Презентация доклада Обучение приемам исследовательской деятельности в начальной школе


Тема доклада: Обучение приемам исследовательской
деятельности в начальной школе.
Докладчик: Хузина Елена Васильевна
учитель начальных классов УМОЦ "Арай"
Слайд 1
Все мы знаем веселую книжку К.И.Чуковского "От двух до пяти". Какие неожиданные вопросы задают дети! И в каком огромном количестве! Да и у детей постарше, например, младшего школьного возраста вопросов тоже предостаточно. Почему же их поток иссякает с возрастом, почему к 10-11 классу мы часто видим детей с отсутствующим познавательным интересом?
А.И.Савенков, доктор педагогических наук, доктор психологии, профессор, говорит, что решение этой проблемы "выглядит удивительно просто - обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики ... строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания". Именно такой и представляется его методика исследовательской деятельности.
Слайд 2
Интерактивность метода и заключается в том, что ученики более широко взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом, а так же они не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Как отмечал А.И.Савенков, исследовательское поведение есть "важнейший инструмент развития и саморазвития интеллектуально- творческого потенциала личности ребенка".
Слайд 3
Особое значение исследовательская деятельность имеет для одаренного ребенка. Наблюдая за развитием таких детей А.И.Савенков пришел к выводу, что дети с высокими показателями интеллекта к моменту наступления взросления могут потерять признаки одаренности, если они "не имеют ярко выраженного стремления к исследовательскому поведению".
Для лучшего овладения учащимися приемами исследовательской деятельности А.И.Савенков рекомендует предлагать детям участие в разных видах работы в соответствии с их типом мышления.
Слайд 4
Для детей с дивергентным типом мышления работа в форме реферата неинтересна. Таким детям важен самый сложный для любого исследования этап - умение видеть проблемы, выдвигать идеи, делать неожиданные открытия, объяснять их нестандартно, оригинально, по-новому. Тогда как работа с первоисточниками, описание собственных наблюдений, формулировка на основе всего этого выводов им просто скучна.
Слайд 5
А вот дети другого типа мышления - конвергентного- очень любят наблюдать, умеют находить и сортировать информацию, обладают прекрасными способностями к обобщению.
Задача учителя - заинтересовать и тех, и других, тем более они так удачно дополняют друг друга. Одним можно предложить провести исследование в виде эксперимента, поучаствовать в выдвижении гипотез. А другим нужно дать возможность представить "свою" идею ( т.е. почерпнутую где-то) в виде схемы, презентации, так как такая форма видится им более понятной.
Слайд 6
Речь идет, таким образом, о сотворчестве и сотрудничестве ученика и учителя. Причем, учитель не должен отстраняться, предоставляя подопечным "самостоятельность", но в тоже время и не должен подавлять проявления детской индивидуальности. В связи с этим особую значимость приобретает уровень овладения самим учителем "базовых умений исследователя", так как на первом этапе обучения исследованию именно педагог ставит перед детьми проблему, грамотно формулируя ее, показывает пути ее решения, организует исследовательскую деятельность учащихся.
Слайд 7
Успешное обучение исследовательской деятельности предполагает систематичность, мотивированность, высокий уровень психологического комфорта, а так же учет возрастных особенностей учащихся.
Проведение учебных исследований с младшими школьниками в теории рассматривается как особое направление внеклассной и внешкольной работы. Но на практике элементы исследования, конечно, присутствуют и на уроках. Это и проблемные вопросы, вызывающие активность детей, и мини-исследования учебных тем в рамках одного урока, и опережающие задания, выполнение которых предполагает проведение маленького личного исследования, т.е. работа проводится не от случая к случаю, а планомерно и систематически.
Учитель в ходе исследовательской деятельности помогает ученику увидеть возможности реализации своих талантов и способностей, дает ребенку почувствовать себя успешным, а это, как известно, самая сильная мотивация для любого дела.
Атмосфера творчества и ощущение поддержки, несомненно, создают психологический комфорт, который важен для формирования личности растущего человека.
Так же мы должны учитывать возрастные особенности учащихся, т.к. исследование должно быть, прежде всего, посильным и интересным.
Слайд 8
В структуре урока-исследования различают такие этапы, как мотивация, собственно исследование, обмен информацией, организация и связывание информации, подведение итогов, а так же применение новых знаний на практике.
Подробней об этом хочу рассказать на примере урока обучения исследованию по математике в 0 классе на тему "Тяжелый - легкий".
Слайды 9 - 24
Слайд 25
Закончить свой доклад хочу словами И.В.Гёте : "Человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять о нем".