Доклад на тему Стратегия работы классного руководителя с одаренными детьми

«Стратегия работы классного руководителя с одарёнными детьми»
«В каждом ребёнке - чудо, ожидай его!»
«Все дети талантливы»
Г.К.Селевко
Актуальность темы Детская одарённость. Что это такое? Произнося это, мы тем самым подчёркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению, спорту предстаёт перед нами не как исключительность, а как потенциал. Большинство специалистов склоняется к тому, что при оценке уровня одарённости ребёнка следует оценивать не только и не столько склонные, сколько потенциальные возможности. В данном случае имеется в виду ориентация на «зону ближайшего развития». И именно в педагогическом и более всего в социальном плане значительно важнее не то, что демонстрирует ребёнок в данный момент, а то, что следует ожидать от него в будущем. Следует опираться на методы диагностики, к которым относятся методы оценки поведения и деятельности в реальных, а не в искусственных лабораторных ситуациях.
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Кого и по каким критериям можно отнести к одаренным.? Гипотеза: одарённость - дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Одарёнными чаще всего называют детей (мотивированных) по следующим признакам: с высокими показателями по специальным тестам интеллекта («IQ»); с высоким уровнем творческих способностей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, певцы, спортсмены) – их чаще называют талантливыми; хорошо обучающихся в школе (академическая одарённость), социальная одарённость – многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении, лидерские способности, духовная одарённость, связанная с высокими моральными качествами, альтруизмом. Роберт Стенберг, психолог из йельского университета, выделяет «практическую одарённость», ключевой особенностью которой называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Перечисленные виды одарённости проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружающей среды. Ребёнок растёт, раскрывается как личность. Что нужно сделать, чтобы выявить все возможности ребёнка? Классный руководитель выстраивает работу в направлении раскрытия в ребёнке его творческого «Я». Творчество- это выход за рамки, за границы, это неординарное мышление, изменение существующих знаний и норм, создание нового содержания, не включённого в программу усвоения. Необходимо обеспечить условия, в которых наиболее полно реализуется дар ученика. В процессе развития одарённости детей классный руководитель ставит перед собой определённые цели и задачи, так как он для одарённого ребёнка является личностью, умеющей правильно реагировать и воспринимать критику и не страдать от работы с людьми более способными и знающими, чем он сам; верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы, готов нести ответственность за принимаемые решения и быть человеком, заслуживающим доверия, уверенным в своей человеческой состоятельности и привлекательности; считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие, в положительные намерения, что следует ценить и уважать чувство собственного достоинства у окружающих; стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, готов учиться у других и заниматься саморазвитием и самообразованием. Цели: уделять особое внимание раннему выявлению интеллектуальной одарённости и поддержке одарённых (мотивированных) детей; развитие креативных качеств детей осуществлять в следующих направлениях: область творчества, степень творчества, уровень самостоятельности, степень отличия (оригинальность) работ других учеников, степень отличия от своих предыдущих работ; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему;
создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент не проявилась, а также просто способных детей, на которых возлагаются большие надежды в развитии их способностей.

Задачи: удовлетворение потребностей в новой информации (широкая информационно-коммуникативная адаптация);

предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

помощь одарённым детям в самораскрытии: их творческой направленности, умении показать себя в межличностных отношениях.



Теоретическое обоснование

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приёмов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. В стратегии работы классного руководителя с одарёнными детьми я использую « Технологию саморазвивающего обучения и самовоспитания личности» Г.К.Селевко, которая даёт возможности саморазвития личности в рамках «Я – концепции»;
используется «Личностно – ориентированный подход» в обучении и воспитании, который современные учёные – педагоги: Е.Н.Степанов, М.А.Александрова и многие другие педагоги считают необходимым требованием времени;

« Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова» - организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов;

использую гуманно-личностный подход, который включает в себя все перечисленные технологии.


Селевко Герман Константинович – кондидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г.Рыбинск Ярославская обл.). Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущности качества технологий РО и дополняет их следующими важнейшими особенностями:
Деятельность ребёнка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

* в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

* в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

* в защищённости (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

* в самоактулизации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальной пробы).


Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, на самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А.А.Ухтомскому.
Эта технология формирует интересы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие личности.

Творческая деятельность обучающихся организована в системе клубного пространства школы, включающего творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

Клубное пространство даёт незаменимый вклад в формирование положительной Я-концепции, убеждает ребёнка в огромных возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю).

Особенности методики

Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная. Позиция учителя: деловой партнёр, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение. Межличност ные отношения «учитель – ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнёрские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентирует ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.

Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова – совместная деятельность взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы:

* идея включения детей в улучшение окружающего мира;

* идея соучастия детей в воспитательном процессе;

* коллективно-деятельный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

* комплексный подход к воспитанию;

* личностный подход, одобрение социального роста детей.

Личностно – ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.
Степанов Н.И. и Александрова М.А. к основным понятиям личностно-ориентированного подхода относят следующее:
* индивидуальность;

* личность – постоянно изменяющаяся;

* самоактуализированная личность;

* самовыражение;

* субъект – обладающий творческой активностью;

* субъективность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным;
* Я – концепция – система представления о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность;

* выбор – возможность избрать вариант для проявления своей активности;

* педагогическая поддержка – помощь педагогов в решении их индивидуальных проблем.

Из основных понятий вытекают исходные положения и основные правила построения обучения и воспитания школьников, отражающиеся в принципах личностно – ориентированного подхода:
1. принцип самоактуализации;
2. принцип индивидуальности;
3. принцип субъективности;
4. принцип выбора;
5. принцип творчества и успеха;
6. принцип доверия и поддержки.

Методы и приёмы личностно – ориентированного подхода соответствуют таким требованиям, как:

. диалогичность;
. деятельностно – творческий характер;
. направленность на поддержку индивидуального
ребёнка;
. представление учащемуся необходимого
пространства, свободы для принятия

самостоятельных решений.
Гуманно – личностный подход – ставит в центр образовательно-воспитательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Такой подход обращает учреждение к личности ребёнка, к его внутреннему миру, к его способностям и возможностям, нравственной потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель педагогов: разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, создать все необходимые условия для более полного и свободного развития личности. Этот подход объединяет идеи:
* взгляд на личность как цель образования, личную направленность учебно – воспитательного процесса;
* гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
* отказ от принуждения как метода, не дающего результата в современных условиях;
* новую трактовку индивидуального подхода; * формирование положительной Я-концепции.

Я – концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит своё поведение, отношение к самому себе. В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма Я-концепция (Я не нравлюсь, не спосо-бен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную амому себе. личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная сторону.
Для формирования положительной Я-концепции, считает Г.К. Селевко, необходимо:
видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" - вот убеждение педагога);

создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжела-тельности, чтобы все виды жизнедеятельности в учреждении приносили ребенку радость;

исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного пове-дения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок");

предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положи-тельной деятельности "В каждом ребенке - чудо; ожидай его!" (Г.К. Селевко. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. - М., 1998).



Описание опыта стратегии классного руководителя с одарёнными детьми

Цель моего опыта: выявление одарённых детей;

создание условий для оптимального развития одарённых

детей, чья одарённость ещё не проявилась, и просто

способных детей с потенциальными возможностями;

развитие и выработка социально ценных компетенций

школьников, умение использовать свою одарённость

для получения новых знаний, для адаптации в

жизненных ситуациях, для решения разнообразных

проблем, чтобы в дальнейшей жизни находить своё

место в жизни.

Исходя из вышесказанного, основными задачами ставлю:

1. использование « Я – концепции» в работе с одарёнными детьми, учитывая умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
2.использование личностно-ориентированного и гуманного подходов с одарёнными детьми;
3.помощь одарённым детям в самораскрытии их творческой направленности, умении правильно показать и правильно выразить себя в межличностных отношения.


Такая воспитательная система позволяет использовать в работе следующие методы и формы деятельности.
Методы: Диагностический (наблюдение, анкетирование, беседа, ситуации);

Организационный (организация коллектив
·а и органов самоуправления, коллективной деятельности, распределение обязанностей);
Мобилизационно – побудительный (актуализация значимых целей, мотивация деятельности и поведения, внушение;


Коммуникативный (адаптирование отношений и выработка их норм, поэтапное усложнение взаимное ответственности, ориентации на доверие и сотрудничество);
Формирующий (формирование сознания и опыта жизнедеятельности, методы стимулирования);
Оценочный (сравнительный анализ, обобщение, групповая и индивидуальная самооценка);
Координационно – коррекционный (выбор и выработка одинаковых требований к обучающимся, к организации воспитательной работы);
Гуманистический метод и личностно – ориентированный.
Кроме того в работе используются и другие методы: словесный (беседы), наглядный (использование презентаций и другой наглядности), практический (ролевые игры, сценки, участие в праздниках и т.д.), проблемный (ситуации), самостоятельный (самостоятельная работа, анализ и вывод)


Формы воспитательной работы с одарёнными детьми:
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальные марафоны, проекты;
- участие в олимпиадах;
- участие в международных, всероссийских играх-тестах;
- соревнования, спартакиады, турниры;
- групповые и индивидуальные занятия с сильными обучающимися.



Наша Смирновская школа работает 11 лет по комплексной программе «Я живу в России». Главной целью является создание воспитательной среды, основанной на общечеловеческих ценностях и уважении прав ребёнка. В основе программы лежит комплексный подход по технологии Макаренко, на основе которой разработаны направления по видам деятельности школы. Основной формой работы является подготовка КТД, при подготовке которых используется технология Иванова, что позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и создавать условия для социализации личности. Данная программа реализуется через 6 направлений: «Защитники Отечества», «Здоровый образ жизни», «Каждому – дело по душе», «Закон и порядок», «Труд – дело чести ученика», «Что такое хорошо и что такое плохо». В связи с этим я строю свою работу по направлениям работы школы, учитывая работу с одарёнными детьми и создания условий для выявления одарённости, используя перечисленные выше методы и формы, которые органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаются определённым своеобразием. Идейным содержанием воспитательной программы школы является патриотическое воспитание, осуществляемое через направление «Защитники Отечества» и реализуется через задачи:
1. Восстановление исторической памяти;
2. Установление связи с прошлым поколением;
3. Воспитание национального самосознания;
4. Подготовка к службе в Российской армии.

Основной формой работы в формировании самосознания является классный час. В этом направлении были проведены классные часы по темам: «Символы моей страны», «Великие сыны Отечества», «Моя малая родина», где особенно отличились такие ребята: Кириков Никита, Шплецер Анжелика, Похабова Дарья, Самбур Татьяна, Астахова Дарья, любящие историю и литературу. При проведении классного часа «Великие сыны Отечества» использовался документальный фильм «Честь имею» для воздействия на эмоциональную сферу детей с помощью художественного слова, музыки, песен, документального и художественного кино «Мы из будущего». Эти средства помогают сделать вызов, который побуждает к размышлению и формированию исторической памяти, национального самосознания. Такие формы позволяют знакомить детей с культурным наследием, формировать эстетичекий вкус. Ребята моего класса учили стихи, исполняли песни о ВОВ, рассказывали о Нижнеомских героях-земляках и генерале Карбышеве.
Установить связь с прошлым поколением помогает операция «Обелиск». Никто из ребят моего класса не отказывается от участия в данной операции, перед этим с ними провожу беседу о погибших прадедушках, героях-пионерах. Это способствует осознанию долга перед прошлыми поколениями и осознанному участию в операции «Обелиск», где ребята протирают памятник, убирают прилегающую к нему территорию, принимают участие в митинге ко «Дню Победы». Хочется отметить особо Красулина Евгения, добросовестно, умело и с отдачей выполняющего трудовую работу, оказывающего помощь девочкам. Бекетова Анастасия трудится по-хозяйски. Традиционным в школе является конкурс среди мальчиков «Один день в российской армии». Этот конкурс выявляет физические, моральные, интеллектуальные возможности личности, формирует образ защитника Родины. Конкурс сочетает командный дух и индивидуальные достижения. В этом году в интеллектуальной викторине был лучшим Кириков Никита, а в командной эстафете - Жариков Даниил и Красулин Евгений – ловкие и быстрые (гуманно-личностный подход Я-концепции)
Особо хочется отметить проведение классного часа на тему: «Незримые хранители Кремля» (час общения «Традиция почитания икон»), с использованием презентаций о Московском Кремле. Целями были: познакомить детей с историей обретения икон на кремлёвских башнях; развивать познавательную активность детей, интерес к общественным событиям; способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма. Ребята увлечённо слушали учителя и с огромным интересам смотрели презентации. При рефлексии выяснилось, что у детей большое желание посетить Москву, узнать многое о городах России, в частности о Санкт – Петербурге. Классный час вызвал познавательную активность.
В этом году ребята моего класса приняли участие в муниципальном и областном конкурсе «Я росинка твоя, Россия» («Живая классика») в своей возрастной категории в номинации «Литературно – музыкальная композиция», где на районном уровне стали дипломантами. А в феврале участвовали в муниципальном патриотическом конкурсе «Россия – мой дом» с литературно-музыкальной композицией «Россия – ты любовь моя», где стали победителями. К 70-й годовщине снятия блокады Ленинграда детская организация района «Росток» и районный ДДТ провели викторину, где мои ученики приняли участие в викторине и награждены грамотами.
Большое значение в воспитательной системе имеет направление «За здоровый образ жизни». Содержание данного направления реализуется через следующие задачи:
1.Формирование понятия здорового образа жизни;
2.Формирование негативного отношения к вредным привычкам;
3.Формирование убеждения в необходимости заниматься спортом.
Основной формой работы является организация спортивных секций и проведение соревнований. В школе организована секция по баскетболу, в которую входят и ребята из моего класса. Секция проводится во вторник и пятницу, зимой была организована работа по лыжной подготовке. В течение года ребята участвовали в соревнованиях по баскетболу и волейболу на первенство школы. Игровые виды в спортивной деятельности помогают сформировать у ребят убеждения в необходимости занятий спортом и совершенствования своего физического здоровья. Соревнования убеждают ребят, что занятия спортом воспитывают в человеке выносливость, волю, что помогает в жизни добиться успеха, а курение и алкоголь приводят человека к деградации личности и потере здоровья. Спорт и курение не совместимы.
Формировать понятие «Здоровый образ жизни» помогают тематические классные часы и курс «Здоровье». Семеро ребят из класса занимаются в спортивной секции, а 9 участвуют в соревнованиях. В ходе классных часов формирую негативное отношение к вредным привычкам, иметь собственную позицию по данной проблеме. Но курение остаётся проблемой и кроется в окружающем социуме и образе жизни семей, где курят отец и мать.
Большую роль в воспитании личности играет направление «Закон и порядок». Оно решает задачи:
1.Формирование сознательной дисциплины школьников;
2.Негативное отношение ко всем вредным привычкам;
3.Формирование сознания, основанного на необходимости выполнения норм морали и закона.
Эти задачи реализуются через организацию детского коллектива и общественного мнения. Теоретической и практической основой являются идеи А.С.Макаренко. Эта технология реализуется через классный и школьный актив и предъявляет единые требования в рамках класса и школы. В классе сформирован актив по видам деятельности школы, который выбирают дети после обсуждения кандидатур. Уже на данном этапе детям предоставляется право самим вести классное собрание. В классе есть свои лидеры, к которым прислушивается весь коллектив. В технологии «Самосовершенствования личности» Г.К. Селевко 6 класс выделяется самовоспитанием личности «Сделай себя сам». Именно в этом возрасте обострённое чувство справедливости и несправедливости: рассказывают кто, как, когда поступил, дают оценку поступкам одноклассников, выражают свою позицию. В классе есть староста класса, заместитель, физорг, редколлегия, культмассовый сектор, цветовод, звеньевые, учком. Некоторые ребята совмещают должности, так как класс небольшой. Ребята, дежуря по школе, организуют на большой перемене игры с учениками начальной школы. Дети учатся анализировать проведённые мероприятия, обсуждают на Совете Дела, проявляют самостоятельность при подготовке к классным и школьным мероприятиям: ищут сценарии, оформляют классный уголок, самостоятельно подыскивая для него материал, придумывают поздравления ко дню именинника, игры, загадки, развлечения. Самостоятельно контролируют выполнение домашнего задания друг у друга, дежурство по классу. Используя технологию сотрудничества, учатся договариваться между собой и прислушиваться к мнению других. Следят за выполнением порученного задания. В классе есть «костяк», вокруг которого всё вертится, который является опорой классного руководителя. Я осуществляю помощь активу, направляю инициативу в классе. Всё это помогает осуществлять демократизацию воспитательного процесса. В классе нет курящих детей, но есть курящие родители. В школе отработана система наставничества, и я как классный руководитель наблюдаю за детьми из группы риска (Жариков Даниил, Красулин Евгений), вовлекаю их в общественную жизнь класса и школы, провожу коррекцию поведения, осуществляю связь с родителями и администрацией школы. Так Красулин Евгений любит посещать спортивную секцию, занимается в кружке «Умелые руки» по столярному делу.
Развитие творческих способностей осуществляется через реализацию задач направления «Каждому дело по душе», в рамках которого решаются задачи:
1.Развитие творческих способностей.
2.Организация детского досуга.
3.Формирование умений и навыков.
4.Формирование эстетического вкуса.
Выявление и реализация творческих способностей осуществляется через организацию кружков эстетического направления: ССБТ «Эдельвейс» от РДДТ, музыкальную школу, вокальный сельский кружок. Танцевальный кружок ССБТ «Эдельвейс» посещают 3 детей, музыкальную школу – 1, вокальный – 1,что составляет 33% от всего класса. Кружком руководит Дьяков А.С. Здесь дети учатся владеть языком движений танца: развивают гибкость, музыкальность, пластику, грацию, чувство ритма, чувство партнёра. Ими подготовлены танцы: «ЧА-ча-ча», «Венский фигурный вальс», «Русский вальс», «Менуэт», «Самба». Ребята выступают на концертах ко Дню Учителя, ко Дню Матери, Новый год, осенний бал , к 8 Марта, к 9 Мая, в День России в школе и сельском ДК, Ланина Ольга выступает, играя на баяне. В этом году отмечается более высокий уровень и сложность исполнения танцев.
Формирование умений и навыков в организации КПД осуществляется через применение технологии Иванова, которая позволяет ставить и решать задачи на каждом этапе организации КТД.
1 этап – дети планируют форму проведения мероприятия, распределяют задания, обсуждают план.
2 этап – идёт подготовка: одни ищут сценарии, распределяют роли, что-то придумывают, другие отвечают за музыку, третьи – отвечают за развлечения, игры. Я, как классный руководитель, являюсь помощником и координатором. На третьем этапе – проведение мероприятия. В этом году мы готовили танец снежинок к Новому году, исполняли частушки и новогодние песни, на осеннем бале танцевали осенний вальс, ребята участвовали в конкурсах, каждый старался самовыразиться. Татьянин день проводили в детской школьной организации «Дружба» мои обучающиеся. Они были ведущими, танцевали, проводили конкурсы. Все ребята класса активно участвовали в подготовке и проведении праздника «8 Марта - лучший день», были ответственны за это мероприятие. Каждый что-то делал. Здесь были презентации, танцы, песни, комплименты, сценки, поздравления. При этом я использовала технологию самовоспитания Селевко Я-концепцию.
Задачи нравственного воспитания решаются через учение Сухомлинского и напрвление «Что такое хорошо и что такое плохо», в основе которого находится формула: формирование понятий – на основе понятий формируются нравственные убеждения – итогом являются нравственные поступки и нравственное поведение. Основной формой является классный час по нравственным проблемам. При отборе содержания классных часов я использую пособие Давыдовой. Так мной проводился классный час «Главней всего погода в классе», «За что мы ответственны?», «Будь справедлив к окружающим» и др.
Одним из критериев оценки личности является отношение к труду. В отношениях к своим трудовым обязанностям раскрываются все качества ребёнка. Это позволяет осуществить направление воспитательной работы «Труд – дело чести ученика», в котором решаются следующие задачи:
1.Формирование у обучающихся потребности в труде;
2.Формирование навыков работы по выращиванию овощей и цветов;
3.Формировать умение совместно трудиться.
Эти задачи решаются через различные формы трудовой деятельности: организация самообслуживания в кабинетах (побелка, уборка, генеральная уборка), субботники по благоустройству (чистка садов, копка клумб), выращивание овощей, цветов, картофеля. Организация дежурства проходит по классам, каждый сдаёт и принимает посты. За дежурство отвечает староста класса. Навыки совместного труда формируются через субботники, где ребята все вместе приводят в порядок данную им территорию, выделяются лидеры, разгельдяйство коллективом не поощеряется, и ребята выражают своё отношение к таким школьникам.
Выводы:
В своей работе я опираюсь на индивидуальный подход в обучении и творческом развитии обучающихся путём вовлечения детей в различные мероприятия и ориентируясь на игровые, ролевые формы воспитательной деятельности, используя технологии Селевко, Иванова, Макаренко, Сухомлинского и различные методы, на массовые формы
проведения мероприятий, беседы, вовлекаю детей к участию в различных конкурсах, олимпиадах, играх Международного и Всероссийского масштаба.
Поэтому неслучайно, что каждый из класса грамоты за тот или иной конкурс, в котором стал не только участником, а призёром или победителем.



Список литературы:
Карлова Г.Н. Опыт работы.
(Г.К. Селевко. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. - М., 1998).
Зайцева Ю.В. «Этикет-ШОУ»

I. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1987. 2 Берне Р. Развитие Я-концегшии и воспитание - М., 1986. 3. Газман О.С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. - М., 1996. 4. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1989. 5. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания - Минск, 1974. 6. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып 2. - М.,1996. 7 Маркова А.К.. и др. Формирование мотивации ученья. - М., 1990. 8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991. 9. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности / / Народное образование. - 1995. - № 8; 10. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.| II. Ухтомский А.Л. Собрание сочинений. Т 1. Учение о доминанте. - Л., 1950. 12. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интер- пракс, 1995. 13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.
14.       Под редакцией Е. Н. Степанова, М. А. Александровой «Классному руководителю о классном часе», технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа,:М. «ТЦ Сфера», 2002.
15.      Черникова Т. В., Сукачева Г. А. « Старшеклассник без стрессов и тревог», программы занятий методические рекомендации,: М. «Глобус
16. Курсовая работа студентки 3 курса Таганрогского Педагогического Института Гаран Е.П.





































«О д а р ё н н ы е д е т и»







Опыт работы
учителя русского языка и литературы
МКОУ «Смирновская СОШ»

Дьяковой Ирины Валентиновны















2014 г.
15