Разработка урока по русскому языку Образование слов с помощью суффиксов


Урок русского языка
Тема урока: «Образование слов с помощью суффиксов»
Цели урока:
- углубить представление учащихся о словообразовательной роли суффиксов в русском языке;
- развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и разбирать слова по составу;
- обогащать и расширять словарный запас учащихся;
- активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развивать внимание, зрительную память, логическое мышление на основе упражнений; учиться обобщать и делать выводы;
- развивать коммуникативные качества учащихся, учить сотрудничать между собой и с учителем, учиться помогать друг другу.
- воспитывать аккуратность и эстетику оформления письменных работ.
Ход урока
Организационный момент
Минутка чистописания ( на доске записаны слова: река, кора, кит)
- Определите букву, которую сегодня будем писать. Она находится в корне одного из данных слов и обозначает глухой, парный, мягкий согласный звук.
- Какая эта буква? Обоснуйте свой ответ.
- Правильно. Сегодня мы пишем строчную букву «к» в узелочке и 3 наклонных.
- Назовите слова с непроверяемой гласной в корне на букву «к», запишите их, поставьте знак ударения и подчеркните непроверяемую гласную. (корова, капуста, карандаш)
- Составьте предложение с одним из этих слов (устно)
3. Определение темы и цели урока. Активизация опорных знаний. (на доске карточки со словами: корень, окончание, глагол, суффикс, приставка)
- Прочитайте слова и назовите лишнее слово, обоснуйте свой ответ.
- А какие из этих частей можно объединить в одну группу и почему? (приставка и суффикс – служат для образования новых слов)
- Прочитайте цепочку слов: лисичка, лисица, лисонька, лиса.
- Что общего у этих слов? Чем отличаются?
- А какая часть слова служит для образования новых однокоренных слов?
- Как вы думаете над чем мы сегодня будем работать на уроке и чему будем учиться?
4. Работа над новым материалом.
- Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы, ведь суффиксы – великие труженики. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами, и суффиксы могут придать словам самые разные смысловые оттенки. А какие именно, мы с вами попробуем разобраться вместе.
- Сегодня на уроке мы будем исследователями.
- А кто такие исследователи? Как их можно назвать по-другому?
1) Послушайте стихотворение:
Ирочка, Сереженька,
Мамочка, Алешенька,
Замок, замочек,
Свисток, свисточек,
Белочка, собачка,
Трудная задачка.
- Что интересного заметили в этом стихотворении?
- С помощью какой части слова передается в речи это ласковое отношение?
- Запишем эти слова и выделим суффиксы.
Ирочка, Сереженька, замочек, задачка.
- Какой можно сделать вывод?
- В каких произведениях часто встречаются ласковые слова?
2) А сейчас я надела увеличительные очки и увидела:
- не кота-----а котище, не дом----а домище, не большого кота-----а большущего, не длинную змею-----а длиннющую.
- Какие суффиксы встретились в этих словах и какую роль сыграли?
3) Я взяла лимон и попробовала его. Какой он на вкус? (кислый)
А когда откусила яблоко, то оно было не очень сладкое. А какое? (кисловатое).
Горький-……, синий-……, широкий-…..
- Запишите слова и выделите суффикс.
- Какую роль играют суффиксы в этих словах? (оттенок неполноты качества)
Физминутка.
Если я назову слово, которому суффикс придает увеличительное значение, то вы поднимите руки вверх и подтянитесь, если оттенок неполноты качества – вы присядите.
Злющий, мелковатый, большущий, сладковатый, ручища, красноватый, кругловатый, ножища, голубоватый.
- А сейчас вы сами образуете новые слова при помощи суффикса – тель – от слов:
Учить - …., читать - …., строить - …., водить - ….
- Какие слова у вас получились? Какую роль здесь выполняет суффикс-тель-?
5. Закрепление материала.
Работа по учебнику.
1.С. 70 упр. 154 (устно)
2.С. 69 упр. 153 (по вариантам)
1в.- выписать слова, которые обозначают маленькие предметы;
2в.- выписать слова, которые обозначают большие предметы и выделить суффиксы.
Взаимопроверка.
3.С.70 упр. 155 (устно)
- Для чего же служат суффиксы?
Вывод:
- Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.
6. Включение новых знаний в систему знаний.
а) Подбор однокоренных слов.
- за 1 минуту вы должны подобрать однокоренные слова с разными суффиксами
Отгадайте загадки:
1в. Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)
2в. Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (береза)
Самопроверка
б) Работа по развитию речи (работа в парах).
Описать положительного или отрицательного героя (по выбору) в роли которого выступает кот. У детей на партах листочки с началом текста и опорными словами, в которых они делают нужные им пометки.
Зачитываются несколько работ каждого варианта.
7. Рефлексия.
- Что сегодня мы с вами исследовали на уроке?
- Что нового вы открыли для себя?
- Как вы думаете, мы все узнали об этой части слова?
- Какую задачу мы поставим перед собой?
- А сейчас «зажгите» солнышко, если вы хорошо поработали на уроке, и вам понравилось быть исследователями, а если есть сомнения в чем-то, то покажите тучку.
Текст по теме: «Суффикс»
Суффикс – это
О – часть речи,
М – часть слова.
Суффикс служит
М – для связи слов в предложении,
О – для образования новых слов.
Суффикс стоит
О – перед корнем,
Л – после корня.
Суффикс – это
О – изменяемая часть слова,
М – неизменяемая часть слова.
Чтобы найти суффикс в слове надо:
О – изменить форму слова,
Д – подобрать однокоренные слова.
В каких из этих слов есть суффикс:
О – книга,
Е – книжный,
Ц – книжечка.