Доклад на тему: Формирование жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №1»
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ.
Земцова Валентина Яковлевна
учитель математики
высшей категории
В последние годы, в Российской Федерации, на фоне социально-экономических преобразований продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции ребёнка с умеренной умственной отсталостью, его социальной защиты, помощи семье в воспитании. На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом- нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность умственно- отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания. Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Они часто меняют место работы, не всегда объективно – обоснованно не удовлетворены заработком; испытывают значительные трудности в установлении контакта с членами коллектива, не участвуют в общественной жизни предприятия. У них возникают проблемы в распределении бюджета, рационально вести домашнее хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения. Руководители предприятий и учреждений, на которых работают дети с ОВЗ, предъявляют к ним серьёзные претензии. Утверждают, что воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. На это есть причины:
- не умеют продуктивно общаться с людьми;
- у них не хватает самостоятельности;
- низкий уровень знаний об окружающей среде;
- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально- поведенческих особенностей;
- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;
- неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;
- несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности;
- завышенная самооценка.
Поэтому коллективы специальных (коррекционных) школ VIII вида должны заниматься формированием жизненно важных компетенций, которые помогут умственно отсталому ребёнку более успешно интегрироваться в окружающую среду.
Компетентность – эта мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.
Компетентность в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья приобретается и формируется в процессе жизнедеятельности, и представляет собой личностную характеристику, имеющую два аспекта: объективный и субъективный. Объективный аспект – это знания, которые служат фундаментом, основой компетентности, и умения, с помощью которых знания реализуются в деятельности (в нашем случае в трудовой деятельности). Субъективный аспект – характеризуется положительной мотивацией к данной (т.е. трудовой) деятельности, ценностно-смысловыми представлениями о содержании и результате этой деятельности, что позволяет принимать решения и действовать не только в типичных, но и проблемных ситуациях.
Компетентность включает ряд компонентов, таких как когнитивный, мотивационный, поведенческий и рефлексивно-оценочный.
Европейский вариант ключевых компетенций включает умение:
изучать;
искать;
думать;
сотрудничать;
приниматься за дело;
адаптироваться.
Отечественные педагоги и психологи предлагают формировать у учащихся следующие компетенции:
ценностно-смысловые;
учебно-познавательные
информационные;
коммуникативные;
социально-трудовые.
При комплексном формировании компетенций для умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся особую важность представляет формирование социально-трудовой компетенции
Социально-трудовая компетенция- способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. Социально-трудовая компетенция предполагает знания об обществе (его функциях, ценностях, развитии), социальных институтах (их функциях, взаимодействии с человеком и друг с другом), рынке труда (его потребностях в настоящий момент, перспективах развития, требованиях к профессионалу в той или иной отрасли).
Способы деятельности можно выделить следующие:
· умение выполнять социальные функции, являющиеся принадлежностью определенной социальной роли:
· умение решать проблемы на рынке труда.
Опыт деятельности учащихся в сфере ответственности социально-трудовой компетенции формируется в деловых, ролевых и имитационных играх, социальных практиках и проектах. Учитывая, что большинство детей с ОВЗ продолжат свое обучение в средних профессиональных учреждениях, то формирование данной компетенции очень важно для учащихся.
Социальную адаптацию учащихся обеспечивает также изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида, особое внимание уделяется формированию социально-бытовой компетенции, которая осуществляется в ходе занятий СБО. Но время, отведённое на изучение СБО, позволяет лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера. Дальнейшая работа по формированию социально-трудовой компетенции осуществляется во внеурочное время через кружковую и воспитательную работу.
Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, в ближайшем социуме.
Однако семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают неблагополучные и не могут дать ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример. Известный педагог и психолог Л.С.Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания».
В современном мире умственно-отсталый ребёнок должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны совершенно новые подходы в социально-бытовом воспитании и обучении таких детей.
Время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся реальной жизни.
Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой целенаправленную систему работы. Вначале полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Ребёнок должен получить конкретные результаты в освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений.
Цель педагогической работы – достижение каждым умственно отсталым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости.
Необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в обучении и развитии воспитанников, а также осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Важно сделать максимально наглядным весь учебный материал. Использовать натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы. Формировать представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих ситуациях, моделировать подобные ситуации на занятиях. Весь процесс обучения должен быть направлен на формирование УУД.
Л.С. Выготский в статье «К психологии и педагогике детской дефективности» критиковал концепцию антисоциальности умственно отсталых детей. Существовавшая в то время практика обучения и воспитания детей в специальных школах ориентировалась только на дефектные стороны своих учеников, усиливая тем самым их особенности, и не учитывала общие социальные задачи воспитания детей и то сохранное, что может послужить основой их социального приспособления. Исключение этих людей из сферы производительного труда внутри общества ещё более усугубляет недостатки их развития. Следовательно, помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд – одна из главных задач обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ.
- Обеспечение понимания детьми учебного материала, его осмысление – важное условие успешности обучения. Понятое содержание усваивается быстрее, точнее, прочнее.
- Деятельность учащихся должна быть положительно мотивирована. Отношение к деятельности во многом зависит оттого, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя « умелым».
- Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя
- Игровые методы и приёмы позволяют педагогу осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме. Успешность педагогической работы по социально-бытовой подготовке учащихся зависит от взаимодействия учителя и воспитателя: согласованности их действий, информированности о работе друг друга и её результатах, координации планов работы. Процёсс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников. На уроках СБО для успешного усвоения программного материала и выработке умений и навыков, необходимых учащимся в жизни, учитель применяет различные педагогические методы и приемы.
Это следующие методы:
1) Словесные методы;
2) Наглядные методы;
3) Практические методы;
Эти известные всем педагогам методы зарекомендовали себя с положительной стороны. Важным является, как педагог будет сочетать их применение с новыми технологиями в обучении и воспитании. Еще более важным для обучения и воспитания детей с ОВЗ является мотивация их к обучению.
Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Мотивы у детей могут быть различными:
Проект Специального федерального государственного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья выделяет 2 взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и компонент жизненной компетенции.
Коррекционная школа-интернат 8 вида имеет II уровень школьного образования – нецензовый. Он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка. Это позволяет обеспечить школьнику не только адекватные его потенциалу «академические» знания, умения и навыки, но и возможность их реализации в жизни для достижения личных целей в обыденной жизни.
В программе по математике коррекционной школы 8 вида в соответствии с ФГОС предполагается две линии обучения и воспитания: «академический» и компонент жизненной компетентности. В результате обучения математике учащиеся должны:
1.Овладеть началами математики (например, понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач)
2.Овладеть умением пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (например: использовать меры измерения пространства и времени в различных видах деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.).
3. Развить вкус и способность использовать математические знания для творчества.
Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь, вот главная общеобразовательная задача обучения математике. Следует отметить, что выпускники коррекционных школ, начиная самостоятельную жизнь и работу, обнаруживают скудные, формальные знания, не позволяющие выполнять требования, которые предъявляет им современная действительность. Они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт. Это явление Л.С. Выготский называл «социальным вывихом» и указывал, что «воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды». Вот почему на долю учителя в процессе обучения выпадает активная роль – сгладить недостатки в их умственном развитии, организовать окружающую ребенка среду, чтобы выправить «социальный вывих», осуществив задачу, которая ему нужна.
На уроках математики предлагаю решение задач, связанных с жизнью. Учащиеся должны уметь вычислять площадь и периметр участка, комнаты, клумбы, уметь решать простейшие задачи на вычисление процентов и т. д.
Задачи.
Длина комнаты 8,2 м, ширина – 4,5 м. Какова площадь комнаты? Сколько потребуется коврового покрытия? Сколько рублей нужно заплатить за это покрытие, если 1 квадратный метр стоит 548 рублей?
Вам нужно послать в другой город 500 рублей. Банк берёт 4% от суммы денежного перевода. Сколько всего денег вы должны уплатить в кассу банка?
Босоножки стоят 1220 рублей, мужские туфли - 2400 рублей. Семья купила следующую обувь: матери, двум дочерям – босоножки, отцу – туфли. Сколько денег истрачено на покупку?
На пришкольной аллее посажено 40 корней ирисов, но вскоре 7 кустов были выдернуты. Сколько кустов ирисов осталось на аллее? Посчитайте, какой убыток понесла школа, если за каждый куст ирисов заплатили 200 рублей?
В магазине видео товаров новогодние скидки. Сколько будет стоить телевизор по цене 25480 рублей, если скидка составляет 20%?
Если умственно отсталый ребёнок не будет хорошо адаптирован к окружающему социуму, у него, как правило, могут возникнуть проблемы с социальным поведением.
Поэтому формирование жизненно важных компетенций у умственно отсталого ребёнка на уроках математики более приоритетно, чем формирование «академических» знаний. Очень важно для детей с ОВЗ формирование компетенции личностного самоопределения.
Компетенция личностного самоопределения очень важная составляющая работы с учениками. При работе над формированием данной компетенции мы должны сформировать в учащихся следующие умения и навыки:
1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.
2. Придумывать новые решения.
3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.
4. Быть упорным и стойким перед трудностями.
5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.
Обладая данными компетентностями, учащиеся с ОВЗ смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.
Литература:
1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития. Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В.2007 год
2. Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений учащихся начальных классов вспомогательной школы и представлений о себе и своем социальном окружении. Дефектология. 1995.№2. С. 27-31.
3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические
рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной
отсталостью. М., 2007.
4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с
отклонениями в развитии: Практическое пособие. М., 2005.119
\
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №1»
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ.
Земцова Валентина Яковлевна
учитель математики
высшей категории