Презентация опыта работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.»
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.»Подготовила: Кудрявцева Елена Николаевна, воспитатель МДОУ Зебляковский детский сад Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлинский В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора. Актуальность Актуальность обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании медико-профилактические физкультурно-оздоровительныетехнологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенказдоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образованиявалеологического просвещения родителейздоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду Основные принципы работы по здоровьесбережению: Личностно-ориентированный подход к каждому ребенку Систематичность Последовательность Доступность Постепенность Комплексность Технологии сохранения и стимулирования Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация Гимнастика пальчиковая Гимнастика для глаз Гимнастика дыхательная Динамическая гимнастика Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Гимнастика пальчиковая Способствует овладению навыкам мелкой моторикиПомогает развивать речьПовышает работоспособность коры головного мозгаРазвивает психические способности: мышление, память, воображениеСнимает тревожность Корригирующая гимнастика Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна.Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Упражнения носят игровой , сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы я использую « дорожку здоровья» Дыхательная гимнастика Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения Повышает общую сопротивляемость организма Динамические паузы Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Релаксация Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Гимнастика для глаз Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз Укрепляет мышцы глаз Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях) Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурные занятияУтренняя гимнастикаТочечный массажПроблемно – игровые и коммуникативные игры Валеологическая культура является частью здоровьесберегающих образовательных технологий. Целью знаний по валеологии является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и приобрели необходимый багаж знаний, позволяющий им делать это правильно. Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика благотворно действует на центральную нервную систему. Когда ребенок просыпается утром, то клетки коры его головного мозга находятся еще в полузаторможенном состоянии. Это проявляется в сонливости, некоторой скованности движений, иногда в капризах. Недаром существует поговорка - «Встал с левой ноги». Во время гимнастики в работающих мышцах возникают раздражения, передающиеся по центростремительным путям в головной мозг. Эти нервные импульсы возбуждают жизнедеятельность клеток коры больших полушарий. Поэтому после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность. Точечный массаж и самомассаж Точечный массаж – это воздействие на биологически активные точки, расположенные на коже человека. Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье Является профилактикой простудных заболеванийПовышает жизненный тонуса у детейПрививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Использование степ-платформы – способствуют формированию осанки, костно-мышечного корсета, развитию координации движения, укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формированию ритмичности движений. «Степ» (от англ. Step – шаг, легкий стук или удар) – направление в эстрадном танце, ставящее во главу ритмический рисунок звуков, возникающий от удара стопы об пол. Коррекционные технологии СказкотерапияПесочная терапияАрт –терапияСу-Джок терапияМузыкртерапия Сказкотерапия Су-Джок терапия Воздействует на биологически активные точки организмаСтимулирует речевые зоны коры головного мозгаСпособствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целомРазвивает мелкую моторику рукРазвивает память, внимание, связную речь Песочная терапия Снижает импульсивность, тревожность, агрессивность, уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение.• Совершенствует коммуникативные навыки, и развивает межличностное доверие между детьми и взрослыми.• Развивает познавательные процессы и обогащать эмоциональный опыт детей.• Развивать творческие способности, воображение, познавательный интерес. Музыкотерапия Повышает иммунитет детейСнимает напряжение и раздражительностьСнимает головную больВосстанавливает спокойное дыхание Взаимодействие с семьёй по вопросам охраны и укрепления здоровья детей Информационные стенд для родителей рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно- двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Информационный стенд о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья и др.). Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения. Существует десять золотых правил здоровьесбережения: Соблюдайте режим дня! Обращайте больше внимания на питание! Больше двигайтесь! Спите в прохладной комнате! Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! Гоните прочь уныние и хандру! Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! Желайте себе и окружающим только добра! Применение в работе здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагога и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Спасибо за внимание!