Материалы для подготовки к итоговому сочинению по литературе


Вступление к сочинению
В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.
Варианты
зачинов Примеры Плюсы и минусы
названного варианта
1.Академический «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»
Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости
2. От «я» «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами
своего времени и своего поколения…»
Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции
3. «Киношный» «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла
стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»
Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции
4. Дневниковый «Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»
Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу
5. Цитатный «Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»
Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение
Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987) придерживается следующих названий вступлений:
1. историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);
2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);
3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);
4. сравнительное (проведение литературных параллелей);
5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение.Упоминает Н.П.Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».
И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».
В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст», в которой делается попытка обобщить и классифицировать варианты зачинов, рассмотреть их функции. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор.
(1) Тематический зачин
Зачины, в которых устанавливается предмет обсуждения или выделяется аспект обсуждения темы
Зачины, в которых устанавливаются и в общем виде характеризуются проблемы или основные темы текста
(2) Фактуальные зачины
Зачины, вводящие социально-исторический фон, предпосылаемый главной текстовой информации
Зачины, вводящие реально-бытовой фон, соотносящийся далее с темами и концептами текста
Зачины, вводящие литературно-критический фон, упреждающий главную текстовую информацию
(3) Концептуальные зачины
Зачины-цитаты, вводящие идею текста
Зачины-оценки
Зачины, представляющие собой гипотезу автора текста

Называет В.Н.Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них
мемуарный приём,
монтаж информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и реальное,
монтаж фактуальной информации,
обращение к информационному запасу коммуниканта,
обзор аспекта деятельности героя,
обзорная характеристика предмета обсуждения,
призыв к совоспоминаниям
приглашение к диалогу,
призыв к сопредставлению,
призыв к сопереживанию,
противопоставление,
зачин-парадокс,
подведение к теме,
самохарактеристика,
сопряжение фактов по контрасту,
характеристика через впечатления современников,
исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).
Учащиеся важно показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к экзамену ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени