Статья Роль личности педагога в процессе управления качеством подготовки квалифицированных рабочих и специалистов
Роль личности педагога в процессе управления качеством подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.
В наши дни, в непрерывно изменяющихся условиях жизни важное значение приобретают высокий профессионализм человека, компетентность специалистов в разных сферах производственной и общественной жизни. В условиях рыночной экономики вопрос о конкурентоспособности выпускников средних профессиональных учебных заведений становится особенно актуальным. А значит, возрастает ответственность за уровень подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.
Как повысить качество обучения? Как сделать, чтобы обучающиеся не только усвоили определенные знания, но и стали настоящими специалистами в своей области, научились адаптироваться в обществе? Эти вопросы волнуют любого современного педагога. Решить поставленную цель можно только путем грамотного управления учебным процессом, где ведущая роль принадлежит педагогу – ключевой фигуре качества образования.
Насколько обучение будет полноценным (научным, творческим, нравственным), насколько оно будет отвечать современным требованием, предъявленным к выпускникам, по большему счету зависит от педагога, как от личности и профессионала.
«Личность воспитателя значит все в деле воспитания», - отмечал К.Ушинский.
Древнегреческий философ Аль-Фараби считал, что цель деятельности учителя – помочь учащемуся найти путь к достижению цели. Учитель должен все видеть и слышать, обладать проницательным умом и быть принципиальным, уметь выражать свои мысли, убеждать, и не только владеть наукой, но и быть способным передавать знания и любовь свои ученикам.
Профессиональная компетентность педагога, как мы ее понимает сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу обучаемых, самостоятельное получение знаний, умно и тонко руководить познавательной активностью обучаемых, направлять ее в нужную сторону. Успешность деятельности преподавателя обуславливается его общим педагогическими способностями.
Академическая компетентность – способность к соответствующей области науки. Способный преподаватель знает предмет не только в объеме, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему интерес.
Психолого – педагогическое компетентность – способность проникать во внутренний мир обучаемого как личности, психологическая наблюдательность, связана с тонким пониманием личности обучаемого и его временных психологических состояний.
Речевая компетентность – способность четко и ясно выражать мысли и чувством с помощью речи, а также мимики и пантомимики, это одна из важнейших способностей профессии преподавателя, так как передача информации от преподавателя к обучаемому носит в основном невербальный характер. Изложение материала должно строиться так, чтобы максимально активизировать мысль и внимание аудитории.
Организаторская компетентность – способность организовывать аудиторию, свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и контролировать ее.
Коммуникативная компетентность – способность к общению с обучаемыми, умения найти правильный подход, установит с ними контакт.
Преподаватель, разумеется, должен обладать целым рядом положительных качеств, таких как целеустремленность, справедливость, настойчивость. Особое значение имеет такое качество как выдержка, умение владеть собой, своим настроением, темпераментом.
Личность преподавателя во всем многообразии идейно-политических, моральных, деловых, и психологических черт является важнейшим фактором, обеспечивающим эффективность педагогического процесса.
В научной и художественной литературе подчеркивается значение идейности, гуманизма педагога, его профессионального долга, чести, достоинства, оптимизма. Какие качества ценят современные обучающиеся в преподавателях, какого из них считают авторитетным? Данные опроса (анкетирования) обучающихся ГБПОУ Колледжа сферы услуг №3 показывают следующие качества преподавателей в порядке значимости:
1. Эрудиция, интеллект.
2. Умение доступно излагать материал.
3. Принципиальность.
4. Общекультурный уровень.
Такие специальные психолого-педагогические исследования показывают изменения в представлениях студентов об идеале преподавателя, авторитетном преподавателе и источниках этого авторитета. Возросла значимость личностных свойств педагога и соответственно уменьшился вклад других качеств, необходимых для деятельности преподавателя. В личности педагога обучающиеся отвергают низкий уровень культуры, невежество, нетерпимость, фальшь, унижение достоинства студента, высокомерие, жестокость и агрессивность. И напротив, высоко ценят чисто человеческие качества, такие, как доброжелательность, чувство такта, широкий кругозор, увлеченность преподаваемым предметом, интерес к личности обучаемого, уважение, понимание, общительность. Передавая педагогическая практика переводит учебно-воспитательный процесс на уровень межличностных взаимоотношений, т.е. превращает его во взаимодействие, диалог как источник личного роста обоих участников процесса.
Итак, можно сделать вывод: развитие творческого потенциала будущего специалиста зависит от качественного педагогического управления, т.е. от личных качеств руководителей и педагогов, стиля их общения с обучающимися, умения организовать учебный процесс.Преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КСУ №3 Маркова Н.Н.