РЕФЕРАТ Телекоммуникационные проекты по информатике
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И
ПЕРЕПОДГОТОВКИ – ГОРОД МОСКВА
РЕФЕРАТ
Телекоммуникационные проекты по информатике.
(Выполненное задание 5)
Материалы к зачёту
По дисциплине для направления подготовки
Педагогическое образование
Методика преподавания информатики
Выполнил:
слушатель факультета ДПО
Охлопкова Г.Н.
Москва-2016
Содержание.
Введение. стр. 3
Глава 1. Телекоммуникационные проекты в общей образовательной школе 1.1.Информационная среда общей образовательной школы стр. 5
1.2. Что мы называем телекоммуникациями стр. 7
1.3.Особенности применения компьютерных телекоммуникаций в общей образовательной школе стр.10
Глава 2. Методика использования телекоммуникационных проектов в школьном курсе информатики
2.1. Понятие «проект» и проектная деятельность стр.15
2.2. Организация проектной деятельности учащихся в сетях. Классификация телекоммуникационных проектов стр. 18
.Этапы работы над проектом стр. 23
Глава 3. Практическая работа. Проект «Мой земляк – ветеран» (к 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.)
3.1.Координация сетевого взаимодействия участников проекта стр. 27
3.2. Организация проекта «Мой земляк – ветеран» (к 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.) в Чкаловском районе. стр.30
Заключение стр.42
Список использованной литературы стр.43
Деятельность — единственный путь к знанию».
Джордж Бернард Шоу.
Введение.
Как бы мы не говорили о высоком уровне советского образования, нужно признать, что в конкурентной борьбе с другими системами мы проигрываем.
Курс информатики в общеобразовательной школе, несмотря на его «молодость, необустроенность и динамичность» является ключевым моментом изменения преподавания информатики в современной школе. Проблемам формирования содержания и методике преподавания информатики в школе посвящены исследования С.А. Бешенкова, А.Г. Гейна, А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, А.Г. Кушниренко, М.П. Лапчика, В.М. Монахова, И.Г. Семакина, А.Л. Семёнова, А.Ю. Уварова, Н. Д. Угриновича, Е.К. Хеннера, и др.
При этом авторы формулируют новые принципы и методологии организации учебного процесса, учитывающие индивидуализированные формы учебной деятельности и нацеленные на выработку проектно-исследовательских навыков, создание условий для становления комплекса компетентностей, которые рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях информационного и коммуникационного пространства. Совершенно верно, что классно-урочная система очень удобна для учителя своей стабильностью, повторяемостью и получением результатов, тем не менее, она не позволяет отдельному школьнику увидеть себя в наиболее интересной лично ему работе, определить свое место, где он смог бы показать себя, приложить свои собственные силы. У школьников закладывается стереотип мышления, ожидание руководства над собой старшего. При таком подходе система не может развиваться.
Таким образом, возникает проблема: функционирование школьного курса информатики в рамках классно-урочной системы, ограниченность курса временными рамками не позволяют реализовать полноценную информационную деятельность школьников.
Увеличивается разрыв между наиболее одаренными и средними обучающимися. Это приводит к попыткам выделиться «середнячкам» в других сферах, например, за счет агрессивного, вызывающего поведения и т.п. Их лозунг - перетерпеть школу. Это очень слабый стимул для ученика.
Для движения вперед самое главное – сомневаться в том, что ваши знания совершенны. Следовательно, школа должна развивать у обучающихся критическое мышление. Для этого необходимо особое образование, основанное на умении анализировать полученные знания, сомневаться в них, критически переосмысливать, сопоставлять разные точки зрения, уметь анализировать источники информации с позиций доверия им.
Огромное влияние на учеников имеет сеть Интернет, где информация может быть очень полезна, совершенно бесполезна и крайне вредна. Необходимо учить школьников работать с первоисточниками, отличать научные подходы от популярного изложения, частные суждения от общепринятых, а это требует наличия от учеников собственных знаний, на которые можно опереться.
Главным результатом школьного образования должен стать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах.
Для стимулирования интереса школьников к освоению информационных технологий на уроках информатики необходимы методы создания ситуации новизны, актуальности исследуемых проблем. Необходима связь содержания учебной деятельности с жизнью, осознание общественной и личной значимости освоения компьютерных коммуникаций обучающимися, что является важным фактором мотивации обучения.
Глава 1. Телекоммуникационные проекты в общей образовательной школе 1.1.Информационная среда общей образовательной школы
Жизнь в условиях информационного общества меняет представления людей об информации. Чем полнее информация, которой человек сможет овладеть, тем в более выгодном положении по сравнению со своими коллегами по работе или учебе он окажется.
А.Ю. Уваров считает, что образованный член общества должен знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться, оценивать и обрабатывать имеющиеся у него данные с различных позиций. Следует признать, что уровень развития человека, его обучаемость существенно зависят от форм и качества общения, от наличия доступа к информационным ресурсам.
Расширить разные способы общения людей позволяют дистанционные технологии.
Перед системой образования встает глобальная проблема - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде обитания. Она должна обеспечить формирование у людей новых знаний, умений, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, а также нового, целостного миропонимания и информационного мировоззрения.
В настоящее время в России, как и во многих других странах, осуществляется процесс обновления образования, смещаются акценты в целях образования, начался практический переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации. Образование становится «открытым» или приобретает «открытую учебную архитектуру».
Проблемам формирования и развития системы открытого образования посвящены многие работы. Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах лежит на пути личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, а познавательная деятельность была бы ведущей в системе учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма учитель - учебник - ученик была заменена на новую: ученик - учебник - учитель. Такая система отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. Главной отличительной чертой этого направления является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования национальных систем образования с тем, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность обучающегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков образовательных программ и средств обучения, административных работников.
Однако в условиях классно-урочной системы, господства авторитарного стиля в педагогике это реализовать практически невозможно.
Совершенно новые возможности для обучающихся и преподавателей открыли телекоммуникационные технологии. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность обучающихся быть членами социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости. Получают все большее распространение международные телекоммуникационные проекты (УТП).
УТП способствуют поиску нового содержания образования, изменению организационных методов и форм обучения.
В последнее время в практике школ распространяется модель «открытого курса информатики», представляющая интегрированный учебно-методический комплекс, который включает учебный процесс по информатике и дополнительное образование в информационной среде школы. Информационная среда - это часть образовательного пространства школы, функционирующего на основе компьютерных коммуникаций. Она включает электронные образовательные ресурсы, новые формы организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся с использованием информационных и коммуникационных технологий, в том числе дистанционные формы обучения и учебные телекоммуникационные проекты.
Дистанционным формам обучения и УТП посвящены работы Е.С. Полат, А.Ю. Уварова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что УТП обладают огромным педагогическим потенциалом для образования. Однако, как отмечает А.Ю. Уваров, они не оказались востребованными в обучении общеобразовательным дисциплинам. Сделать проекты предметно-ориентированными мешают многие объективные и субъективные факторы. В частности, «закрытость» школ, школьных дисциплин, отсутствие простых и нетрудоемких методик их использования, да и просто отсутствие в школах достаточного количества ПК. В традиционном учебном процессе (в курсе информатики) освоение компьютерных коммуникаций затруднено в силу того, что, как правило, обучение протекает в рамках локальных сетей, в лучшем случае - в Internet-сети. Эффективное же освоение компьютерных коммуникаций может быть осуществлено в рамках глобальной сети Internet. Опыт использования Internet в учебных целях показал высокий педагогический потенциал телекоммуникационных проектов.
1.2. Что мы называем телекоммуникациями
Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т.п.)».
В школьной практике, говоря о телекоммуникациях, чаще имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи. Это компьютерные телекоммуникации (КТК). Передача и прием информации в КТК могут быть прямыми — с компьютера на компьютер (синхронная связь) и через промежуточную ЭВМ (асинхронная связь), которая позволяет накапливать сообщения и передавать ее на персональные компьютеры по мере запроса пользователями.
Синхронная телекоммуникационная связь.
В этом случае партнеры должны предварительно договориться между собой о времени связи и некоторых процедурных вопросах. Такая связь не всегда удобна, особенно если речь идет о партнерах, находящихся в разных временных поясах.
Асинхронная телекоммуникационная связь. Существует возможность пересылать информацию точно такими же средствами, но не сразу на компьютер партнера, а на промежуточную ЭВМ, специально предназначенную для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты.
Электронная почта (e-mail, сокращ. от англ. electronic mail) — наиболее быстрый способ доставки писем и других видов сообщений. Время доставки состоит из двух периодов: времени, которое требуется для пересылки сообщения с вашего компьютера на компьютер получателя сообщения, и времени, через которое ваш коллега обратится к своему «почтовому ящику» и прочтет пришедшую ему почту. Если первый период времени зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пересылается от нескольких секунд до одного дня в любую точку планеты), то второй период времени полностью зависит от получателя.
В настоящее время электронная почта завоевала большую популярность в мире и стала так же широко использоваться, как и телефон, радио, факс или периодическая печать. Общаться между собой по электронной почте могут пользователи, находящиеся в пределах одного учреждения или находящиеся в различных уголках планеты.
Электронная почта используется для пересылки текстовых сообщений или файлов (содержащих компьютерную программу, графическое изображение, обработанные с помощью текстового редактора документы, электронную таблицу иди даже аудио- и видеоинформацию) одному иди нескольким адресатам; распространения «электронного журнала», «электронной газеты» или «электронной рекламы».
КТК также используется как средство доступа к программам удаленных компьютеров и сетевым службам, например, для получения файлов определенных документов или ответов на запросы из сетевых баз данных.
Разновидностью почтовых услуг Интернет, сохранившей значение и в современных условиях внедрения более совершенных информационных сетевых программных средств, являются конференции.
Существует два вида электронных конференций, проводимых в Интернет: «реальные» конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно, возможно даже с использованием звука и видеоизображения (это — дорогой и организационно относительно сложный вид услуг), и отсроченные во времени дискуссии, которые чаще всего и называются электронными конференциями или телеконференциями.
Электронные конференции обычно разбиты на несколько «сюжетных линий», объединенных одной темой.
Конференции бывают «открытыми» — доступными для любого пользователя сети или «закрытыми», доступ к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего конференции («модератора») и лишь для избранного контингента участников, приглашенных ведущим. Прежде электронные конференции были основным информационным средством в сети, они использовались и для учебных целей, и для организации электронных газет и журналов, а также для проведения совместных проектов группой ученых или учащихся.
Уже сейчас КТК активно внедряются в различные сферы человеческой деятельности: в науку, производство, банковское дело, образование и здравоохранение. Умение правильно и быстро пользоваться различными источниками информации и средствами доступа к ней, включая и КТК, очень важно для людей XXI века (т.е. наших сегодняшних и будущих учеников).
Компьютерные телекоммуникации сейчас не только самый новый, но и самый перспективный вид телекоммуникаций. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами общения - телефон, обычная почта (теперь ее на Западе называют snail-mail - почта-улитка) и передачи информации (телефакс). Во - первых, они дешевле многих других средств передачи текста (стоит отметить, что появляются даже специальные программы, позволяющие с помощью Интернет вести междугородные разговоры по телефону (это гораздо дешевле обычных услуг телефонных компаний). Во-вторых, допускают удобный асинхронный режим работы с почтой, в-третьих, позволяют не только получать и хранить, но и обрабатывать информацию.
1.3.Особенности применения компьютерных телекоммуникаций в общей образовательной школе.
Текст, передаваемый по сети, становится автономным объектом, с которым может работать сам обучающийся, вносить изменения непосредственно в полученный материал. Таким образом, учебный текст одновременно становится рабочей тетрадью.
Современные средства представления информации на экране ПК позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: можно выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или клипы, отрывки кино. Особенно важно, что эти средства являются стандартными. Они входят в базовый пакет программ информатизации офиса, распространяемый фирмой «Майкрософт», так что, приобретая такой пакет, школа обеспечивает не только учебный процесс по предмету «Основы информатики», но и потребности работы в сети Интернет.
Возникает новая с точки зрения эргономики ситуация; обучающийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы обучающиеся с использованием КТК овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно быстрее, а не в выпускном классе, как предлагалось раньше. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личным. Он может самостоятельно переделать любой текст, полученный из сети, иллюстрируя его по своему усмотрению, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную линию доказательств, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.
Электронные учебники позволяют поставить вопрос о соотношении дистанционного и традиционного обучения. Часто дистанционное обучение рассматривается как автономный вид обучения, противоположный общепринятому способу обучения. Информационная технология на данном этапе предполагает изменение способов работы с разнообразными программами. Программы для работы в сетях тесно увязываются с остальными стандартными прикладными программами (офисными приложениями) в плане унификации (графического) интерфейса пользователя. В результате учебные курсы, созданные для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переносятся на дистанционное обучение.
Компьютерное представление материалов создает психологические основы, способствующие восприятию и запоминанию материала с использованием подсознательных реакций обучающегося: например, подведение итогов или выдача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться определенным звуком или мелодией, настраивающей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее, в процессе подготовки курса и не требует сосредоточения внимания учителя.
Вместе с тем важно иметь в виду и определенные ограничения для КТК, вытекающие из технической природы средств, используемых для передачи информации. Скорость передачи текста превосходит скорость чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с ограничениями. Средние по качеству модемы, реальные для школ в ближайшем будущем, не позволяют поддерживать естественный темп речи и музыки. Картина среднего размера воспринимается человеком за считанные секунды, а передача ее по сети занимает несколько минут. Но, технический прогресс в этой области идет такими быстрыми темпами, что не следует считать эти ограничения непреодолимыми в ближайшие годы.
Перспективы развития компьютерных телекоммуникаций.
В ближайшей перспективе нас ждет совершенствование средств передачи информации, повышение скорости передачи, делающее реальным применение глобальной Интернет – сети в школе.
С точки зрения применяемых программных средств наблюдается тенденция к повышению «агрессивности» и адресности подачи информации, переход от разрозненных информационных серверов к информационным каналам, сосредоточивающим в едином потоке разнообразную и чрезвычайно богатую по содержанию информацию по широко определенным тематическим рубрикам, таким, как «спорт», «дом и развлечения», «образование». Такой подход в какой-то мере объясняется тем, что поисковые системы, имеющиеся в Интернет, недостаточно эффективны, выдают много документов, не имеющих отношения к тому, что требуется абоненту. Поэтому происходит откат к старым, но надежным системам иерархической классификации документов, имеющихся в громадных информационных залежах Интернет.
С точки зрения применяемых ПК идет повышение сложности программ, работающих на ПК абонента, что допускается современными мощными машинами. В результате многие функции «обогащения содержания» и мультимедийные торговые продукты разных фирм - разработчиков перекладываются на машину абонента, что сокращает объемы передаваемой по сети информации и позволяет создавать очень богатые изобразительными элементами и структурно сложные мультимедийные информационные каналы.
В нашей стране развитие сети Интернет идет стремительно и сдерживается в основном плохим качеством телефонных линий. С применением оптоволокна увеличивается скорость передачи информации.
Что касается присутствующих в Интернет запасов программного обеспечения, способного повлиять на эффективность преподавания школьных предметов, следует отметить, что многие достаточно сложные пакеты программ распространяются условно бесплатно (FREE), их можно просто загрузить на свой ПК из сети, заплатив только провайдеру Интернет за время подключения к сети, необходимое для этой операции.
Загрузка крупных пакетов программ может занять несколько часов, однако плата провайдеру в этом случае, конечно, несравнимо мала в сравнении с реальной стоимостью программ. Правовой режим shareware предполагает возможность загрузить программу и использовать ее в течение некоторого времени (как правило, не более 30 дней), после чего предполагается, что абонент должен либо заплатить сравнительно небольшой регистрационный взнос и получить программу в полную собственность, либо стереть программу со всех своих дисков. Наконец, в Интернет имеется большое количество так называемых демо-версий программ, представляющих собой программы, в которых не реализованы некоторые важные функции, без которых программа не представляет для абонента реального интереса, одна демо-версия позволяет получить полное представление о возможностях программы. Демо-версии, как правило, можно свободно распространять и использовать, они рассматриваются как реклама продукции.
Эти три основных направления распространения программ в Интернет, по-видимому, будут интенсивно развиваться в будущем, поэтому будущему педагогу нужно сформировать свое отношение к таким продуктам. Отметим, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Конечно, условно бесплатное распространение программ в Интернет приносит фирмам миллионные доходы за счет других источников прибыли, росту которых способствуют эти программы. Но не нужно «запирать на ключ» свой ПК от Интернет по этой причине. Современный бизнес устроен так, что он приносит выгоду и покупателю, и продавцу.
2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
2.1Понятие «проект» и проектная деятельность.
На фоне развития идей гуманистического направления в философии начала века, в образовании возник метод проектов, разработанный американским педагогом Дж.Дьюи. Тогда же проектная методика привлекла к себе внимание отечественной школы, прежде всего, попыткой ориентироваться на личные интересы ученика, строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность детей. Под руководством С.Т.Шацкого группа русских педагогов активно использовала эти идеи в практике преподавания до конца 30-х годов. В последние годы в отечественном образовании вновь возрос интерес к этому методу, ориентированному на самостоятельную (индивидуальную, групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческих работ обучаюащихся, работ с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.
Проект – (от латинского «выступающий вперед») еще в словаре иностранных слов 1865 года издания определялся, как предположение о том, что необходимо сделать для достижения какой-нибудь цели.
Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной (для обучающихся) или объективной новизной, имеющих практическую или теоретическую значимость.
Под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченного учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.
“...В школе его можно рассматривать как такой метод, который направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание обучающимися конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности”.
Суть метода вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.
Цель использования метода проектов – выработка у обучающихся проектного мышления.
Главным смыслом исследования и проектирования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не достижение объективно нового результата, как в «большой» науке. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Проект – работа, направленная на разрешение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результата.
Проектирование опирается на определенные требования научного подхода, в частности в современной литературе выделены такие:
не принимать решения без анализа;
не считать метод проб и ошибок рациональным;
расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;
стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной связи и последовательности не наблюдается;
составлять мысленные макеты, модели, образы, схемы будущего объекта проектирования, максимально используя свои знания и воображение, и только затем переходить к изучению литературы и баз данных;
подходить к любому вопросу разносторонне и системно;
считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие, которые наилучшим образом соответствуют конкретным условиям, цели;
учитывать, что принципиально новые решения часто воспринимаются как нереальные, фантастические или просто плохие.
Главное в школьном проекте обучение новым способам мышления и способам работы, в том числе в команде:
- умение представлять результаты своей работы;
- отстаивать их перед аудиторией;
- сопоставлять различные точки зрения на одну проблему или задачу;
- умение четко указывать свой фронт работ,
-нести всю полноту ответственности за качество их выполнения.
Таким образом, актуальность проектных работ в школах в первую очередь связана с необходимостью
- развить у обучающихся конструкторское и критическое мышление, присущее технологическим, техническим, научно-исследовательским работам,
- научить их отслеживать и
- реализовывать путь проекта от замысла до
- практического осуществления и внедрения (если проект имеет практическую направленность), делать это достаточно конкретно.
Проектная деятельность обучающихся - это не только неотъемлемая часть образования, но отдельная система в образовании, одно из направлений изменений современного образования.
2.2. Организация проектной деятельности учащихся в сетях. Классификация телекоммуникационных проектов.
Отечественные и зарубежные школы имеют уже почти 20-летний опыт проведения телекоммуникационных проектов. «Учим и учимся с радостью и вдохновением!» - это девиз учителей, которые работают в телекоммуникационных проектах. Телекоммуникационный проект - это совместная, учебно-познавательная, исследовательская или игровая деятельность учеников-партнеров, которая имеет общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, нацеленные на достижение совместного результата и организованные на основе компьютерной телекоммуникации. Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в классе на уроке по какому-либо предмету, всегда интегрированные, так как требуют привлечения знаний не из одной предметной области, как это в большинстве случаев происходит на уроках, а обязательно – знания из нескольких предметных областей. Проводимый телекоммуникационный образовательный проект должен отвечать общим требованиям:
в нем обучающиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;
работа обучающихся проводится в сетях. Она осмысленна и активна - они вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде. Им приходится посылать и получать большое количество текстовой, цифровой, графической информации, анализировать также поступающую к ним информацию и пытаться синтезировать новые идеи;
в проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной групповой работы.
При этом, применение электронной почты целесообразно, если:
текстовая информация используется широко и многократно;
даются быстрые ответы;
узнаются мнения других;
появляется возможность общения с другими сверстниками, новыми людьми.
В настоящее время для увеличения скорости обмена информацией, для более тесного взаимодействия используется ещё и технология «Skype» - общение по видеосвязи.
На сегодняшний день существует iEARN - Международная образовательная и ресурсная сеть, общественная организация, объединяющая учителей и учеников из более 100 стран мира, которые работают в различных учебных и гражданских проектах, используя электронную почту и телеконференции.
Эта образовательная программа нацелена не на поддержку конкретных школьных учебных курсов, она даёт своим участникам возможность самостоятельно выбирать темы и организовывать их проведение в самых разнообразных конференциях и Интернет - форумах. Девизом Международной образовательной и ресурсной сети стали слова: «Через телекоммуникации молодежь изменит мир к лучшему».
Специфика телекоммуникационных проектов состоит в том, что они по своей сути всегда межпредметны.
По каждому учебному предмету может быть разработана собственная классификация возможных проектов. Знание типологии проектов дает учителю возможность наиболее рационально и эффективно организовать совместную деятельность обучающихся. Особенно это касается телекоммуникационных проектов, в которых задействованы многие и многие обучающиеся из разных не только школ, регионов, а подчас и стран. Здесь нужна четкая согласованность действий разных коллективов, и одним из инструментов, помогающих понять сущность планируемой работы над проектом, обеспечить взаимопонимание между партнерами, является общепринятая типология, а значит и структура, проектов.
Для примера можно привести разработанную канд. пед. наук М.Ю. Бухаркиной типологию проектов по иностранным языкам.
I. Языковые (лингвистические) телекоммуникационные проекты.
1. Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и умений.
2. Лингвистические, направленные на изучение языковых особенностей; изучение языковых реалий (идиом, неологизмов, сленга и т.п.), изучение фольклора.
3. Филологические, направленные на изучение этимологии слов, литературные исследования, исследования историко-фольклорных проблем, творческие.
II. Культурологические (страноведческие) проекты.
Культурологические (страноведческие) проекты предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более продвинутом уровне владения языком посредством организации межкультурного общения с целью ознакомления с культурой, историей, этнографией, географией, экономикой, политикой, государственным устройством стран-партнеров, искусством, литературой, архитектурой, традициями и бытом народов и т.д. Проекты этого типа носят ярко выраженный исследовательский характер. Их целесообразно проводить с носителями языка, т.е. эти проекты больше подходят именно для телекоммуникационных международных проектов. Иностранный язык здесь выступает в роли средства общения; естественная языковая среда способствует формированию потребности использования иностранного языка как средства коммуникации. С точки зрения содержания культурологические проекты могут иметь разные тематические направления.
1. Историко-географические, знакомящие с историей страны, города, местности; с географией страны, города, местности.
2. Этнографические, нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического состава народа, проживающего на данной территории, национальных особенностей культуры разных народов и т.д.
3. Политические, цель которых — ознакомление с государственным устройством стран, политическими партиями и общественными организациями, со средствами массовой информации и их влиянием на государственную политику, законодательством страны и т.д.
4. Посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.
5. Экономические, посвященные проблемам финансовой и денежной системы, налогообложения, инфляции и т.д.
III. Игровые и проекты – ролевые игры.
Ролевые игры и игровые проекты, так же как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посредством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уровень применения по аналогии, уровень творческого применения). Такие проекты также наиболее интересны, когда они организуются как международные телекоммуникационные.
С содержательной точки зрения игровые и ролево-игровые проекты могут быть следующих типов.
Воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний.
Имитационно-деловые, моделирующие профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни.
Драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях. В роли персонажей или авторов этих произведений в таких проектах выступают сами обучающиеся.
Имитационно-социальные, где обучающиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей и др.).
Все виды проектов, если это международные проекты, ведутся на иностранном, в большинстве своем английском языке, и потому представляют помимо возможности реализации дидактических или методических задач дополнительный интерес, поскольку они создают реальную языковую среду, на базе которой совершенствуются языковые ЗУН. Почти все виды проектов предусматривают использование исследовательских методов для решения заложенной в них проблемы.
По количеству участников проекты подразделяются на личностные, парные, групповые.
По длительности – на длительные (несколько месяцев, один учебный год) и постоянно действующие проекты (без ограничения времени).
На практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов.
Далеко не все проекты, какими бы интересными и практически значимыми они не казались, могут отвечать характеру телекоммуникационных проектов.
Телекоммуникационные проекты педагогически оправданы только в тех случаях, когда в ходе их выполнения предполагаются:
• многочисленные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, и другим явлением, которые требуют сбора данных для решения поставленной проблемы;
• сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, которые имели место в разных местностях, в разных временных рамках для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений и т.д.;
• сравнительное изучение, эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций решения, то есть для получения данных об объективной эффективности способа решения проблемы, которая предлагается;
• разработка определенной темы (выведение нового сорта зерновых);
чисто практическая работа или творческая работа - создание журнала, исторического документа, газеты, web-странички, пьесы, книги, музыкального произведения;
проведение совместных спортивных, культурных мероприятий, народных праздников и т. д.;
• проведение захватывающей приключенческой, но обязательно совместной, компьютерной игры, соревнования.
Технология телекоммуникационных проектов предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, с другой - интегрирование знаний, умений с различных отраслей науки, техники, творчества, а также совершенствования работы с компьютером.
2.3 Этапы работы над проектом.
Любой телекоммуникационный проект проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее время принято выделять восемь основных этапов работы над проектом.
1. Организационный
Он включает представление и поиск партнеров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.
2. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта.
Включает определение целей и задач (зачем я затеваю этот проект, что мои ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом), обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. какие конкретно темы будущих проектов помогут моим ученикам получить определенную информацию, приобрести необходимые навыки, каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной мною задачи). Этот этап проводится состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).
3. Обсуждение методических аспектов и организация работы обучающихся на уроке и во внеурочное время
Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично) или но сети. Если проект международный, то, учитывая разницу в методологических подходах партнеров разных стран к решению одних и тех же учебных задач, этот этап можно опустить, поскольку непонимание предмета обсуждения с обеих сторон часто ведет к прекращению всяких контактов. Лучше предоставить возможность каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него методических концепций.
4, Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп обучающихся, подбор необходимых материалов
Общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами обучающихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.
5. Работа над проектом
Тщательно разработанные задания для каждой группы (по 2 — 5 человек) обучающихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.
6, Подведение итогов, оформление результатов
На этом этапе группы (в отдельности или совместно с партнерами, по заранее достигнутой договоренности) обобщают результаты своей работы, оформляют их в виде книги, журнала, видеофильма, других продуктов своего творческого исследовательского труда.
7. Презентация проекта
Готовый и оформленный проект должен пройти заключительный этап презентации в классе, телеконференции в Интернет, на школьной конференции, как решат участники проекта. Конечно, речь идет о более или менее крупных проектах или даже программах, которые выполняются не на одном - двух уроках, а занимают достаточно продолжительный отрезок времени. Результаты такого проекта вместе с его описанием могут быть размещены на специальной Web-странице своей школы или школы партнера в Интернет. Презентация всегда подразумевает дискуссию, возможность для участников презентации задавать любые вопросы по теме исследования, творческой работы и получать аргументированные ответы со стороны разработчиков.
8. Рефлексия.
По завершении работы в проекте необходимо организовать внешнюю оценку проекта, ведь таким образом можно отследить его эффективность. Критериями оценки качества проведения проекта могут выступить:
- регулярность выхода на связь;
- копии всех отправляемых и получаемых посланий;
- рабочие материалы;
- планы уроков, электронные таблицы;
- результаты анкетирования или интервью.
Эффективность активности и самостоятельности обучающихся можно отследить по результатам их отчетов о ходе их работы в проекте. Вопросник для обучающегося может состоять из следующих позиций, которые помогут при разработке последующих проектов:
Как ты организовал свою деятельность?
В каких видах работ участвовал?
Какими видами информации пользовался и как ее отбирал?
Достаточно ли было тебе времени, отведенного для работы?
Какой вид работы ты выбрал и почему?
Каким образом использовался тобой компьютер?
Чему ты научился в результате работы по проекту (о том, как собирается необходимая информация, о том, в каких видах может быть представлена та или иная информация и пр.)?
Что нового ты узнал о себе и о товарищах в группе?
Что в заданиях понравилось (что — нет)?
Глава 3. Практическая работа. Проект «Мой земляк – ветеран» (к 70 – ю Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.)
3.1.Координация сетевого взаимодействия участников проекта
С каждым годом все больше российских школ подключается к действующим на территории нашей страны телекоммуникационным сетям. Но большой проблемой в небольших школах до сих пор остается доступность телекоммуникаций всем желающим — и учителям, и обучающимся школы. И всё же движение вперёд есть.
При этом вся работа по использованию телекоммуникаций распадается на техническую и педагогическую составляющие.
Техническая сторона. При рассмотрении механизма реализации проекта можно выделить три активных действующих стороны.
Во-первых, важную роль играет координатор телекоммуникационного проекта, оказывающий консультативную и организаторскую помощь в проведении проекта, обеспечивающий взаимодействие между руководителем, авторами проекта и его участниками посредством телекоммуникационных технологий.
Во-вторых, значимой активной стороной являются исполнители на местах – учителя-предметники, привлекающие своих учеников к участию в телекоммуникационных проектах и организующие деятельность школьников, поддерживающие связь с руководителем и между собой, например, с помощью электронной почты.
В-третьих, методический руководитель (куратор) проекта. В качестве методических руководителей выступает кураторская служба, состоящая из методистов городского методического объединения «Совершенствование сетевой проектной деятельности общеобразовательных организаций города». Куратор проекта помогает методически правильно спланировать, оформить и провести проект.
Такая триединая структура является залогом успешности проектного метода, обеспечивая ему высокий научный уровень, оперативность, широкий круг участников и их доступ к самым современным знаниям и технологиям. Телекоммуникационный образовательный проект предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь может выступать в роли организатора, координатора проектной деятельности школьников, руководителя проекта, консультанта, локального координатора, и даже участника.
Необходимым элементом поддержания качества телекоммуни- кационных проектов является поддержка авторов, кураторов, коорди- наторов телекоммуникационных проектов, которая включает в себя:
курсы повышения квалификации потенциальных координаторов и авторов телекоммуникационных проектов;
программу индивидуальной поддержки, в рамках которой ме- тодическая служба кураторов (специалистов с большим опытом разработки и реализации телекоммуникационных проектов) выступает наставником своих коллег;
регулярные семинары, конференции и т.п.
Все сотрудники, участвующие в организации телекоммуникационных проектов: и потенциальные авторы, и участники, - привлекаются к участию в семинарах, конференциях и других мероприятиях по вопросам проведения телекоммуникационных проектов; проведение городского конкурса телекоммуникационных проектов, например «Калейдоскоп сетевых проектов». Организация проектной деятельности обучающихся в образовательных организациях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса организационно-управленческих, учебно-методических, информационных, дидактических и психолого - педагогических задач. Результатом работы должна стать готовность педагогов к созданию и проведению телекоммуникационных проектов.
Педагогическая сторона. Чтобы понимать, чему учить детей через проектный метод, учитель должен хорошо разбираться в этом сам. Какой бы самостоятельной ни была работа обучающегося над проектом, основная тяжесть все равно лежит на учителе. Именно учитель, часто в одном лице, представляет собой:
заказчика проектного продукта, именно он должен поставить задачу ученикам,
руководителя работы по его созданию, координатора работ,
вдохновителя будущих свершений, энтузиаста,
помощника в трудных ситуациях, специалиста и консультанта,
благодарного зрителя-слушателя,
осторожного критика, организатора обсуждения, человека, задающего вопросы, часто неудобные, но требующие ответа,
эксперта, оценивающего результат проектирования;
учитель должен в ходе работы над проектом решать задачи обучения и воспитания;
учитель, не получающий удовольствия от процесса работы над проектом, не может дать ученикам представление о радости и удовлетворении такой работой и, следовательно, не должен выступать руководителем или консультантом;
если учитель выбрал тему, которая ему самому интересна, но известна слабо, то высок уровень опасности допустить ошибку в силу некомпетентности в области проектирования и получить фатальные ошибки в качестве результата.
Чтобы избежать их учитель должен контактировать со специалистами в выбранной области (преподавателями вузов, научными сотрудниками, инженерно-технологическими кадрами), привлекать их в качестве консультантов, экспертов, помощников.
3.2. Организация сетевого проекта «Мой земляк – ветеран» (к 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.) в Чкаловском районе Нижегородской области.
Детская общественная организация «Радуга» осуществляет свою деятельность на площадке МБОУ Либежевская СОШ им. Р. Е. Алексеева в Чкаловском районе.
Одним из приоритетных направлений детской организации является социально - значимая деятельность.
Данный вид деятельности помогает школьникам понять и почувствовать, что в их силах изменить жизнь к лучшему – если не во всем мире, то на своей малой родине, школе, расширяя знания об окружающей действительности. Работая в проекте, обучающиеся приходят к осознанию возможности решения социальных проблем территории собственными усилиями. Социальное проектирование учит детей и подростков работать в коллективе, творчески подходить к каждому делу. Они становятся более ответственными, активными.
Детская организация «Радуга» за период с 2006 года реализовали значимые для поселка Либежево социальные проекты: «Чистый родник», «Чистый поселок», «Дети детям», «Чистый берег», «На крыльях Алексеевкой мечты». В основном они носили экологический характер.
В 2014-2015 году на базе МБОУ Либежевской СОШ стартовал районный интернет проект «Мой земляк - ветеран», приуроченный к 70-ти летию Великой Победы. Данный проект был направлен на привлечение внимания обучающихся, родителей, педагогов к изучению истории родного края, истории Великой Отечественной войны.
Цель проекта: Привлечение внимания педагогов, родителей, обучающихся к изучению истории родного края, истории Великой Отечественной войны через создание Интернет-ресурса «Мой земляк - ветеран»
Задачи проекта:
-повысить интерес к истории родного края, показать ценность победы на судьбах конкретных людей – ветеранов путем вовлечения в творческую поисковую исследовательскую работу;
-создать электронный образовательный альманах для музеев и библиотек района;
-развивать проектную компетентность обучающихся: умение моделировать, анализировать, ставить проблемы и находить их пути решения;
-изучить социальные сетевые сервисы.
Ожидаемые результаты:
- создание электронного альманаха о ветеранах Чкаловского района;
- расширение круга социальных партнеров;
- приобретение навыков проектной деятельности;
- укрепление чувства гордости за своих земляков. 301180599123512701059815В октябре 2014 года активом детской организации был проведен социальный опрос, в котором участвовали 100 респондентов, учащихся школ района. Анкета состояла из пяти вопросов (приложение 1).
29514802306955
Результаты данного социологического опроса показали, что у респондентов было желание поучаствовать в интернет - проекте и узнать о годах Великой Отечественной войны и истории своего района того времени. Это значит, что идею сетевого проекта можно было осуществить. Сами организаторы неоднократно были участниками областных интернет – проектов («Символы земли Нижегородской», «По дорогам Олимпийских игр»), но в роли самостоятельных организаторов выступили впервые.
В октябре 2014 года ребята со старшей вожатой (учителем информатики) Н.В.Попенко обратились с данной инициативой к директору школы, он поддержал актив детской организации. Все вместе направились к начальнику районного отдела образования, где представили свои идеи. Ребятам были даны советы по организации проекта, совместно они определили состав жюри, были определены социальные партнеры, частично был решен вопрос с финансированием проекта. Также ребята встретились с председателем районного совета ветеранов, получив поддержку и согласие о сотрудничестве. В ходе реализации проекта они не раз обращались за помощью и советом в районный совет ветеранов.
Актив детской организации при поддержке старшей вожатой Попенко Н.В., учителя математики Батариной Е.В., директора школы Попенко Д.Л. приступили к разработке плана реализации, положения о проведении интернет – проекта.
План реализации проекта был составлен в следующем виде:
№ Действие Сроки Ответствен-ные Результат
Подготовительный этап
1. Сбор детской организации «Радуга» 7 октября 2014 года Старший вожатый. Председатель Детской организации Приняли решение о реализации интернет проекта на базе МБОУ Либежевской СОШ.
2 Разработка программы проекта 14-21 октября 2014 года Актив детской организации Разработали программу проекта, обозначили пути реализации
3 Встреча с директором МБОУ Либежевская СОШ Попенко Д. Л. 23 октября 2014 года «Дипломаты» Директор школы поддержал инициативу реализации проекта, помог в организации встречи с начальником РОО Грошовкиной О.А.
4 Встреча с начальником районного отдела образования Грошовкиной О.А. и методистом ИДЦ Крестьяниновой А.К. 28 октября 2014 года «Дипломаты» Начальник РОО поддержала инициативу ребят. Даны рекомендации по организации проекта, определен состав жюри, социальные партнеры.
5 Отправление письма в адрес Симагиной Е. В. и Хомутовой Т. А. с просьбой оказать финансовую поддержку в рамках реализации проекта
(Приложение 2) 1-6 ноября 2014 года «Дипломаты» Выделены денежные средства на реализацию проекта
6 Встреча с Зайковой Руфиной Михайловной, председателем Совета ветеранов Чкаловского района Нижегородской области 29 октября 2014 года «Дипломаты» Совет ветеранов Чкаловского района поддержали инициативу ребят, согласились сотрудничать.
8 Разработка положения о реализации интернет-проекта «Мой земляк ветеран» 28 октября-4 ноября 2014 года «Дипломаты» Разработано, согласованно с районном отделом образования положение о районном сетевом проекте «Мой земляк - ветеран».
(Приложение 3)
9 Информирование образовательных организаций о предстоящем конкурсе 7 ноября 2014 года «Корреспонденты» Размещение положения на сайте школы, сайте районного отдела образования. Рассылка на электронную почту образовательных организаций.
10 Организационное собрание руководителей групп участников 11 ноября 2014 года «Дипломаты»
Ст. вожатый Руководители групп подробнее познакомились с порядком проведения проекта, получили подробную по технической реализации данного проекта.
Основной этап
11 Создание сайта интернет проекта «Мой земляк-ветеран» 7-10 ноября 2014 года Администратор
«Дизайнеры» Сайт проекта https://sites.google.com/site/naszemlakveteran/12 Станция 1
Регистрация участников с 10– 13 ноября 2014 года Администратор
«Дизайнеры» Оn-line регистрация участников через электронную форму: http://goo.gl/forms/Ru7BwbSmCS, ссылка на которую размещена на сайте МБОУ Либежевской СОШ, а также на сайте проекта «Мой земляк - ветеран» https://sites.google.com/site/naszemlakveteran/.
13 Станция 2
Создание командой самостоятельного Интернет-сайта, оформление страницы команды. 14 - 21 ноября 2014 года Администратор
«Дизайнеры»
Сайты команд
https://sites.google.com/site/naszemlakveteran/home/ucastniki14 Оценка сайта команд (критерии в положении 2) 22 - 23 ноября 2014 года «Эксперты» Отметка в таблице продвижения
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0Akyo674CkvJOdHFiS2NwN05vYjRRSlhfaWloWWI0Vnc&usp=sharing15 Станция 3
Google-карта участников проекта «Вот где я живу»
Команды создают общую Google-карту участников проекта. 21 - 24 ноября 2014 года Администратор
«Дизайнеры» Google-карта участников проекта.
https://sites.google.com/site/naszemlakveteran/doroznaa-karta-proekta/stancia-316 Оценка выполнения Google-карты (критерии в положении) 25 ноября 2014 года «Эксперты» Отметка в таблице продвижения
17 Станция 4
Работа со стартовой презентацией.
Команды работают со стартовой презентацией. После ознакомления с презентацией участники выполняют задания:
-кроссворд;
(задания необходимо скачать, заполнить и прислать по электронной почте libezhevo2012@gmail.com)- в дистанционном режиме ответить на вопросы онлайн - викторины. 25 ноября - 1 декабря 2014 года Администратор
«Дизайнеры» Кроссворд, ответы на вопросы викторина
https://sites.google.com/site/naszemlakveteran/doroznaa-karta-proekta/stancia-418 Оценка по итогам работы станции 4 (критерии в положении) 2 декабря 2014 года «Эксперты» Отметка в таблице продвижения
19 Станция 5
«Мозговой штурм»
Команды-участницы должны ответить на вопрос:
"Что нужно, чтобы не было войны?"
Ответы команда заносит на он-лайн доску Linoit 2 - 5 декабря 2014 года Администратор
«Дизайнеры» Совместная электронная газетаhttp://linoit.com/users/libezhevo2012/canvases/Мой%20земляк%20-%20ветеранСтанция 520 Оценка по итогам работы станции 5 (критерии указаны в положении» 6 декабря 2014 года «Эксперты» Отметка в таблице продвижения
21 Станция 6
«Пройдём дорогой войны»
Команды создают коллективный продукт - Ленту времени. 6 - 11 декабря 2014 года Администратор
«Дизайнеры» Лента времени 1941-1945http://www.timetoast.com/timelines/941-1945Станция 622 Станция 7
«На груди у ветерана»
Создание совместной презентации о боевых наградах Великой Отечественной войны «На груди у ветерана». 12 - 19 декабря 2014 года Администратор
«Дизайнеры» Совместная презентация о боевых наградах ВОВhttps://docs.google.com/presentation/d/1kx4jdg5d3hyIxOs39L92YkYmRz5BzNk8rcFl9zuQvRU/edit?pli=1#slide=id.pСтанция 722 Оценка по итогам работы станции 6 и 7 (критерии в положении) 20-21 декабря 2014 года «Эксперты» Отметка в таблице продвижения23 Станция 8
«Дорогами нашей Победы»
Расскажите, какие мероприятия проходят или проходили в вашей школе, приуроченные к 70-летию победы Великой Отечественной войны. 20 - 27 декабря 2014 года Администратор
«Дизайнеры» Слайд-шоу о проделанной работе к 70-ти летию Великов Победы
Смотреть у каждой командыСтанция 824 Оценка по итогам работы станции 8 (критерии в положении) 28 - 30 декабря 2014 года «Эксперты» Отметка в таблице продвижения25 Станция 9
Создание страниц сайта «Мой земляк - ветеран»
Каждая команда находит информацию о 5-10 ветеранах Великой Отечественной войны и оформляет ее на страницах своего сайта. 28 декабря 2014 года по 30 января 2015 года Администратор
«Дизайнеры» Электронный альманах о ветеранах Чкаловского района
Смотреть у каждой командыСтанция 926 Оценка по итогам работы станции 9 (критерии в положении) 31 января – 4 февраля 2015 года «Эксперты» Отметка в таблице продвижения27 Станция 10
«Поздравь ветерана»
Создание совместного веб-альбома. На страницах веб-альбома должны присутствовать авторские открытки (с использованием рисунков участников проекта, программы Paint, фотодекор, создание коллажа). 31 января – 23 февраля 2015 года Администратор
«Дизайнеры» Веб-альбом с открытками, выполненными ребятамиhttps://plus.google.com/photos/105758847359838928737/albums/6111512116064458641?hl=ru
Станция 1028 Оценка по итогам работы станции 10 (критерии в положении) 24 -25 февраля 2015 года «Эксперты» Отметка в таблице продвижения29 Подготовка информации о ходе реализации проекта для районной газеты «Знамя» и школьной газеты «Школяр» Ноябрь-март 2015 «Корреспонденты» Статьи в газетах
Аналитический этап
29 Станция 11
Рефлексия
На сайте проекта «Мой земляк - ветеран» провести взаимооценку работ команд 24-28 февраля 2015 года Администратор
«Дизайнеры» Блог проекта с отзывами участников и руководителей команд школ.http://moizemljkveteran.blogspot.ru/
30 Проведение финальных мероприятий, награждение 1-3 апреля 2015 года Администратор
«Дизайнеры» Игра.
Вручение грамот и призов.
Для работы были сформированы четыре группы эффективного действия:
«Администратор» ответственный за своевременное наполнение сайта и работу остальных групп ребят.
«Дизайнеры» занимаются созданием и оформлением сайта.
«Корреспонденты» отвечают за сбор и анализ информации.
«Дипломаты» занимаются поиском организаций – потенциальных социальных партнеров, составляют письма обращения к спонсорам, разрабатывают положения о конкурсах, информируют о мероприятиях.
«Эксперты» - дети, которые входят в состав жюри, осуществляют контроль за своевременной оценкой результатов выполнения каждой станции другими группами – участниками этого сетевого проекта.
Группой «Дипломатов», во главе со старшей вожатой Попенко Н.В., были разработаны и продуманы задания для 11 станций. Подготовлено положение, которое было отправлено во все образовательные учреждения района. Восемь школ района решили принять участие и активно включились в работу.
На организационном совещании 11 ноября 2014 года было много
вопросов технического характера, на которые ответили и группа «Дипломатов» и старшая вожатая (учитель информатики).
Проект стартовал вовремя. На 15 апреля было запланировано подведение итогов на базе школы - организатора. В этот же день была проведена игра - увлекательное образовательное путешествие геокешинг.
На протяжении всех месяцев ход и промежуточные результаты проекта освещались в районной газете «Знамя».
Бюджет проекта:
Наименование Цена Количество Стоимость
Бумага для принтера 180 1 180 руб.
Диски 15 30 450 руб.
Грамоты 10 30 300 руб.
Призы 200 8 1600 руб.
ИТОГО: 2530руб.
Общая стоимость проекта – 2530 рублей. Эти средства организаторы получили от социальных партнеров - индивидуальных предпринимателей, которые проживают в посёлке Либежево. Социальное партнёрство проекта:
Отдел образования администрации Чкаловского района
Педагогический коллектив
Администрация школы
Учащиеся школы
Центр социальной защиты
ДО «Радуга»
Районный совет ветеранов
Школы Чкаловского района
Родители,
Жители поселка
Индивидуальные предприниматели
В апреле 2015 года на базе МБОУ Либежевской СОШ прошло мероприятие, посвященное окончанию проекта «Мой земляк - ветеран».
Ребята пригласили всех участников проекта, своих друзей – партнёров проекта, представителей районной и сельской администрации, чтобы по результатам итогов проекта, вручить грамоты и памятные подарки участникам. Диски с итогами всех работ - это и электронный альманах, и веб- альбом с открытками, и презентация о наградах и ветеранах Чкаловского района были вручены участникам и переданы в библиотеки и музеи района.
А для того, чтобы этот день запомнился гостям, чтобы познакомить их с историей малой родины организаторы провели игру геокешинг, которая является очень интересной и познавательной. Геокэшинг (geocaching от греч. γεο- — Земля и англ. cache — тайник). Это увлекательное образовательное путешествие с нетбуком и GPS навигатором (хотя иногда можно обойтись и без него). Игра похожа на игру «12 записок», но уже с применением современных информационных технологий. (Основная идея состоит в том, что одни игроки прячут тайники, с помощью GPS определяют их географические координаты и сообщают о них в Интернете. Другие игроки используют эти координаты и свои GPS-приёмники для поиска тайников.)
Проект закончился, но ресурс проекта будет открыт для дальнейшей поисковой работы о тружениках тыла, участниках и ветеранах войны, о памятниках погибшим воинам. И работа проекта будет продолжена.
Работая над проектом, участники многому научились - получили позитивный опыт взаимодействия в коллективе, неоценимый опыт общения, расширили свой кругозор, познакомились со многими интересными людьми. А самое главное все ребята и взрослые смогли объединить силы, способности, умения обучающихся школ района для достижения общей цели – сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны, создание электронного альманаха, напоминая еще раз о важности мира. И ещё есть большое достижение – научились общаться в сетях не только для личных интересов, но и для выполнения общей социально значимой работы.
Заключение.
Информационные технологии являются наиважнейшей приметой XXI века. Включение учебных телекоммуникационных проектов в структуру современного школьного учебного предмета позволяет решить многие педагогические задачи, стоящие перед современной школой:
1) Совмещать инновационное содержание образования, в частности, овладение средствами и процедурами исследовательской деятельности, а также современные методы учебной работы - учебные исследовательские проекты, групповую работу учащихся — с широким использованием новых информационных технологий, где средства новой информационной технологии поддерживают овладение новым содержанием обучения, стимулируют внедрение новых методов и организационных форм учебной работы, готовят обучающихся к жизни в условиях становления информационного общества.
2) Предоставить всем участникам учебно-воспитательного процесса реальную производственную среду с замкнутым циклом современной безбумажной технологии; замкнуть по каналам связи отдельные рабочие станции из удаленных друг от друга школ в разветвленную систему, где подготовка, обработка и хранение данных на компьютере становятся необходимым условием коммуникации.
3) Обеспечить оперативную методическую поддержку учителей непосредственно на их рабочем месте, помочь обменяться опытом и обсудить свои успехи и неудачи с доброжелательными коллегами, выполняющими сходную работу в других учебных заведениях, получить помощь от работающего в сети методиста (что качественно меняет среду, в которой работает учитель).
4) Устранить разрыв между предъявляемым к педагогам требованием «создавать и поддерживать условия, стимулирующие самостоятельную исследовательскую работу школьников», и имеющимися у самих педагогов условиями для своей собственной исследовательской работы”.
Литература.
Л. В. Байбородова, А. В. Репина. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 3 – Том II (Психолого-педагогические науки)
Сборник научно-методических материалов по внедрению проектной методи- ки с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс – Омск: ОмГУ, 2008. – 102 с.
Социальное проектирование. – Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004.
Взаимодействие между участниками проекта http://ipaddim.ru/dlya-studentov/vzaimodejstvie-uchastnikov-proekta.html
Геокешинг https://sites.google.com/site/obrgeo2013/modul-1/geokesing-obrazovatelnyjИспользование телекоммуникационных проектов на уроках английского языка http://ukped.com/statti/teorija-navchannja/717.htmlМатериалы для работы в проекте
https://sites.google.com/site/naszemlakveteran/materialy-proektaМеждународные связи http://sch125-snz.edusite.ru/svayzi.htm
Новосёлов М.С. Современная телекоммуникационная среда
http://festival.1september.ru/articles/575514/Султанов А.Р. Телекоммуникационные проекты в образовании. Реферат.
http://referatwork.ru/refs/source/ref-48137.html#Текст работы
Сайт проекта https://sites.google.com/site/naszemlakveteran/Что такое телекоммуникационный проект? Сайт Социальная работа http://soc-work.ru/article/480Что такое телекоммуникационный проект?
http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%A7%D1%82%D0%BE_%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%3FЧто такое сетевой проект? https://primwiki.ru/index.php/Сетевой_проект/Что такое реферат. Структура реферата.
http://www.vipstudent.ru/index.php?q=data&r=123607170
book_5_vecherov.doc/ https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.intuit.ru%2FEDI%2F12_08_14_3%2F1407852794-22209%2Ftutorial%2F166%2Fobjects%2F2%2Ffiles%2Fbook_5_vecherov.doc&name=book_5_vecherov.doc&lang=ru&c=56cab552d436