Контрольная работа Эволюционное учение, 9 класс Линия жизни.

Контрольное обобщение № 3 по теме: «Эволюционное учение». 9 класс
ВАРИАНТ- I
I. Допишите предложения. 1. Совокупность особей, обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств, способных к взаимному скрещиванию, дающих плодовитое потомство и занимающих в природе определенный ареал, - это 2. Процесс прогрессивных изменений от простых форм к более сложным называется 3. Основы современной теории эволюции заложил английский ученый .. II. Заполните таблицу «Признаки вида».

Критерий
Характеристика

2
Экологический


3
Географический


III. Ознакомьтесь с представленным перечнем цветковых растений: горох посевной, белая акация, фасоль обыкновенная, желтая акация, паслен черный, паслен сладко-горький. Укажите, из скольких классов, семейств и родов эти растения. IV. Почему вид называют качественным этапом эволюции, а популяцию – единицей эволюции? V. Популяцию характеризуют следующие признаки: а) состоит из особей одного вида, связанных между собой; б) состоит из особей разных видов, связанных между собой; в) состоит из особей, населяющих определенную территорию; г) способна длительное время существовать без контактов с подобными группировками; д) является основным компонентом любой экосистемы. VI. Выберите правильные суждении и обоснуйте свой ответ. 1. Каждая популяция в той или иной степени изолирована от других популяций данного вида. 2. Безграничный рост численности губителен для любой популяции, так как приводит к подрыву ее жизнеобеспечения. 3. Популяция однородна: составляющие ее особи практически не отличаются друг от друга. 4. Любая популяция имеет «запас прочности», то есть может сохраняться при некотором изменении влияния контролирующих факторов. 5. Потеря популяцией определенной части особей, как правило, компенсируется за счет более интенсивного размножения. VII. Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют: а) одну популяцию одного вида б) две популяции одного вида в) две популяции двух видов г) одну популяцию двух видов VIII. Дополните таблицу «Сравнение искусственного и естественного отбора».
Параметры сравнения
Искусственный отбор
Естественный отбор

1. Материал для отбора



2. Характер изменений для особи



3. Результат



IX. Замените подчеркнутые выражения термином. 1) Фактор, который благоприятствует увеличению в популяции частоты новых свойств гена, приводит к эволюционному изменению. 2) Основной движущий фактор осуществляет эволюцию организмов. 3) Наименьшее подразделение вида, меняющееся во времени, участвующее в образовании новых видов.
Контрольное обобщение № 3 по теме: «Эволюционное учение». 9 класс
ВАРИАНТ- II
I. Допишите предложения. 1. Совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом, свободно скрещивающихся между собой и занимающих определенную территорию, - это.. 2. Способность видов к неограниченному размножению и ограниченность природных ресурсов приводят к 3. Все изменения имеют .. характер и всегда для организма.
II. Заполните таблицу «Признаки вида».

Критерий
Характеристика

1
Генетический


2
Морфологический


III. Ознакомьтесь с представленным перечнем животных: обыкновенная сорока, дикая кошка, домашняя собака, степная кошка, серая сорока, лесная сорока. Укажите, из скольких классов, семейств и родов эти животные. IV. Что называется видом? Как возникло современное представление о виде? V. Колебания численности популяции связаны: а) с изменением условий жизни (температуры, влажности); б) со взаимодействием с другими популяциями; в) с загрязнением окружающей среды; г) со средой обитания; д) с регуляторными факторами в самой популяции. VI. Выберите правильные суждении и обоснуйте свой ответ. 1. Возрастная структура популяции определяется внешними условиями и не зависит от жизненного цикла вида. 2. Популяция, состоящая из неодинаковых особей, более устойчива. 3. Предел плотности популяции определяется количеством самого дефицитного ресурса. 4. Каждая популяция имеет четко очерченные границы. 5. Экологическая рождаемость зависит от абиотических факторов и состава популяции. VII. В наименьшей степени связано с численностью популяции действие фактора: а) паразитизма б) накопления отходов жизнедеятельности в) хищничества г) суровой зимы VIII. Дополните таблицу «Сравнение искусственного и естественного отбора».
Параметры сравнения
Искусственный отбор
Естественный отбор

1. Отбирающий фактор



2. Характер изменений для вида (породы, сорта)



3. Результат



IX. Замените подчеркнутые выражения термином. 1) Фактор, который действует во всех популяциях, фиксирует полезные признаки, уничтожая особей с крайними отклонениями. 2) Расхождение признаков организмов Дарвин использовал для объяснения разнообразия форм в эволюции организмов. 3) Частные приспособления организмов к определенному образу жизни в конкретных условиях внешней среды обеспечивают появление в процессе эволюции разнообразия форм организмов.




15