ДОРОГА В ШКОЛУ ПРОГРАММА РАБОТЫ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ГИМНАЗИИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ОСАКАРОВСКОГО РАЙОНА
КГУ «ОПОРНАЯ ШКОЛА (РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР) НА БАЗЕ ГИМНАЗИИ №9 П. ОСАКАРОВКА»
МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
п. Осакаровка 2014
ВВЕДЕНИЕ
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методологических концепций, типов учебных заведений, программ, образовательных технологий. Но все это многообразие не снимает проблемы успешной адаптации первоклассников к условиям школьной жизни. Не секрет, что требования школы расходятся с возможностями некоторых детей, поступивших в 1-ый класс. Эти расхождения касаются как развития мыслительных операций, так и интеллектуальных действий и речевых умений.
Ожидания учителей начальной школы часто не совпадают с тем, как готовят к переходу в школу в детских садах. "Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений," - так В.А.Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением.
Известный психолог Д. Б .Эльконин, подчеркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединил их в "одну эпоху человеческого развития, именуемую детством".
Период дошкольного детства подготавливает развитие ребенка в младшем школьном возрасте.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего :
Доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям;
Преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление и т.д.);
Анатомические и физиологические особенности;
Приоритетное место в жизни младших школьников, наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра;
Необходимость успешности любой деятельности, снижение интереса, отрицательное отношение к ней, если она не дает желаемого результата;
Задача школы, - опираясь на общее между этими возрастными этапами развития ребенка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в детском саду.
Под преемственностью между детским садом и начальной школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержание и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Только тогда, когда работа в детском саду будет направлена на такое развитие детей, которое бы отвечало требованиям, предъявленным к этим же детям на последующей ступени (т.е. в первом классе), а учителя начальных классов будут опираться и ориентироваться на материал, ранее усвоенный детьми, и тот опыт, который ими приобретен на предыдущей ступени их жизни, - только при этих условиях будет достигнута преемственность в работе детского сада и школы. Из этих противоречий возникла проблема.
ПРОБЛЕМА:
«Как создать единое образовательное пространство, объединяющее систему подготовки в детском саду и систему обучения в начальной школе?»
ТЕМА : « У школьного порога»
ЦЕЛЬ: Разработка рекомендаций и программы деятельности начальной школы и ДОУ по решению проблем адаптационного периода
ЗАДАЧИ:
Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
С детского сада увлечь детей перспективной школьного обучения, вызвать желания учиться в школе.
Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
ОБЪЕКТ: учебно-воспитательный процесс детского сада и школы , дети дошкольного и школьного возраста, родители, педагоги.
ПРЕДМЕТ: период адаптации дошкольников и будущих первоклассников к условиям школы
ГИПОТЕЗА: Если обеспечить систему непрерывного обучения с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников, создать благоприятные условия в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка, психического и личностного развития ребенка, увлечь детей перспективой школьного обучения, то можно разработать рекомендации и программу деятельности начальной школы и дошкольного учреждения по решению проблем адаптационного периода, которые помогут педагогам ДОУ и учителям начальных классов в их работе с первоклассниками.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
целостный педагогический процесс
реализация единой линии развития ребенка
ПРОГРАММА РАБОТЫ
ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ГИМНАЗИИ № 9 п. ОСАКАРОВКА
Мероприятия
Время проведения
Ответственный
Организационная работа
Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу.
проведение дня знаний,
знакомство с помещением школы,
спортивные состязания,
совместные праздники,
праздник «Последнего звонка»
В течение года
Учителя
воспитатели
Методическая работа
Осуществление единого подхода в привитии детям гигиенических навыков, в воспитании культуры поведения, умения вести себя со взрослыми, сверстниками, слушать собеседника, быть вежливыми, аккуратными, умения занять себя, найти дело по интересам, в соблюдении режима дня, не допускающего физической, психологической и интеллектуальной перегрузки и способствующего общему развитию и оздоровлению ребенка.
В течение года
Учителя
воспитатели
Изучение и анализ программ начальной школы и детского сада, нормативных документов по подготовке детей к школе, УМК.
Взаимопосещение уроков и занятий
В течение года
Учителя
воспитатели
Внедрение новых форм педагогической учебы:
совместные заседания МО по вопросам преемственности образовательного процесса;
педагогическая мастерская
В течение года
Учителя
воспитатели
Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа:
проведение психодиагностической работы с детьми 5-6 летнего возраста, направленного на выявление уровня и особенностей развития ребенка, выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для его развития и подготовки к щколе;
создание системы единого психолого-педагогического контроля за динамикой развития детей с целью решения проблемы адаптации в 1 классе. Для этого завести индивидуальную карту развития учащегося 1 класса;
охват всех детей 5-6 летнего возраста, не посещающих детский сад.
Сентябрь,
Январь,
Май.
Психологи,
воспитатели
Заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс.
Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.
Май, август
В течение года
Учителя,
Воспитатели,
Психологическая служба, медицинский работник
Работа с родителями
участие в проведении родительских собраний в школе и детском саду,
организация дней открытых дверей для родителей, учителей, воспитателей.
Проведение общих родительских собраний, бесед с психологом, консультаций для родителей,
тематические папки-передвижки для родителей :
« Подготовка детей к школе»,
« Уголок школьника»,
« Что должен знать и уметь первоклассник» и т.д.
В течение года
Каждый квартал
В течении года
Учителя,
воспитатели
План мероприятий для набора детей в 1 класс
Время проведения
Мероприятия
Ответственный
Сентябрь
День знаний
Учёт детей 6-7 летнего возраста, составление списков будущих первоклассников
Аналитическое совещание учителей начальных классов и воспитателей ДОУ «Организация совместной работы на основе скоординированных развивающих программ в новом учебном году»
Октябрь
Проведение собрания с родителями будущих первоклассников «Гимназия и гимназисты»
(презентация ОУ)
МОУНК, администрация
Посещение занятий подготовительных групп детского сада и открытых уроков в 1-х классах начальной школы. Круглый стол учителей и воспитателей.
Учителя 1,4 классов
Воспитатели
Ноябрь
Культурная программа «Гимназисты в гостях у дошколят»
4 класс, пионервожатая
Тематическая папка-пердвижка «Советы психолога»
психолого-педагогическая служба
Декабрь
День открытых дверей в Д/О (для родителей, учителей)
Воспитатели ДОУ
Родительское собрание «Скоро в школу»
Выступления на родительских собраниях в детском саду «Карлыгаш», «Балдырган» (беседа с родителями о программе для 1 класса предлагаемой школой , как готовить ребенка к школе)
Учителя
Январь
Гимназисты в гостях у дошколят. Инсценировка сказки. Развлечения.
4 класс, пионервожатая
Февраль
Работа психолого-педагогической службы .
Тематическая папка - передвижка
психолого-педагогическая служба
Март
День открытых дверей в Д/О (для родителей, учителей)
Воспитатели ДОУ
Гимназисты в гостях у дошколят. Наурыз. Народные игры, развлечения.
4 класс, пионервожатая
Апрель
Тематическая папка – передвижка «Что должен знать и уметь первоклассник»
психолого-педагогическая служба
Май
День открытых дверей в гимназии (для будущих первоклассников и их родителей)
МОУНК, администрация , учителя
Родительское собрание
МОУНК, администрация , учителя
Информация для родителей о начале записи в 1 класс (перечень документов необходимых при записи детей в 1 класс).
психолого-педагогическая служба
Июнь - Август
Приём документов
секретарь
Организация всеобуча для будущих первоклассников, не посещавших дошкольные образовательные учреждения
Подготовительные курсы для будущих первоклассников «Дошкольная Академия»
Учителя
Организационное родительское собрание. (Тема: подготовка к учебному году)
МОУНК, администрация , учителя
ПРОГРАММА
"У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА"Arial Black¤ђЗаголовок 115