Программа деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми «Юное дарование»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №4»
Программа
деятельности педагогического коллектива
с одаренными детьми
«Юное дарование»
Автор: Качаева Л.А.,
учитель биологии,
методист школьного
методического объединения
г.Междуреченск
Если мы будем принимать людей
такими, каковы они есть, мы сделаем их хуже,
а если мы будем обращаться с ними как с теми,
кем они хотят быть, мы их приведем туда,
куда следует их привести.
Программа
деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми
Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой личности – творческой, активной, социально-ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально грамотной. Известно, что именно в детстве закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим.
В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренность, а также обучаемостью.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Не могут четко развести реальность и фантазию.
Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Обучаемость это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.
Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Значительную роль в развитии ребенка играет школа. Важно, чтобы именно здесь были созданы условия, при которых он мог бы разносторонне развиваться, учился бы открыто выражать свои чувства и мысли, условия, которые будут сочетаться с возможностью сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Пояснительная записка
МБОУ ОШ № 4 – образовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, среди которых одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Определяющий признак школы – развитие способностей личности к самосовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов, возможностей. Особое место в организации учебно-воспитательного процесса занимает работа с одаренными детьми.
I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ.
Недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе со стороны протекания во времени. Единое для всех временя на овладение программой, единая для всех длительность урока , единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников, Учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность обучающихся и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, и работу с одаренными детьми.
В работе выделяются проблемы не только диагностики «обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность. К этим проблемам относится профессионально -личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает: - овладение методиками выявления одаренности, технологиями развевающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска ; - психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога; - зрелость педагогического самосознания.
При этом выделяются проблемы у педагогов не только диагностики «обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы призванные поддержать детскую одаренность. К этим проблемам относится профессионально - личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает: - овладение методиками выявления одаренности, технологиями развевающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска ; - психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога; - зрелость педагогического самосознания.
II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми, а также переоценка основных положений программы школы « Одаренные дети» (2007-2010 г.г.) мотивировали администрацию школы, методические объединения к модернизации системы работы с одаренными детьми. Программы направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.
В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад, НПК, конкурсов, соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений. За последние два учебных года увеличилось число участников во Всероссийских конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», « ЧИП», «Познание и творчество», в дистанционных олимпиадах, конкурсах. Достаточно высокие достижения в 2007 году показала Дымова Татьяна на областном биолого - экологическом слете, заняв первое место.
Хочется так же отметить увеличения интереса детей к занятиям исследовательской деятельности, в школе действует на протяжении12 лет экологический клуб «Юный эколог» . Возрастает качество представляемых исследовательских работ на городскую научно-практическую конференцию, о чем свидетельствуют победы детей. Школа тесно сотрудничает с городским комитетом по охране окружающей среды, с детско-юношеским центром, выступая на конференциях «Экология. Город. Дети», в краеведческих чтениях.
Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы.
Улучшение работы учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей. Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.
Для реализации познавательных возможностей обучающихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, представляющих возможности развития одаренности.
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.
Цель программы:
Создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
реализовать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании с повышенным уровнем обучаемости, активизировать их интеллектуальные качества;
создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей;
расширить возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах;
внедрить в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
совершенствовать систему подготовки учителей через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
создать банк данных «Одаренные дети», включающей информацию о педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;
Нормативно-правовая база программы: - Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.; - Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.; - Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.
III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2010-2011 годы)
Мониторинг одаренности.
Создание:
· банка данных по одаренным детям;
· банка творческих работ учащихся;
· банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
· рекомендаций по работе с одаренными.
Организация:
· системы дополнительного образования, внеклассной работы по предмету;
· деятельности школьного научного общества;
2 этап: деятельностный (2011-2013 годы)
· Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости.
· Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
· Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
· Внедрение метода проектов.
· Учет индивидуальных достижений в психограмме.
· Переход на систему портфолио.
· Проведение выставок детского творчества.
· Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий (2014-2015 годы)
· Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
· Выпуск дидактического материала «Опыт работы с одаренными детьми».
· Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.
IV. ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ.
- Опора на методы психодиагностики; - Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого - педагогического статуса одаренного ребенка;
- Мониторинг развития индивидуальных способностей одаренных детей. Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребенка были выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности.
V. НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ. Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.
В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей как реализацию их индивидуальности.
Исходя из этого, одним из приоритетных направлений программы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения. Развитие креативности младших школьников требует новых подходов к организации учебно - воспитательного процесса. В целях повышения психологической и профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми и ежедневно сталкивающихся с проявлением творческой активности, рассматривается возможность раскрытия потенциала педагогов.
YI. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей обучающихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Реализация программы предполагает
1. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими обучающимися; 2. насыщенность учебного материала заданиями; 3. проведение элективных курсов, индивидуальных занятий;
4. поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей; 5. установки на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин.
Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального
обогащения.
Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.
Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.
YII. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
При выборе форм и методов обучения в работе с одаренными детьми опираемся на следующие технологии:
развития мыслительной деятельности учащихся;
технология деятельностного метода обучения;
здоровьесберегающие, игровые, интернет-технологии;
проблемного обучения;
технология проектной деятельности.
Использование в педагогической деятельности различных форм и методов, способствующих развитию интеллекта и исследовательских умений, обучающихся заключается:
проведение нетрадиционных форм занятий;
использование метода проектов;
проведение учебного эксперимента;
применение исследовательского метода обучения;
применение домашних работ исследовательского характера;
участие в олимпиадах и конкурсах
составление календарно - тематического планирования учебный материал содержит углубленный объем, практическую направленность.
Формы работы с одаренными учащимися
· индивидуальные занятия;
· элективные курсы;
· занятия исследовательской деятельностью;
· экологический клуб «Юный эколог»
· конкурсы;
· интеллектуальный марафон;
· научно-практические конференции;
· участие в олимпиадах;
· работа по индивидуальным планам, начиная с начальной школы;
· сотрудничество с ВУЗами, областной биолого-экологической станцией, городским комитетом по охране окружающей среды, с ДЮЦ.
Включение в работу с одаренными обучающимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
· учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
· учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
· учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
· учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
· увлечен своим делом;
· способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
· профессионально грамотным;
· интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
· проводником передовых педагогических технологий;
· психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
· знатоком во всех областях человеческой жизни.
YIII. ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
№
Мероприятие
Сроки
Отетственные
1
Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление
постоянно
Зам.директора по УВР, руководители МО
2
Проведение психолого-педагогической диагностики Анализ обучаемости и обученности оучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности.
постоянно
Психолог, классные руководители
3
Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы.
постоянно
Зам.директора по УВР, учителя предметники
4
Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей
В течение периода
Зам.директора по УВР, руководители МО, психолог
5
Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников
постоянно
Психолог, классные руководители
6
Совершенствование работы экологического клуба «Юный эколог»
Создание нормативной и методической базы
Подготовка педагогических кадров, разработка
программ, планов
постоянно
2010-2011
по плану
Руководители МО, учителя предметники
7
Участие школьников в областных, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, играх, смотрах
постоянно
Учителя-предметники
8
Создание электронных пособий:
- олимпиадных заданий по предметам;
- углубленное изучение учебного предмета
постоянно
Учителя-предметники
9
Организация и проведение 1 тура (школьных) предметных олимпиад
октябрь
Зам.директора по УВР, руководители МО, учителя-предметники
10
Подготовка победителей внутришкольных олимпиад к участию в городских олимпиадах
ноябрь
учителя-предметники
11
Организация индивидуальных консультаций для учителей по вопросам организации научно – исследовательской работы с обучающимися
январь
Зам.директора по УВР, руководители МО
12
Организация научно – исследовательской работы обучающихся
в течение года
Зам.директора по УВР, учителя-предметники
13
Проведение школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку».
Участие в городской научно-практической конференции школьников
февраль,
март, апрель
Зам.директора по УВР, руководители МО, учителя-предметники
14
Участие в городской научно-практической конференции школьников «Экология. Город.Дети»
ноябрь
учителя-предметники
15
Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, среди одаренных школьников
по плану в течение периода
Зам.директора по УВР, классные руководители
16
Проведение декадников с активным участием способных детей
ежегодно, декабрь, январь
Руководители МО, учителя-предметники
17
Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов
в течение периода
Руководители МО, учителя-предметники
18
Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми
в течение периода
Зам.директора по УВР, руководители МО, учителя предметники
19
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»
2010-2011
Зам.директора по УВР
20
Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, благодаря которым учителя – предметники разрабатывают содержание индивидуальной программы обучения Выявление учащихся в 5-х-6-х классах, составление диагностической карты Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми.
Отработка форм, методов, приёмов работы.
Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.
постоянно
постоянно
Учителя –предметники, психолог, руководители МО
Работа с одаренными детьми ведется на протяжении длительного времени по следующим направлениям:
Экологическое
Информатизация
Интеллектуальное
Художественное
Работа на уроке
Творческое
Спортивное
Наиболее значимыми и интересными формами работы с одаренными детьми в школе являются:
Работа на уроке
с одаренными детьми отображена в предметном планировании учителя (графа «Одаренный ребенок», где отмечаются дополнительные, творческие задания для этих детей).
Дифференцированные задания
Предпрофильное обучение - элективные курсы
Применение ИКТ, личностно - ориентированной технологии в обучении
Экологическое направление
Участие и проведение акций на уровне школы, поселка
Участие в экологических конкурсах
Разработка и внедрение проектов по экологии
Интеллектуальное направление
Научно-исследовательские конференции
Олимпиады на уровне школы, города
Предметные недели
Декадники
Художественное направление
Изостудия
Конкурсы художественных работ (на уровне школы, города, области)
Направление информатизации
Дистанционное обучение
Участие в виртуальных конкурсах, фестивалях
Участие в создании школьного сайта
Творческое направление
КВН, конкурсы, концерты
Коллективно-творческие дела
Конкурс «Ученик года»
Спортивное направление
Спортивные секции
Соревнования на уровне школы, города
Участие в спартакиадах, спортивных играх
IX. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа одаренных. 2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности, владения детьми общепредметными и специальными компетенциями, увеличение числа таких детей. 3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем. 4. Формирование системы работы с одаренными детьми;
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
ђЗаголовок 1ЭђЗаголовок 215