Роль виртуальных экскурсий в формировании экологического, биологического мышления современного школьника
Роль виртуальных экскурсий в формировании экологического, биологического мышления современного школьника Учитель высшей категории Алексеева О.А Экскурсии - это форма образовательного процесса, проводимая с познавательной целью при изучении природных объектов в их естественной среде или искусственно созданных условиях. Виртуальные экскурсии – как самый эффективный и убедительный способ представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия. экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой, важным средством активизации учебного процесса.В процессе коллективной экскурсионной деятельности формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную. И что делать, если человек всю жизнь мечтал посетить самый большой в мире аквариум в Барселоне, восхититься красотами Карпат или подводного мира Карибского моря, или своими глазами увидеть динозавров? Выход из этого положения я и увидела в создании виртуальных экскурсий. Виртуальная экскурсия, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, график, текст, ссылки. Экскурсии обладают интерактивностью 1.Портал «Музей РОССИИ»http://www.museum.ru2.Государственный Дарвиновский музейhttp://www.darwin.museum.ru3. Московский зоопарк –http:/moscow zoo.ru4.Великоустюгский музей заповедник –http:/ustyug-museum.ru5.Музей человеческого тела- http:/nibler.ru6.Музей антропологии .Мехико. -http:/musei-online.blogspot.ru 7.Виртуальные выставки Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамеры).http://www.kunstkamera.ru/exhibitions/virtualnye_vystavki/8.Виртуальные экскурсии Российского Этнографического музея.http://www.ethnomuseum.ru/virtual_excursion.htm9.Панорамы острова Кижи.http://kizhi.karelia.ru/journey/kizhi_panorama/10. Виртуальные панорамы Археологического музея Горгиппия.http://www.anapacity.com/virtualnye-panoramy/arheologicheskiy-muzey-gorgippiya.html11.Экскурсия по Археологическому музею-заповеднику Танаис.http://pangorod.ru/maps/posmotret-gorod/arheologicheskii-muzei-zapovednik-tanais.html12.Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. http://elabuga.com/elabuga_tour/html/015.html доступность – возможность осмотра объектов или услуг без больших материальных и временных затрат, возможность осмотра объектов или услуг в любое время, возможность многократного просмотра экскурсий и прилагаемой к ней информации, и наглядность – возможность, по принципу, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. - предоставить площадку для демонстрации опыта проведения виртуальных экскурсий в урочной и внеклассной деятельности, на занятиях - дать педагогам возможность творчески подойти к созданию мультимедийного учебного продукта через использование различных программ это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. 1. идея экскурсии;2.цели и задачи экскурсии;3.содержание экскурсии;4.маршрут и оформление экскурсии;5. техническая составляющая разработки (навигация, интерактивность в т. ч.);6.результаты и методические рекомендации по использованию ресурса. • Не покидая учебного кабинета или квартиры можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны. • За один урок можно посетить несколько объектов: музеев, заповедников, природных сообществ. • Помогает организовать деятельность по овладению научными знаниями. • Помогает ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера. • Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность • В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа. • Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям. • Для людей с ограниченными возможностями здоровья это прекрасная возможность познания окружающего мира. 1.Вступительная беседа, отмечая цели и задачи путешествия, предлагаю подготовить маршрутные листы, а также направляю внимание на способы навигации по сайту. 2.Во время Интернет- экскурсии можно предложить законспектировать интересные моменты, скопировать нужные материалы в свои папки. 3.Заканчивается экскурсия обязательно итоговой беседой, во время которой мы вместе обобщаем увиденное и услышанное, выделяя важные моменты. 4.В конце урока учащиеся получают творческие задания для закрепления пройденного материала. 1Информация, подобранная для виртуальной экскурсии,хорошо структурирована, изложена ясно и последовательно, имеет законченный характер. 0 – 3 балла2 Информация дополнена своими собственными фотографиями, рисунками, видеофрагментами. 0 – 3 балла3Экскурсия не перегружена дополнительной информацией.0 – 3 балла4 Указаны использованные источники. 0 – 3 балла5Оформление продумано, выдержано в едином стиле, облегчает восприятие информации.0 – 3 балла6 Для изображений выбран оптимальный способ вставки. 0 – 3 балла7 Текст виртуальной экскурсии не содержит ошибок. 0 – 3 балла21 балл Могут использоваться интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим учителем или детьми под его руководством.Достаточно мультимедийного проектора и компьютера в кабинете. Мультимедийная виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста.Эти виртуальные экскурсии приобретают особую ценность! Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.По тематическому принципу выстраиваются экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы по предмету или области знаний.Многие обзорные экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Виртуальная экскурсия реализует принципы современной педагогической деятельности: принцип компетентностного подхода – получение высокого результата через деятельностьучащихся, принцип познавательной деятельности – через самостоятельную, творческую деятельность до получения нового знания. В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала учащимся развить способность и навыки видеть явления и процессы природы, события из разных областей жизни людей. Однако это вовсе не означает, что реальные экскурсии должны кануть в лету – необходимо найти оптимальное сочетание реальности и виртуальности в экскурсиях, исходя из интересов учащихся и задач обучения. Организация работы с информационно-коммуникационными технологиями в образовательных учреждениях, органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. /Авторы-составители Солопова Н.К., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Шильдяева Л.В. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.- 42 с.http://www.mediaeducation.ru/publ/jurin-grib1.shtml - _ftnref7#_ftnref7Райков Б.Е. Методика и техника ведения экскурсий. — Петроград, 1922.Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие.– М.: Центр “Педагогический поиск”, 2006. – 160с.http://www.panotours.ru/ Виртуальные экскурсии и 3d-путешествияhttps://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=1718&showentry=1165 Виртуальные экскурсии? Почему бы и нет?http://www.uchitel-izd.ru/news/1962/131332/ Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературыhttp://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&tmpl=com Творческая площадка по созданию виртуальных экскурсий