Работа с одаренными детьми. Проект Дарование
Проект «Дарование»
Паспорт проекта
Наименование «Дарование»
Основания для разработки проекта Конвенция о правах ребенка;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»;
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основные разработчики Творческая группа
Заказчики Родительская общественность, педагогический коллектив, социум
Контроль заисполнением проекта Администрация гимназии
Исполнители
Администрация образовательной организации, педагогический коллектив образовательной организации, ученический коллектив, родительская общественность.
Цель Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями
Стратегические задачи Координация и активация работы гимназии с одаренными и способными детьми на основе единой системы исследования природы и развития одаренности.
Повсеместное проведение диагностических обследований детей на выявление одаренных и способных детей, определение их творческого потенциала, интересов и способностей (на всех уровнях обучения).
Составление банка данных об одаренных детях, прогнозирование их развития.
Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных детей на основе дифференцированного обучения их в различных образовательных областях, художественного творчества; совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, методик.
Создание необходимых условий для дифференцированного обучения всех одаренных детей.
Определение комплекса мер, обеспечивающих поддержку и стимулирование активной деятельности одаренных детей, а также специалистов, работающих с ними.
Ожидаемые результаты
Обеспечение общеобразовательной подготовки высокого уровня, обуславливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
Увеличение числа одаренных детей.
Совершенствование системы работы с одаренными и способными детьми, создание условий для ее устойчивого существования
Повышение качественных показателей обученности школьников в образовательной организации в целом.
Поэтапное формирование исследовательской культуры обучающихся.
Стимуляция познавательного интереса учащихся.
Формирование общеучебных умений самостоятельной работы.
Этапы реализации 2014 г. - подготовительный этап
2015 г. - 1 этап: организационно-диагностический
2016 г. - 2 этап: внедренческий
2017-2018 гг. - 3 этап: обобщающе-аналитический
Сроки реализации гг.
План мероприятий по реализации подпрограммы
«Дарование»
№
п/пМероприятия Сроки
Задача 1. Создание системы целенаправленного выявления одаренных детей
Усовершенствование системы поиска, выявления и поддержки одаренных детей 2014-2018
Осуществление диагностики одаренности 2014-2018
Формирование банка программ, пособий, научно – методических разработок по выявлению и развитию одаренности у детей, приобретение пособий, программ, научно – методических разработок 2014-2018
Формирование банка данных о призерах и победителях конкурсов, соревнований, олимпиад различного уровня 2014-2018
Формирование банка индивидуального развития одаренного ребенка 2014-2018
Создание системы мониторинга адаптации одаренных учащихся в социуме после окончания гимназии и реализации их жизненных планов. 2014-2018
Ожидаемые результаты:
1. Ежегодное увеличение числа выявленных одаренных детей,
2. Создание информационного банка данных «Одаренные дети»,
3. Создание системы мониторинга адаптации одаренных учащихся в социуме после окончания гимназии и реализации их жизненных планов.
Задача 2. Создание системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров по вопросам педагогики детской одаренности
Формирование заказа на разработку и реализацию образовательных программ повышения квалификации педагогических работников по вопросам выявления, поддержки и развития одаренных детей; на разработку и ведение курсов по подготовке учителей, владеющих технологиями обучения, воспитания и развития одаренных детей, учителей – тьюторов2014-2018
Создание постоянно- действующей системы переподготовкидля работы с одаренными детьми:
- обучение на курсах повышения квалификации;
- проведение семинаров, заседаний, встреч с преподавателями вузов, учителями, подготовившими победителей и призеров олимпиад и конкурсов и.т.д. 2014-2018
Проведение педагогических советов с приглашением специалистов 2014-2018
Участие в дистанционных спецкурсах, семинарах, вебинарах2014-2018
Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми 2017-2018
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, работающих с одаренными детьми;
2. Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками обучения и развития одаренных детей;
3. Пополнение системы образования педагогическими кадрами нового поколения: учителями – наставниками, учителями – технологами, тьюторами.
Задача 3. Обеспечение медико-социального и психолого-педагогического сопровождения развития одаренных детей
Проведение специалистами-медиками, педагогами-психологами индивидуальных консультаций с одаренными детьми, родителями одаренных детей 2014-2015
Проведение специалистами-медиками, педагогами-психологами индивидуальных консультаций для педагогов, работающих с одаренными детьми 2014-2018
Ожидаемые результаты:
Отработать механизм сопровождения одаренного ребенка, обеспечивающий реализацию индивидуальной траектории его развития;
Обеспечить медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение одаренным детям, вошедшим в банк «Одаренные дети»
Задача 4. Создание организационно – педагогических условий, удовлетворяющих образовательные потребности и интересы одаренных детей, обеспечивающих их творческий рост и развитие личностных качеств
Создание сетевых проектов и Интернет-ресурсов по проблемам работы с одаренными детьми 2014-2018
Организация обучения одаренных детей по индивидуальным учебным планам 2014-2018
Пополнение библиотечных фондов образовательных учреждений современной учебно-методической и справочной литературой, в том числе на электронных носителях 2014-2018
Организация и проведение предметных олимпиад, конференций, внеурочных конкурсов разного уровня и т.д. 2014-2018
Организация блочной системы подготовки одаренных детей к олимпиаде 2014-2018
Организация дистанционной системы подготовки одаренных детей к олимпиаде 2014-2018
Организация научно – исследовательской деятельности учащихся в рамках:
- Школьного научного общества МИИГ;
- Школьного музея 2014-2018
Обучение игре «Шахматы» 2014-2018
Привлечение к работе педагогов высших учебных заведений 2014-2018
Участие в республиканских, всероссийских конкурсах, олимпиадах, в зимних и летних профильных лагерях «Квант», «Интеллект», «Орбиталь», «Байтик», «Костер» 2014-2018
Организация профильных смен в пришкольном лагере 2014-2018
Организация работы научных общества обучающихся и учителей (НОУ) в учебном году 2014-2018
Ожидаемые результаты:
1. Повышение социального статуса творческой личности ребенка.
2. Формирование общественного понимания необходимости решения специальных задач по развитию одаренных детей как интеллектуального и творческого потенциала общества.
3. Обеспечение индивидуальной траектории развития одаренных детей.
4. Обеспечение обучения одаренных детей по индивидуальным учебным планам.
5. Расширение спектра образовательных услуг для одаренных и талантливых детей.
6. Ежегодное увеличение числа победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований различного уровня.
7. Повышение рейтинговых оценок результата участия учащихся в муниципальных, республиканских, зональных и российских олимпиадах, соревнованиях и творческих конкурсах.
9. Расширение возможностей для осуществления межкультурных коммуникаций одаренных детей.
Возможные риски при реализации подпрограммы «Дарование»
неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, а проявления истинной одаренности снизятся;
рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» гимназистами. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных;в результате неправильных действий в рамках подпрограммы «Дарование» может произойти снижение социального престижа и значимости данной работы среди родителей, педагогов и учащихся гимназии.