План-конспект урока Самопознание в 7 классе Этика взаимоотношений в коллективе №14
План-конспект урока самопознания
Школа-гимназия № 10
Дата 08.12.2015г. Урок №14
Тема: ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
Ценность: Праведное поведение Качества: искренность, бескорыстие, ответственность.
Класс: _7 «А»_ Кол-во уч-ся:_______ Педагог: Лошкарева О.В.
Цель: расширить представления учащихся об этике взаимоотношений в коллективе.
Задачи:
- углубление знаний о взаимоотношениях в коллективе;
- развитие стремления жить в сплоченном коллективе;
-воспитание таких качеств, как чувство долга, ответственность. Ресурсы: (материалы, источники)
Музыкальное сопровождение (фонограмма песни Николая Носкова «Царица-любовь»), проектор и экран.
Примечание, анализ
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой на дыхание.
- Добрый день ребята, я рада видеть вас!
Прежде чем мы начнем, я предлагаю вам настроится на урок.
Позитивный настрой под спокойную тихую музыку:
Пожалуйста, сядьте удобно, руки и ноги не скрещивайте, расслабьтесь. Сейчас мы будем делать упражнение на дыхании. Когда мы концентрируемся на дыхании у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Вдох выдох 9-10 раз медленно.
Проверка домашнего задания.
Тема прошлого урока – «ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ». И ваше домашнее задание – подготовить рассказ об интересном деле, которое вы организовали и провели вместе с учителем. Кто был инициатором? Какими советами учитель помог вам? Как общее дело помогло сплочению коллектива класса?
- Пожалуйста, по желанию, я прошу вас зачитать свои сочинения.
- Спасибо за ваши выступления. Следует отметить, что учитель решает те же задачи, что и вы - его ученики, помогая справиться с трудностями и общественного, и часто личного характера. Радость успехов ученического коллектива - и его радость. Учитель, как правило, живет заботами своего класса, даже не являясь классным руководителем, потому что педагогический труд становится смыслом жизни многих выбравших это непростой путь. Значит, учитель - это или старший член классного коллектива, или его единомышленник и друг. - Сегодня мы продолжаем тему прошлого урока. Ребята, скажите:
1. Какие качества надо развивать в себе, чтобы установить добрые отношения с одноклассниками?
2.Что такое «чувство долга»?
3. Какое значение имеют такие качества человека, как чувство долга, ответственность, для создания в классном коллективе обстановки согласия и доверия?
4. Есть ли в вашем классе ребята, которые отличаются ответственным отношением к делу? Расскажите о них.
Позитивное высказывание (цитата).
- Хочу напомнить вам цитату прошлого урока:
«В коллективе человек проходит школу благородных поступков, которые воспитывают взгляды на взаимоотношения, возвышают мысли, делают изящными и красивыми чувства »
В. Сухомлинский Разговор в ходе беседы выходит на новый уровень, так как предполагает осознание каждым учеником значения личных качеств в деле укрепления коллектива. Вопрос 4 может вызвать затруднение у отвечающих, потому что требует от них анализа отношения к делу членов своего коллектива, а значит, и осмысления своего места в нем.
Рассказывание истории (беседа). Я предлагаю одному или нескольким учащимся прочитать вслух отрывок из повести А. Алексина в учебнике на стр ___ , а остальным подумать, как можно озаглавить его.
Анатолий Алексин
Готовясь к физико-математической олимпиаде, я отказался от консультации члена-корреспондента и решил развеять все свои физико-математические сомнения с помощью своей учительницы математики Марии Кондратьевны. Однажды я провожал ее из школы. Прощаясь, она повторила то, что я уже слышал от нее:
- Много говорю? Сейчас приду домой - помолчу. Если когда-нибудь захочется навестить меня... первый этаж, квартира три.
-Мы тоже на первом.
Но я ни разу не навестил ее. Мы чаще вспоминаем о человеке, когда он нужен нам, чем когда мы необходимы ему. Особенно когда нет громких сигналов бедствия.
Но и на мои сигналы квартира номер три в тот день не отвечала. Я долго надеялся, даже кнопка звонка нагрелась. «Может, не слышит?» - думал я. Приложив ухо к замку, я узнал голос радиодиктора, который сообщил, что к вечеру ожидается похолодание. Но шагов не было.
Я поплелся домой. Похолодание уже началось. «Мы будем ощущать все большее охлаждение к нам со стороны природы: человечество его заслужило!» - любил повторять наш сосед. Его предсказание, кажется, начинало сбываться.
Стоило мне войти в свой подъезд, как я увидел Ирину. Но еще раньше я услышал:
Все погибло! Ты убил Марию Кондратьевну! -Я?
Не сомневайся: именно ты! -Я?!
А кто же?
Глаза ее до того сузились, что зеленый свет вовсе исчез: путь к взаимопониманию был закрыт.
Объясни... - все же попросил я.
Это ты объясни!
Сквозь завесу неожиданности и волнения я сумел разглядеть, что у Ирины в волосах костяной гребень, что на ней платье, которого я раньше не видел, к нему приколота гвоздика, а в руке целый веер гвоздик. «Если бы я убил Марию Кондратьевну в буквальном смысле этого слова, она бы выбросила цветы», - успокаивал я себя.
Что это ты сегодня... такая?
Собралась приветствовать героя олимпиады.
Она же завтра... в понедельник.
Что-о?
Ключ долго не находил своего места в замке. Наконец мы вошли в квартиру. Никого не было дома. Ирина могла
не беспокоиться, что ее услышат, - и обрушилась на меня с еще большим негодованием:
-Перед такими соревнованиями надо устраивать обследование: у тебя злокачественный склероз?
-Почему ты так... говоришь?
-Потому что тебе дважды передавали, что олимпиада переносится на сегодня.
-На воскресенье? Кто передавал?
-Один раз Мария Кондратьевна, а потом я. Через твоего родственника.
-Через Владика?!
-Ты же сбежал с физкультуры. Это был последний урок... Мария Кондратьевна специально пришла в спортивный зал, позвала твоего родственника и сообщила ему.
-О чем?
-О том, что начинающие физики будут состязаться не в понедельник, а в воскресенье: это оказалось удобнее для членов жюри и для телевидения.
Владик мне ничего не сказал.
Что ты плетешь? Невообразимо! Я же напомнила ему.
Он не сказал...
-Не передал? Зависть... Как ты можешь жить с ним под одной крышей? Я же предупредила: «Олимпиада будет сегодня. Разыщи Саню хоть под землей!» Так и сказала. По телефону...
Когда?
Часов в десять утра.
Я был у Саввы Георгиевича.
И родственничек знал, что ты у него? Наверху?
Знал. Но, может быть, он забыл?
-Ты опять защищаешь подлость?! Она тебе нравится? Ты с ней согласен? Потому что своя...так сказать, братская, да?
Она бросила цветы на пол, словно плеснула красной краской в разные концы коридора.
Нашей школе засчитали поражение. За твою неявку. Я сказала Марии Кондратьевне: «Пойдемте отсюда!», а она ответила: «Посижу до конца». Я думаю, не могла подняться.
Как же быть? - спросил я.
Неявку не прощают даже заслуженным мастерам спорта и международным гроссмейстерам.
Но пусть простят Марию Кондратьевну. Я объясню... Кому?!
1. Согласны ли вы с утверждением: «Мы чаще вспоминаем о человеке, когда он нужен нам, чем когда мы необходимы ему. Особенно когда нет громких сигналов бедствия». Обоснуйте ответ.
2. Почему герой рассказа не принял участие в физико-математической олимпиаде?
3. Приходилось ли вам сталкиваться с завистью в вашем коллективе? Как это влияет на отношения одноклассников?
Физ.минутка
В данном тексте речь идет не только о таком качестве человека, как ответственность, но и о чувстве зависти, и о такой стороне человеческих отношений, как доверие. Ситуация, описанная в отрывке, сложна для оценки, но дает материал для размышлений об истинном лице человека.
Отвечая на первый вопрос, ребята, скорее всего, согласятся с утверждением, потому что жизнь дает немало примеров подобных проявлений. Однако личный опыт учащихся не настолько богат, чтобы они могли обосновать свое мнение примерами из жизни, поэтому целесообразно задать риторический вопрос: всегда ли вы помните о болеющих одноклассниках, престарелых соседях по подъезду, улице? Размышляя над третьим вопросом, учащиеся сформулируют один из важных выводов урока: чувство зависти губительно для дружбы и доверия в коллективе.
Творческая деятельность, групповая работа.
- Ребята, я предлагаю вам написать письмо-обращение к одноклассникам. Пригласите их к серьезному разговору о том, что в вашем коллективе мешает более успешно учиться, почему не всегда удается быть дружными, как лучше проводить вместе свободное время. Подумайте, можно ли назвать ваш класс настоящим коллективом. Оцените свою роль как члена коллектива.
На это задание вам дается - 8 мин минут…….. Кто выполнил, может выступить с текстом письма или разместить эти обращения на специальном стенде, прошу к доске («Поговорим об этом…»)
Вывод: Настоящий сложившийся коллектив может быть в такой группе людей, которые объединены между собой не только общей целью единомышленников, осознающих личную ответственность за успех общего дела, но и заботятся о нравственной стороне отношений между собой.
Предлагаемый вид творческой деятельности носит индивидуальный характер и дает возможность каждому высказать свою собственную позицию по вопросу взаимоотношений в классном коллективе. Вместе с тем составляемое учащимися обращение может содержать элементы анализа обстановки в классном коллективе, советы по укреплению коллектива.
Групповое пение. Я предлагаю вам исполнить песню Николая Носков
Я однажды проснусь, а вокруг мир другой -
Светел, чист, бесконечно прекрасен.
А на троне высоком Царица-любовь,
А на меньшее я не согласен.
Под хрустальным мостом реки чистой воды,
И никто над цветами не властен.
И не дерево счастья, а счастья сады,
А на меньшее я не согласен.
Станем другом большим для зверей и для птиц,
Человек больше им не опасен.
И не будет в помине озлобленных лиц,
А на меньшее я не согласен.
Я однажды проснусь, а вокруг мир другой -
Светел, чист, бесконечно прекрасен.
А на троне высоком Царица-любовь,
А на меньшее я не согласен.
В словах современной песни содержится важная для всех уроков самопознания мысль: мир прекрасен тогда, когда в нем царит любовь. Это ли не принцип жизни в коллективе?
Домашнее задание. Подумайте, какое полезное для школы дело вы бы могли организовать силами своего класса. К теме следующего урока «Гражданская позиция человека»
Заключительная минута тишины (вопросы «в стол»)
(музыкальное сопровождение)
- Ребята, я прошу вас задать себе вопросы: Что вам понравилось сегодня на уроке? Что особенно запомнилось?