Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Образование слов с помощью приставок»


Предмет: русский язык
Учитель: Червякова Жанна Васильевна
Класс: 4 класс
Авторы программы: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Урок №57 согласно календарно-тематическому планированию
Тема: «Образование слов с помощью приставок»
Тип урока: комбинированный
Цель: продолжать изучения семантики приставок; повторить алгоритм отличения приставки от предлога на письме; развивать речь детей при образовании слов посредством приставок
Планируемые результаты:
Предметные УУД: иметь представление об образовании слов с помощью приставки и суффикса; находить слова, образованные с помощью приставки и суффикса и учиться образовывать новые слова;
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД: Сформировать представление об образовании слов с помощью приставки.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; выделять нужную информацию для решения учебной задачи;
Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное
Личностные УУД: Формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию; возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам
Оборудование: учебник, ПК, презентация, дидактический материал.

Этапы занятия Планируемые результаты Содержание деятельности педагога Содержание деятельности детей
Организационный момент
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать. На уроке не зевай –
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
- Запись числа и классной работы. Приветствуют учителя.
Записывают число.
Актуализация знаний
Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.Познавательные:
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность;
- развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся.
Выборочный диктант
- Запишите слова в два столбика: в первый – слова, в которых есть приставка, во второй – слова без приставки. Обозначьте в них корень и приставку.
Полочка, поляна, поломка, открутить, подносить, начертить, выточить, свет, промах, врун, задорный, запах, зарево, отвертеть, подбить, наследить, вытолкнуть, след, просвет, смех.- Выполните звукобуквенный разбор слова след (Работа у доски).
След – слово из одного слога
с — [c] — согл., глух., парн., тв., парн.
л — [л’] — согл., зв., непарн., мягк., парн.
е — [э] — гл., ударн.
д— [т] — согл., глух., парн., тв., парн.

4 б., 4 з.

Внимание! блиц – опрос “Вспоминай, быстро хором отвечай!”.
- Без чего не может существовать слово? (без корня)
- Что такое корень? (общая часть родственных слов)
- Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)
- Часть слова без окончания это… (основа)
- Окончание изменяет…. (форму слова)
- Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении) Пишут диктант, выполняют задание.
Активно участвуют в блиц опросе.
III. Самоопределение к деятельности
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Кто жонглирует мячами
Мы ж попробуем словами.
Я бросаю слово «лью»,
Вы в ответ мне … (разолью, солью, перелью, вылью, долью и т.д.)
(Ответы детей заносятся на доску)
- Как одним словом можно назвать данные слова?
- Чем отличаются эти слова? (Значение.)
- С помощью какой части слова вы образовали новые родственные слова?
- В жизни вам это пригодиться?
- Для чего образуют новые слова?
Учащимися определяется тема урока. Отвечают на вопросы.
Определяют тему урока.
«Образование слов с помощью приставок»
IV.Работа по теме урока
1.Работа по учебнику
V.Физкульт-минуткаVI.Закрепление изученного материала
2.Выполнение заданий в рабочей тетради Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
- постановка вопросов;
- умение слушать и вступать в диалог; Повторение правила: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
Как найти приставку в слове? (Подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.)
Упр. 157(с. 96)
Как отличить предлог от приставки? (между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос, а словах с приставкой этого сделать нельзя)
Дополнительное задание
- Преобразуйте словосочетания в предложения, постарайтесь вставить между предлогом и рядом стоящим словом слово.
Например: Школьный автобус поехал по асфальтированной дороге.
Упр. 158(с. 96)
-Чем отличается значение слов? (Упустил-что-то или кого-то не удержал. Впустил – дал пройти куда-либо.)- Составьте словосочетания. (Упустил рыбку. Впустил друзей)Глагол одеть употребляется в словосочетаниях с одушевлёнными существительными и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека (кукла, маннике, скелет), а надеть- только с неодушевлёнными именами существительными.
Для наглядности и закрепления материала стихотворение Новеллы Матвеевой: «Одень», «надень»… Два словаМы путаем так бестолково!Морозный выдался рассвет,Оделся в шубу старый дед.А шуба, стало быть, надета.«Одень», «надень»… Давай глядеть:Когда одеть и что надеть.Я полагаю, что на дедаТри шубы может быть надето.Но я не думаю, что дедНа шубу может быть надет! 
- Придумайте предложения с паронимами надеть-одеть.
На болоте две подружки,Две зелёные лягушки,Утром рано умывались, Полотенцем растирались.Ножками потопали,Ручками похлопали.Вправо, влево, наклонялисьИ обратно возвращались.Вот здоровья в чём секрет.Всем друзьям физкульт-привет!
Упр. 98 (с. 62) (Работа в парах)
Запись под диктовку.
Наступила настоящая зима. По льду через реку протянулась дорога. На стёклах мороз нарисовал нарядные узоры. По земле, покрытой глубоким снегом, хорошо ходить по лужам.
- Обозначьте приставки, подчеркните пробел между приставкой и словом.
(Взаимопроверка)
Учащиеся рассказывают правило
Определяют где приставка, а где предлог. Записывают в тетради.
Придумывают предложения со словами одеть, надеть.
VII. Рефлексия
Личностные:
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные:
- умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
Предметные:
- различают приставку и предлог на письме. Работа по карточкам
- Прочитайте стихотворение, выпишите однокоренные слова. Выделите корень, подчеркните слова с приставками.
 
Двор, весь заснеженный, ярко блестит.Снежная крепость в нем смехом звенит.Лепит снежки детвора день - деньской. Хвалятся крыши каймой снеговой. С новой метелкой стоит снеговик.Снега излишки увез грузовик. К елке готовим снежинки, фигурки. Ставим спектакль мы веселый Снегурке. Мы не скучаем пока по весне, Но вот подснежники видим во сне.
 
(Взаимопроверка)
Дети выписывают однокоренные слова. Выделяют корень, подчеркивают слова с приставками.
Осуществляют взаимопроверку.
VIII. Подведение итогов урока
Домашнее задание Метапредметные- умение обобщать полученную информацию;
- умение давать оценку своим действиям, оценивать результат.
- Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали нового?
Для ответа можно пользоваться опорными словами:
узнал, что…
- узнал, какие…
- понял, где…
научился
- находить…,
- составлять…,
- обозначать…
По итогам урока учащиеся выбирают для себя соответствующую формулировку
Упр. 103. (с. 64) в рабочей тетради. Отвечают на вопросы.
Определяют достигнутые цели.