«Система коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»


«Система коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»





Выполнила
\
2016г.
Понятие «коррекция» определяется как «исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий».
Действующая в нашей стране система специального образования детей с проблемами здоровья решает специфические задачи, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребёнка, его социальной адаптации.
Отклонения, или аномалии, в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться разных сторон психофизического развития ребёнка: речевой системы, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами.
Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка.
Учителю, работающему с такими детьми необходимо знать природу и характер имеющихся у детей отклонений, особенности их проявления, приёмы и методы их коррекции и компенсации.
Условия успешной коррекционной работы заключаются в соблюдении следующих критериев: строгое соблюдение норм максимально допустимой нагрузки, дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом ведущего нарушения в его развитии, состояние нервно-психической деятельности и сохранных функций.
Для этого необходимо знать психофизические возможности учащихся, планировать и осуществлять разноуровневый дифференцированный подход в обучении через урок, кружковую и внеклассную работу.
Введение специально разработанных учебных курсов также позволяет обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, обогащать его двигательную деятельность, корригировать эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности.
План коррекционной работы с детьми с ОВЗ разрабатывается с учётом рекомендаций школьного психолога, дефектолога, логопеда (приложение 1).
Коррекционное обучение – это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.
Основная задача коррекционной работы на уроке – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.
Главный принцип коррекционной работы на уроке – практическая направленность специально организованного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на решение развивающих и образовательных задач.
Основные задачи коррекционной работы на уроке предусматривают :
-коррекцию личностных качеств;
-коррекцию познавательных возможностей;
-формирование и развитие коммуникативной функции речи;
-коррекцию сенсорных и двигательных недостатков;
-коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия,
памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;
-коррекцию общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной
моторики;
-коррекцию эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное
восприятие действительности;
- подготовку к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума.
Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы
1. принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.
2. принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.
3. принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и речь.
4. принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.
В настоящее время обсуждается проект «Специального федерального
государственного стандарта общего образования детей с ограниченными
возможностями здоровья».
Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение
образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по
индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной
помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.
И обязательным условием освоения стандарта является систематическая
специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных
условий для реализации особых образовательных потребностей, включая
помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.; - побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование многократного возвращения к изученному материалу;
- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.
Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.
При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:
а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;
б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями;
г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.
При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной.
Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.
Приложение 1
План реализации индивидуально ориентированной психокоррекционной работы
с детьми ОВЗ
№ Месяц Направление работы Методический инструментарий
1 Сентябрь Диагностическое обследование на общее психофизическое развитие
Подбор психокоррекционных методик, составление комплексной программы психокоррекционного воздействия Методика экспресс – диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС)
Ведение индивидуальной карты ученика.
2 Октябрь Обсуждение рекомендаций ПМПк, ознакомление с содержанием программы педагогов и родителей ребенка с ОВЗ
Реализация коррекционно-развивающей программы Составление и реализация коррекционно – развивающих занятий на развитие познавательных процессов
Анкетирование родителей
3 Ноябрь Промежуточная проверка эффективности психокоррекционного воздействия
Собеседование с педагогами и родителями об эмоциональном состоянии детей с ОВЗ Диагностика зрительного восприятия. Методики: «Узнавание перечеркнутых изображений»; «Узнавание недорисованных изображений»
Слуховое восприятие. Методика: «Сосчитать количество ударов».
Пространственная ориентировка. Методики: «Складывание разрезных картинок»; «Графический диктант»
4 Декабрь Определение способностей ребенка с ОВЗ
Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ Карта оценки уровня развития творческих способностей у детей с ОВЗ
5 Январь Развитие Я-концепции, самопознания ребенка с ОВЗ Методики: «Дембо-Рубинштейн», «Методика определения уровня самооценки» А. Захаровой; методика "Автопортрет"
6 Март Развитие интеллектуальных способностей
Консультирование педагогов и родителей по отслеживанию динамики развития ребенка с ОВЗ Диагностика мышления. Методики: «Четвертый лишний»; «Классификация»; «Цветные матрицы Равена»;
Диагностика памяти. Методики: «10 слов»; «Методика опосредованного запоминания»; «Методика соотнесения механической и смысловой памяти»
Диагностика внимания. Методики:  «Корректурные пробы»; «Таблицы Шульте»
8 Апрель Проверка результативности психокоррекционной программы
Психологическое консультирование педагогов ребенка с ОВЗ Анализ творческих работ.
Диагностика мотивационной сферы. А.Г. Лусканова «Методика диагностики мотивации к учению»
9 Май Дополнительная индивидуальная работа по результатам диагностического обследования, определение целей и задач на следующий учебный год
Рефлексия