Презентация по педагогике Диагностирование обученности


Выполнила:преподаватель психологии ГАПОУ АО «АМК»Горчакова Анастасия Андреевна ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ОБУЧЕННОСТИ ПЛАН:1.Понятие обученности, диагностирования обученности, принципы диагностирования2.Сущность контроля обучения как дидактического понятия: определение, содержание, виды, функции, задачи, методы и формы контроля3.Оценка знаний учащихся 1. Понятие обученности, диагностирования обученности, принципы диагностирования ДИАГНОСТИКА Общий подход Диагностирование обученности(последствий, достигнутых результатов и обучаемости) - контроль- проверка- оцениваниенакопление статистических данных и их анализ- выявление их динамики- прогнозирование результатов. Диагностика – это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. ОБУЧЕННОСТь Запас знаний Оперирование отдельнымиизолированными действиями,умениями, навыками Показателиобученности Показатель усвоенияО=Ф/П*100% О – оценка успеваемостиФ – фактический объем усвоенных знаний, уменийП – полный объем ЗУ, предложенных для усвоения Обученность - это достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченных целей. объективность систематичность наглядность (гласность) научно обоснованное содержание диагностических процедурдружеское отношение педагога ко всемобучаемымточные, адекватно установленныекритерии оценивания ЗУ - проведение диагностическогоконтролированияна всех этапахдидактическогопроцесса, которомуподвергаютсявсе обучаемые -проведение открытыхиспытаний всехобучаемых по одними тем же критериям объявление результатовдиагностических срезов их обсуждение и анализ составление плановликвидации пробелов ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ: 2. СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ Контроль или проверка результатов обучения обязательный компонентпроцесса обучения педагогическаядиагностика административно-формальная процедура проверки работы учителя и школ, как функция управления проверка и оценка знаний учащихся учителем ФУНКЦИИКОНТРОЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧИ Определениепробела в обучении Коррекцияпроцесса обучения Рекомендации попредупреждениюнеуспеваемости ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ текущий предварительный периодический текущий итоговый повторный периодический итоговый по П.И. Пидкасистому по И.П. Подласому ВИДЫ КОНТРОЛЯ Виды контроля Предварительный – осуществляется в начале учебного года. Задача – определить знание учащимися узловых элементов курса предшествующего учебного года.Текущий – это систематическая проверка усвоения ЗУН на каждом уроке, это оценка результатов обучения на уроке.Повторный – параллельно с изучением нового повторяется старый материал.Периодический - осуществляется после крупных разделов программы; Функции – систематизация и обобщение.Итоговый – проводится накануне перевода на следующую ступень обучения. Задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. СОДЕРЖАНИЕКОНТРОЛЯ ЗУН социальное,общепсихологическоеразвитие учеников сформированностьмотивов социальныекачества - развитие речи, - мышления,- памяти, -умения использовать знания в стандартной и новой ситуации,- решать проблемы, - выполнять практические работы - чувство ответственности, - моральные нормы, - поведение МЕТОД КОНТРОЛЯ это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связьв процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. это метод научного исследования педагогического процесса Методы контроля Методы устного контроляМетоды письменного контроляМетоды практического контроляДидактические тестыНаблюдениеМетоды графического контроля(Щукина Г.И.)Методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю.К.)Пользование книгой, проблемные ситуации (Оконь В.) Монологический ответ учащегося Вопросно – ответная форма Зачет, устный экзамен «+» наиболее активная,обстоятельнаяпроверка знаний«-» элемент случайности;стрессовая ситуация для экзаменующегося, часто блокирующая его интеллектуальные возможности беседарассказ ученика объяснение чтение текста чтение схемы МЕТОДЫ УСТНОГО КОНТРОЛЯ индивидуальная фронтальная комбинированная - возможность получить- точные данные об уровне усвоения, пассивность других учеников занимает всех учащихся сразу, дает более поверхностное представление об усвоении знаний. ФОРМЫ ОПРОСА МЕТОДЫ УСТНОГО КОНТРОЛЯ - контрольная работа- изложение - сочинение- диктант - реферат МЕТОДЫ ПИСЬМЕННОГО КОНТРОЛЯ обеспечивает глубокую всестороннюю проверку усвоениявыявляется степень владения письменной речью умению логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его давать оценку произведению, эксперименту, проблеме. - лабораторные опытысоздание изделиймонтаж аппарата это систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформированности ЗУН. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НАБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ надежность валидность объективность Дидактические тесты – это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. ВИДЫ ТЕСТОВ 1.Тесты, в которых задание требует ответа на вопрос:заполнение промежутков в текстевыбор одного из предложенных ответов2.Тесты – эссе (тесты свободного высказывания)3.По видам целей обучения:-первый тип: проверка знаний фактов, понятий, законов, теорий, которые требуется запомнить и воспроизвести-второй тип: умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний-третий тип: проверка умения давать самостоятельную критическую оценку изученного-четвертый тип: проверка умения решать новые конкретные ситуации на основе полученных сведений. однозначными правильными удобными стандартными относительно краткосрочными ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЕННЫЕ ТЕСТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ: Методики обработки результатов тестовых исследований Ученый разработчик присваивает каждому ответу определенный «вес», выраженный баллом, процентом.Результаты сравниваются со средним результатом по какой-либо группе, который принимается за норму (тесты, ориентированные на норму)Результаты сопоставляются с заранее определенными критериями (тесты, ориентированные на критерий) 3. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ОЦЕНКА ОТМЕТКА это процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. это процесс или деятельность, связанная с оцениванием интеллектуальной,мнемической, перцептивной и двигательной активности школьника (решение задачи). это условное отражение оценки. это формально-логический итог оценочной деятельности (ответ задачи). ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ Сравнительный(сравнение успехов одного ученика с успехами других ) Нормативный(оценка, исходящая из требований стандарта) ориентирующая стимулирующая Личностный(сравнение ответа ученика с его же ответами в прошлом) выделениетех качеств, ЗУ, которые способствуют или препятствуют эффективности уч. деят-ти и их соответствие эталонам ДИАГНОСТИРОВАНИЕОБУЧЕННОСТИ контроль,проверка оценивание накопление статистическихданных, их анализи динамика прогнозированиерезультатов процесс измерения уровня усвоения знаний. РЕЗЮМЕ Литература Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект Пресс, 1995. Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984.