ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.


Т.А. Колпакова, учитель русского языка,
ГБОУ РХ «Черногорская школа - интернат»
ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.
В настоящее время проблема формирования толерантных отношений актуальна для всех, в том числе и для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, т. к. в результате различных социальных изменений происходит расслоение общества, снижение материального благосостояния отдельных групп населения. Мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Когда всё это накладывается на ситуацию с детьми, обучающимися в специальной (коррекционной) школе и имеющими серьёзные нарушения эмоционально-волевой сферы, проблема становится ещё острее. В одной школе, в одном классе, учатся, общаются и взаимодействуют друг с другом дети из семей, различающихся своим достатком, этнической принадлежностью, педагогической состоятельностью, культурными ценностями, уровнем образованности. Нередко возникают проблемы, связанные с недопониманием, непринятием позиции другого, непохожего на тебя, с другими ценностями, психофизическими особенностями и возможностями.
Задача учителя специальной (коррекционной) школы – обучить умению не просто "терпеть" рядом "другого, а активно сотрудничать с "другим", для этого - идти на компромиссы, договариваться, находить точки соприкосновения даже в самых, казалось бы, безнадёжных ситуациях. Предлагаемый комплекс упражнений и игр направлен на то, чтобы научить "активной толерантности": "мирно", неконфликтно убедить "другого" в своей правоте, поспорить, отстоять своё мнение, заступиться за униженного, защитить права другого, помочь.
В подростковом возрасте растёт потребность в групповой поддержке, глубоких эмоциональных контактах, принадлежности к группе, но, в то же время, ярко проявляется максимализм, категоричность в суждениях, повышенная чувствительность к оценке своих внешних и внутренних качеств и требовательность к другим, чрезмерная эмоциональность, несдержанность. Разобщённость и неприязнь, "силовые" способы решения спорных ситуаций - всё это мешает как воспитательному, так и образовательному процессам, поэтому проблема толерантного взаимодействия, общения подростков, их сплочения, образования команды становится крайне актуальной.
В своей работе для формирования толерантности применяю игру. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это дает ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободному общению, доставляет удовольствие и в то же время помогает в «незаметном», «ненасильственном» приобретении навыков сотрудничества в малых группах или в составе всего класса.
Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищённость ребёнка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретённые знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения в различных видах деятельности.
В своей работе классного руководителя с коллективом учащихся я особое внимание уделяла таким моментам как: обучение мирному разрешению конфликтных ситуаций, воспитанию милосердия, формированию адекватных форм поведения, созданию условий для лучшего взаимопонимания. В этих целях были использованы тренинговые упражнения, интерактивные игры, специально организованные ситуации нравственного выбора, игры-обсуждения.
Интерактивные игры для разрешения конфликтов с окружающими без агрессии.
«Прогноз погоды»
Инструкция: Бывают дни, когда мы чувствуем себя не самым лучшим образом, может быть, не выспались, или испорчено настроение. И мы хотим, чтобы нас оставили в покое на некоторое время. Как дать понять другому, что нам хочется побыть наедине? Мы можем показать однокласснику свой «прогноз погоды»: пасмурная, ветреная, дождливая, солнечная, снежная и т. д. Нарисуйте свою погоду, которая соответствует сейчас вашему настроению, или просто напишите большими буквами: надвигается гроза, светит солнце, идёт дождь и т. д.
«Камешек в ботинке»
Слова «У меня камушек в ботинке» могут послужить сигналом к тому, что ребёнок испытывает трудности, ему что-то мешает, он сердится или обижен и никак не может собраться на уроке. Расскажите, что чувствует человек, когда камушек попадает ему в ботинок. Сначала он не очень мешает, затем в ноге появляется боль, в конце концов, этот камушек превращается в обломок скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете камушек, но на ноге остаётся ранка. Так маленькое неудобство становится большой проблемой. Вовремя позаботившись о ноге, мы сохраним её невредимой. Теперь, если кто-то скажет, что у него камушек в ботинке, все будут знать, что вам что-то мешает, постараются помочь вам.
«Кубик толерантности»
Играющие садятся в круг, по очереди бросая игральный кубик. На его гранях надписи: «пойми», «прими», «выслушай», «помоги», «улыбнись», «прости», «предложи». Играющий высказывается соответственно выпавшей надписи.
"Полёт на воздушном шаре" - группа отправляется "в полёт" на воздушном шаре, выбирается маршрут и всё необходимое (пища, вода, оборудование и т.п.). По пути возникают аварийные ситуации, требующие выбора: "выбросить за борт" на парашюте или кого-либо из группы ("балласт") или что-то из необходимых вещей.
Двери". Участник группы (по очереди) выходит в центр, берётся за ручку воображаемой двери и со словами: "Я открываю дверь..." называет то, чему он "открывает". Затем он "закрывает" дверь, также называя, чему или кому он закрывает её. Например: "Я открываю дверь уверенности в своих силах и здоровью, а закрываю - страху и плохому настроению".
Развитие социального доверия, воспитание новых способов общения, формирование адекватных форм поведения.
Игра "Чувствуем друг друга"
"Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Послушаем своё дыхание. Затем прислушаемся к звукам в нашей комнате, потом - к звукам, доносящимся с улицы. И снова послушаем своё дыхание. А теперь почувствуем свою правую руку, а в ней - руку соседа, затем почувствуем левую руку и руку соседа слева. Попробуем представить себе, что через руки бежит невидимый ручеёк (может быть, тепла или доверия, а может быть, поддержки друг друга или чего-нибудь ещё?) Постарайтесь запомнить это ощущение в руках, в душе и сохранить его до следующего занятия".
Игра "Я умею"
По кругу, по очереди каждый будет называть и, если захочет, показывать какое-нибудь своё умение, например, "быстро бегать", "забивать гвозди", "выращивать цветы" и т. п. Всем нужно внимательно слушать, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить своё умение, то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется в круге до конца".
Игра "Окажи внимание другому"
Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. п. В ответ ребёнок говорит: "Спасибо, я тоже думаю, что я ...", повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет ещё одной похвалой в свой адрес: "А ещё я думаю, что я ...".
Тренинговые упражнения:
1. «Горе». Один из участников садится в центр круга. Он изображает горе. Несколько человек должны выразить жестом ему своё сочувствие. Другие определяют, чей жест был наиболее искренен и убедителен.
2. «Незаконченное предложение».
Я чувствую боль, когда…
Я огорчаюсь, когда…
Я недоволен, когда…
Я злюсь, когда…
Я переживаю, когда…
Я доволен, когда…
Я радуюсь, когда…
Формирование набора поведенческих стандартов.
Этюд "Дружба"
Ведущий читает стихотворение В. Томилиной "Солидарность":
За кота и за юлуБрат опять стоит в углу.Плачет Леночка всерьёз:Жалко братика до слёз.Горько плакала сначала, Вдруг затихла, замолчала.Лена плакать перестала...Рядом с братом в угол встала.
Какие чувства переживает девочка? Чем они вызваны?
Вывод: во внимании, заботе нуждается не только младший, но и сверстник. Сочувствие проявляется в конкретном действии: если вдруг упал, то надо помочь встать; если больно – утешить, если трудно - предложить помощь, если не получается - подсказать.
Упражнение «Благодарность без слов».
Участники тренинга разбиваются на пары. По очереди в парах они пытаются без слов выразить друг другу чувство благодарности.
Сюжетно-ролевая игра «Волшебная лавка».
Представьте, что есть такая лавка, в которой продаются очень необычные вещи: терпение,
снисходительность, доброта, участие, забота и т. д. Предлагается «обменять» одни качества (недостающие) на другие (которых в избытке). Например, покупателю недостаёт терпения, продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. Затем производится обмен с другим участником (например, на чувство юмора).
Игра "Взаимоотношения"
Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина "Дом с колокольчиком".
Стоит небольшой старинный И будет с тобою вместеДом над зелёным бугром. Чаёк распивать дотемна, У входа висит колокольчик, И старую добрую сказкуУкрашенный серебром. Расскажет тебе она.И если ты ласково, тихо Но если, но если, но если
В него позвонишь, то поверь, Ты в этот уютный дом Что в доме проснётся старушка, Начнёшь кулаком стучаться, Седая-седая старушка, Поднимая трезвон и гром, И сразу откроет дверь. То выйдет Баба-Яга, Старушка приветливо скажет: И не слыхать тебе сказки, - Входи, не стесняйся дружок. И не видать пирога. На стол самовар поставит, В печи испечёт пирожок.
После чтения стихотворения дети приходят к выводу, что результат общения зависит от характера поведения, намерений. Одного и того же результата можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Почему во втором случае к ребёнку вышла вместо доброй старушки "Баба-Яга"?
Воспитание милосердия.
Упражнение «Давайте пофантазируем…»
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
1. Каким будет этот мир? Как люди в нём будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё. (Е. Евтушенко)
И если человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности, со своими желаниями и потребностями.
Игра-обсуждение ситуации:
1. Остановленная рука.
Мама привела пятилетнего сына Митю в парк. Когда они сели на лавочку, откуда ни возьмись – кошка! Села рядом с мальчиком и начала мурлыкать. Когда Митя захотел погладить кошку, мама ударила сына по руке и сказала: «Не трогай гадость всякую!»
У Мити заблестели глаза от слёз. Через несколько дней мама с сыном снова пришли в парк. Маленький карапуз лет трёх нечаянно наступил Мите на ногу. Митя сердито глянул на мальчика и толкнул его в спину. Ребёнок заплакал.
- Ты почему обижаешь мальчика? – изумилась мама.
- А что же он на ногу наступает? .. Гадость всякая… (В. А. Сухомлинский)
Беседа, наблюдение эмоционально-нравственных ситуаций в жизни, сюжетно-ролевые игры, анализ фильмов и прочитанных книг, включение детей в специально организованные ситуации нравственного выбора, личный пример, проективные оценки, использование различных видов деятельности, направленных на заботу о младших, пожилых, одиноких людях, убеждение, внушение, организация подражательной идентификации способствуют воспитанию милосердия у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Состояние дел в классе подтверждает действенность цикла занятий и их соответствие основной цели - формированию толерантных взаимоотношений подростков.
Использованные в работе игры и упражнения обеспечивали расширение образа мира ребёнка, приобретение навыков толерантного взаимодействия, гармонизацию самопонимания и понимания окружающей действительности, способствовали развитию потенциальных возможностей ребёнка, расширению набора поведенческих стандартов, формированию установок на сотрудничество, созданию позитивных отношений.  В рамках работы по формированию толерантности были проведёны классные часы, на которых шёл разговор о хакасском народе, его религии, обычаях, культуре, кухне и т.п., были представлены язык, произведения устного народного творчества русских, болгар, сербов, белорусов, инсценировки сказок этих народов. Задания вызвали интерес и энтузиазм. Результатом проведения этих классных часов стало не только знакомство с национальными особенностями русских, болгар, сербов, белорусов, хакасов, но и, главное, - интерес к иным национальным культурам, к иным, не похожим на свой собственный, национальным мирам, интерес, который уже не угаснет. Из такого интереса - сначала к соседу по парте или по дому, а потом и по планете! - как раз и прорастут зёрна толерантности, осознание богатства мира людей и культур!
Подростки стали более доброжелательно относиться друг к другу. Толерантная среда, групповая деятельность, в которой они постоянно пребывали, оказали положительное влияние на проявление толерантности и показали положительную динамику в их взаимooтнoшeнияx. В результате целенапpaвлeннoй работы по формированию толерантных взаимоотношений подростки стали более терпимы друг к другу, окружающие уже не вызывают у них негативную реакцию, обычно проявляющуюся в драках, оскорблениях, придумывании обидных прозвищ, стремлении показать своё превосходство и т. д.
Работа по формированию толерантности в современном обществе связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определённых личностных качеств. Речь идёт о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур. Это поможет лучшей социализации учащихся в социуме.
Наши бабушки говорили: «Учись доброму, так худое на ум не пойдёт». Если мы хотим видеть своих детей целостными личностями, способными на подвиг, увлекающимися стоящими вещами и серьёзно подходящих к жизни – надо учить их добру с малых лет. Учить их этому через игру – значит, действовать сообразно их возрастным возможностям.
Использованная литература:
Лушников В. И., Лушников В. В. Полезные навыки. Хакасское книжное издательство, Абакан, 2005.
Эльконин Д. Б. Психология игры. Москва, 1978.
Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
Гудошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.