Презентация на тему Традиции песенно-былинной поэзии в произведенИи М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, удалого опричника и удалого купца Калашникова»


Традиции песенно-былинной поэзии в произведенИиМ. Ю. Лермонтова«Песнь про царя Ивана Васильевича, удалого опричника и удалого купца Калашникова»Подготовил презентацию ученик МБОУ СОШ №9 г. ДимитровградаХуртин АлександрНаучный руководитель учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №9 города Димитровграда Ульяновской областиМиронова Любовь Николаевна В произведениях Лермонтова редчайший пример органического проникновения автора в дух и склад устной народной поэзии. Оно открывается запевом «Ох ты гой еси»и зачином «Не сияет на небе солнце красное», вслед за которыми идет повествование события и завершается исходом «Гей вы, ребята удалые». В ней налицо старинные формы народной лексики:Просторечивые слова («твово», «мово», «восплакалась», «супротив», «пужаешься»);Уменьшительно-ласкательные суффиксы («кушачком», «головушку», «сиротинушка»);Деепричастия с суффиксом на «ючи» («распеваючи», «играючи»)Частицы «вот» «уж» («Вот молча оба расходются», «Уж вы, братцы мои»);Союз «аль»-»али» («Аль ты думу затаил?») и многое другое. В традициях устно-народного творчества Лермонтов пользуется постоянными эпитетами («солнце красное», «тучи синие», «сабля вострая») .  Подражая устно-поэтическому творчеству, Лермонтов достигает удивительной живописности в сравнениях человека с природой: «Ходит плавно — будто лебедушка; Смотрит сладко — как голубушка; Молвит слово — соловей поет» .  Необыкновенную красоту сообщает поэме образ зари — фона происходящих событий. Во второй главе заря на исходе: «За Кремлем горит заря туманная» . В третьей главе «Заря алая подымается» .  В явно народном духе строится фраза в «Песне…»: способом сочинения, при помощи союзов «и» , «а» , «да». С редким искусством Лермонтов применяет и другие традиционные виды устно-поэтического синтаксиса: эллипсисы («Как полюбишься — празднуй свадебку, не полюбишься — не прогневайся»); отрицательные параллелизмы ( «Не сияет па небе солнце красное, не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, сидит грозный царь Иван Васильевич») ; фразовые параллели («Вышел я на страшный бой, на последний бой» , «И ударил впервой купца Калашникова, И ударил его посередь груди»).  В «Песне… » большая роль отведена таким художественным приемам, как повторы («плачем плачут» , «горько-горько», «пир пировать»), игра синонимов («И причитывали да присказывали», «наточить-навострить», «одеть-нарядить»), повторения слов, выражений («на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, будто сосенка во сыром бору») , предлогов «за“ (за железный замок, за дубовую дверь»), «про» («Про тебя пашу песню сложили мы, мы про твово любимого опричника»), частицы «не» («Не потерся ли твой парчевой кафтан? Не измялась ли шапка соболиная?» ) и т. п. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ