеркиваем, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Итак, «одаренным» принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Это генетический дар, который раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Как не потерять таких детей? Как различить их в классе? Ведь в школе постоянно идёт процесс развития учащихся по строго выработанному плану для всего класса.
И как результат, к сожалению, в школе возникает противоречие между стремлением развивать всех учеников и неумением развить способности одарённых.
Существуют в основном 2 стратегии обучения одарённых детей: ускорение и обогащение.
Я выбрала для себя стратегию обогащения, где одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным программам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.
Работая около 20 лет в школе, я, как педагог, понимаю, что должна думать обо всех детях сразу, которые сидят в классе, и о каждом ребенке отдельно. Именно осознавая тот факт, что в классах дети очень различаются по своему уровню развития, умению учиться, мотивации, пришла к выводу, что необходимо использовать дифференцированную систему обучения.
В моём классе проводилось это следующим образом. По результатам диагностики класс был условно разделен на 4 группы. В первую группу попали дети с более высоким уровнем развития, чем у их одноклассников. Нельзя сказать, что они отличались высоким уровнем одарённости, но у них на основе проведённого психологического теста были выявлены задатки выше среднего уровня. В группу попало три человека.
Вторым шагом в работе с этими детьми было определение основных задач их развития и обучения.
Определившись со стратегией, я пришла к выводу, что нужно
перестроить свою работу. И, так как главная работа учителя осуществляется на уроках, то основное внимание уделила учебной программе. Пересмотрев программу, выделила задачи каждого предмета в целом, определила роль каждого предмета в начальной школе, сопоставила уровни требований начальной школы и среднего звена, дополнила содержание материала компонентом более высокого уровня сложности, ввела элементы опережения, большое количество теоретического материала, дополняя учебник Госстандарта материалом из учебников по РО и других источников (энциклопедий, интернет и т. д.). Составляя планы, продумываю типы уроков, которые приемлемы при изучении данной темы. Использую наряду с традиционными типами уроков, и другие типы уроков.
Изменения в программе, содержании уроков, сказались на развитии детей. Такие уроки не только положительно влияют на мотивацию, но и учат применять знания в реальной жизни. На своих уроках я ввожу много материала, имеющего отношение к истории, к познанию мира (а именно: сравнение и применение некоторых знаний, связанных с физикой, физиологией и анатомией), к охране окружающей среды. Опыт показывает, что целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и «слабых», создаёт атмосферу сотрудничества.
При работе с одарёнными детьми я руководствуюсь следующими принципами:
- использовать в своей работе большое количество творческих заданий;
- учёба должна приносить ребёнку удовольствие;
- необходимо самостоятельное добывание информации;
- уважение желания ребёнка работать самостоятельно;
- поощрение настойчивости, активности;
- не снижать самооценку ученика.
Задания, предлагаемые ученикам, должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.
Показателями правильно выбранной мною педагогической стратегии могут выступать результаты участий обучающихся в конкурсах, олимпиадах различного уровня.
Подведем итоги:
- перед началом работы с одаренными детьми необходимо учитывать их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть приёмами работы с ними.
-вне зависимости от системы обучения огромна роль в развитии детей самого учителя, особенно в младших классах.
- важен стиль преподавания учителя.
К сожалению, даже самые полные и эффективные методики – это только инструмент в руках учителя. И, как показывает опыт, лишь умело используя их, можно добиться высоких результатов.