Презентация Стратегия работы с одаренными детьми
Стратегия работы с одарёнными детьмиПедагог-психолог МКОУ ГШИ:Ошуева Э.В.В каждом ребёнке – солнце,только дайте ему светить…Шалва Амонашвили
Разглядеть одаренного ребенка в сфере образования очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят по успеваемости школьника.
Некоторые особенности психического развития одарённых детей Любознательность Сверхчувствительность к проблемам Высокий уровень развития логического мышления Повышенный интерес к дивергентным задачам Оригинальность мышления Гибкость мышления Продуктивность мышления Способность к прогнозированию Высокая концентрация внимания
ЛюбознательностьОдной из первых характеристик, отличающих одарённого человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берёт своё начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая ещё в психологии ещё и как потребность в умственных впечатлениях, характерна для каждого здорового ребёнка.Любознательность - это, образно говоря, следующий уровень развития познавательной потребности. Для её становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Становление любознательности возможно лишь благодаря ещё одной важной особенности. Речь идёт об эмоциях. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одарённые дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно тому как одарённые спортсмены получают удовольствие от повышенных физических нагрузок.
ppt_yppt_yppt_y
Сверхчувствительность к проблемамТомас Эдисон утверждал, что мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз. Этот вывод он сделал после одного собственного психологического опыта. Двадцать семь его лаборантов ежедневно, в течение шести месяцев, проходили по одной дороге, которая вела от лампового цеха к главному зданию завода. Рядом с этой дорогой росло вишнёвое дерево. Но когда Т.Эдисон стал спрашивать лаборантов о том, что за дерево растёт возле дороги, ни один из них не только не охарактеризовал это дерево, но даже, как выяснилось, не знал о его существовании. Развитие сверхчувствительности к проблемам, либо подавление её многие исследователи связывают, в первую очередь, с характером обучения.
Высокий уровень развития логического мышленияИзвестный российский психолог В.Н.Дружинин, анализируя подходы большинства специалистов к проблеме соотношения «интеллекта» и «креативности», выделяет три основные позиции:- отказ от какого бы то ни было разделения этих функций. Эта точка зрения характерна для большинства отечественных учёных. - утверждение, что между интеллектом и креативностью существуют пороговые отношения. Для проявления креативности нужен интеллект не ниже среднего.-интеллект и креативность - независимые, ортогональные способности. При максимальном снятии регламентации деятельности в ходе тестирования креативности результаты её измерения у детей не зависят от уровня интеллекта.
Повышенный интерес к дивергентным задачамДивергентными задачами называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. Способность решать дивергентные задачи - важнейшее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства, руководящей работе, предпринимательстве. Одарённые дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к открытым дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной степенью неопределённости мобилизуют и стимулируют активность ребёнка.
Оригинальность мышленияСпособность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо её отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.Многие специалисты рассматривают оригинальность как одну из основных особенностей мышления творчески одарённого человека. Но при этом, наряду со способностью продуцировать оригинальные идеи, существует и другой способ творчества - разрабатывать существующие. Если первый способ особенно ценится в творчестве научном и техническом, то второй - в художественном.Оригинальность творческого человека естественна, она не похожа на нарочистое желание выделиться. Порой, она вызывает удивление или насмешки окружающих.
Гибкость мышленияСпособность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далёким по содержанию, называют гибкостью мышления. Высокий уровень гибкости мышления - явление редкое. Поэтому наличие гибкости свидетельствует об исключительности, характерной для одарённых детей.
Продуктивность мышленияБольшое количество идей характерно для одарённого человека - как реакция на проблемную ситуацию. Новая идея - не просто ассоциативное объединение нескольких первичных, более простых идей и понятий. Соединение этих первичных идей и понятий должно быть содержательно оправданным, а происходит это лишь в случае отражения объективных явлений и отношений, стоящих за данными понятиями.
Способность к прогнозированиюТворчески одарённым людям в значительно большей степени, чем обычным, свойственна способность к прогнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. Для основной массы людей характерен так называемый презентизм мышления - они не могут представить себе будущее и прошлое качественно отличным от настоящего. Известный психолог А.В.Брушлинский отмечал, что человек, решая мыслительную задачу, тем самым хотя бы в минимальной степени прогнозирует искомое будущее решение. У одарённых детей это качество выражено ярче, чем у большинства.
Высокая концентрация вниманияДля одарённого ребёнка характерна повышенная концентрация внимания. Отсюда вытекает такая отличительная черта одарённого ребёнка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным занятиям. Признаки, отличающие одарённых учеников, следующие: у них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Психологический аспект: у одарённых детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей.
Выявление детей с предпосылками одаренности В 5 классах ежегодно психологом школы проводится диагностика по адаптации учащихся. Используется методика «Интеллектуальная лабильность» модификации С.Н.Костроминой с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности. Лабильность – способность распределять внимание от одной задачи к другой и быстро переходить со стадии обдумывания на стадию действия. Если придерживаться принципов работы с одарёнными детьми, то детей с высоким уровнем лабильности можно отнести к их категории.
Психологическое сопровождение одарённых детей в мкоу гшиЦель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. Задачи: 1. Развитие эмоциональной устойчивости. 2. Формирование навыков саморегуляции.3. Преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);4. Формированию коммуникативных навыков; Планируемые результаты:Развить творческие и интеллектуальные способности каждого.Повысить уверенность детей в себе и в своих способностях.Снизить уровень тревожности.
Спасибо за внимание!Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.Сенека