Конструирование урока в контексте ФГОС НОО и ООО


« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Джон Дьюи Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой культуры.Урок – главная составная часть учебного процесса.Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Мотивационно – целеполагающий аспект урока Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объём изученного материала, а приобретаемые УУД  обучающихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Типы уроков по ФГОС 1. Уроки «открытия» нового знания;2. Уроки отработки умений и рефлексии;3.Уроки общеметодологической направленности;4. Уроки развивающего контроля. Дидактическая модель урока как образовательной ситуации: Этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту учащихся, актуализация мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности. Этап проблематизации - оформление конструктивного конфликта как столкновения альтернативных, взаимно отрицающих друг друга видений одного и того же объекта, формулировка учениками собственного «незнания» относительно объекта учебной работы.Этап целеполагания и планирования - формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» и разработка плана.Этап концептуализации - выделение сущностных особенностей изучаемого объекта на основе анализа реального контекста его существования и проявления в окружающем мире. Этап моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.Этап конструирования – переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления; решение конкретно-практических задач. Этап рефлексии – выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов. 1.Уроки «открытия» нового знания; Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2.Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов. 3.Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС: Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.Контрольно-оценочная деятельность. Реализация стандарта должна изменить представление учителя о уроке: ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;на уроке применяются разнообразные источники знаний;изменяется структура урока;преобладают индивидуальная и коллективная деятельность;отдается приоритет деятельности ученика;применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся. Индивидуализация обучения – важная сторона урока во-первых, использование учебного материала различной степени сложности, учитывающей интересы и возможности разных категорий учащихся, поскольку сложный материал может оказаться не под силу некоторым учащимся для активного усвоения, но должен быть понятен всем.во-вторых, поручение учащимся заданий для самостоятельной работы разной степени трудности, но в такой системе, чтобы слабые и средние учащиеся могли постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным.в-третьих, возвращение слабых учащихся к более сложным заданиям предшествующих тем после изучения последующих, когда задания могут быть решены на новом уровне подготовки. Структура урока по ФГОС.1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи-зационный этап 1-2 минуты).2. Актуализация знаний 4-5 минут. 3. Постановка цели деятельности 4-5 минут. 4. Открытие нового знания 7-8 минут. 5. Реализация построенного проекта 4-5 минут. 6. Первичное закрепление 4-5 минут. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.9. Рефлексия учебной деятельности, итог урока – 2-3 минуты. Структура урока в рамках деятельностного подхода.1.Организационный момент.Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу». II. Актуализация знаний.Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. : IV. «Открытие нового знания» Этап изучения новых знаний и способов действий.V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действийЦель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.VI. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действийЦель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.VIII. Рефлексия.Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Общение нам приносит радость Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко,Читать, считать, писать учили:«Дает корова молоко».Век ХХ1 – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети быть должны.