Суть изменений урока с введением ФГОС
Чумова Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 55»
Суть изменений урока с введением ФГОС
начального общего образования
Мудрец ломает себя, глупец – других
Не ломая свой авторитаризм, мы не сможем приспособиться к новым меняющимся условиям жизни. У человека есть перспектива к изменению.
Совсем недавно сообщество учителей начальной школы изучало
проект стандартов начального общего образования второго поколения.
Самые активные учителя не только читали предложенные и выложенные в сети Интернет материалы, но и принимали участие в работе педагогическихфорумов различных Интернет – сообществ. Они высказывали различные
мнения по содержанию материалов стандарта: что-то одобрялось учителями,
что-то подвергалось критике. Ясно было одно - в начальной школе наступает
время перемен.
Федеральный государственный стандарт второго поколения
начального общего образования уже утверждён Министерством образования и науки РФ, и с сентября 2011 – 2012 учебного года все школы России начали работать по нему. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы. Они отличны от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. Теперь это не только
предметные результаты (ЗУНы) и общеучебные умения и действия. Помимо
предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты:
личностные и метапредметные (универсальные учебные действия).
В национальной президентской инициативе «Наша Новая школа»,
утверждённой Президентом РФ в феврале 2010 г., говорится о том, какой должна быть школа в 21 веке. Даются характеристики новой школы. Идёт речь и об учителях - «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…».
Теперь каждый учитель должен понять, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.
Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения»
издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться
новые формы организации учебного процесса. Но основной формой
обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его
планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно,
это то, что ему понятно.
В чём же отличие дидактических требований к развивающим урокам от
традиционных? Что же изменяется при подготовке и проведении урока
современного типа в деятельности учителя и учащихся?
Выделяют следующие принципы управления учебным процессом
(5 функций Анри Файоля):
планирование;
организация;
реализация и контроль;
коррекция;
анализ.
Являясь основной формой организации учебного процесса, урок,
строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее
спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить
коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный.
Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и
сообщает учащимся, чему
должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися
способов достижения
намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя
учащиеся выполняют ряд
практических задач (чаще
применяется фронтальный
метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют
учебные действия по
намеченному плану
(применяется групповой,
индивидуальный методы)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют
контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют
затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Учитель осуществляет
оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку
деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и
комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать
задание из предложенных
учителем с учётом индивидуальных возможностей
После подробного анализе двух типов уроков (рассмотренных выше)
становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя
и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего
указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным
деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а
учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа,
в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. А ведь именно он должен лечь в основу построения современного урока. В чём его сущность? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Настоящим инструментом учителя, позволяющим решать важные задачи по формированию у детей деятельностных способностей, является технология деятельностного подхода. Теперь задача учителя - организовать
исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Построение урока основанного на технологии деятельностного метода имеет свои особенности. Педагог, проектируя урок с применением данной технологии, проходит следующие этапы:
• 1 этап - определение педагогических задач
• 2 этап - отбор учебного материала
• 3 этап - определение способов организации учебных ситуаций
• 4 этап - прогнозирование возможных действий детей
Возможная структура урока выглядит следующим образом:
• Организационный момент
• Актуализация знаний
• Проблемное объяснение знаний с использованием моделей и схем
• Первичное закрепление
• Самостоятельная работа с самопроверкой
• Включение в систему знаний и повторение
• Итог урока. Рефлексия
Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли
сам процесс подготовки?
При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что на них базируется технологический процесс подготовки современного урока.
Теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору
форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности
учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Можно ли традиционными методами, приёмами, формами организации деятельности учащихся на уроке, прежним содержанием учебного материала достичь тех результатов, которые заложены в стандартах второго поколения? Конечно, нет.
Сегодня в педагогической литературе очень много говорят об инновациях, на практике доказывается их целесообразность. Вспоминается афоризм: «Всё новое – это хорошо забытое старое». Конечно, так однозначно говорить об инновациях в педагогической практике не стоит. Но ведь и новое на пустом месте не рождается, для него всегда есть предпосылки в прошлом.
Вот, к примеру, проектная деятельность учащихся (рассмотрим групповую
форму), которую сейчас вводят в практику своей работы учителя. А разве
раньше, в отечественной педагогической практике не присутствовала такая форма организации деятельности учащихся, как КТД (коллективно-творческое дело)? Безусловно, проект имеет более сложную структуру и содержит строгие обязательные для исполнения этапы. Появилось понятие
«защита проекта» и т.д.
Уверена, что учителю не стоит отбрасывать то, что доказало свою эффективность на практике. По крайней мере, то, что ранее позволяло формировать устойчивые предметные результаты у учащихся. Ведь предметные результаты никто не отменял, они подлежат контролю и оценке.
Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности
учащихся на каждом его этапе. И здесь действительно не обойтись без новых педагогических технологий. Так, обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка во 2 классе (учебник С.В. Иванова) по теме «Учимся писать сочетания жи – ши» предлагаю учащимся под диктовку написать слова «мыши», «камыши», «лыжи». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске все варианты написания слов (конечно, среди них есть как правильные, так и неправильные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с сочетаниями жи - ши. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о сочетаниях жи - ши»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»).
Или урок по теме «Имена собственные» в 1 классе.
Учитель:
-Запишите в тетради слово Роза. (Работа в тетрадях ведётся индивидуально, оба варианта написания выносятся на доску).
-Почему у вас появилось не одно мнение?
-Для чего нужна заглавная буква?
-Выполнив сегодня различные задания, вы проверите свои предположения.
Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Вообще технология ведения проблемного урока, разработанная автором Е.Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.
При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа необходимо включать работу в парах. Но прежде, чем ввести этот вид деятельности, в первом классе нужно провести несколько классных часов по теме «Учимся работать дружно», познакомить
ребят с основными правилами работы в паре.
Правила дружной работы.
Говорите по очереди, не перебивайте друг друга.
Внимательно слушайте того, кто говорит.
Если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), можно ввести её в практику своей работы уже на одиннадцатом уроке математики в первом классе через сказку. Предложите оценить работы двух зверей Лисёнка и Зайчонка по «волшебным линеечкам» при помощи крестика. Например:
- Определите, кто из зверей выполнил свою работу лучше по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота). На
«волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше
работа, тем выше ставим крестик). На следующем уроке сказку о лесной школе и её учениках нужно продолжить, как и обучение ребят работать с «волшебными линеечками» (позже можно называть их отрезками). Теперь можно предложить детям проверить, как Лисёнок сам определил и обозначил на «волшебных линеечках» качество своей работы. Спросить детей: «Согласны ли вы с тем, как оценил свою работу Лисёнок?» После анализа корректируем его оценку (красным цветом).
Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках стало, прежде всего, то, что к концу учебного года практически все ребята научились давать объективную оценку
своим письменным работам. А во втором классе после объяснения мною
критериев к оцениванию письменных работ и выставлению отметок по пятибалльной шкале даже родителями было отмечено, что переход к отметочной системе у ребят прошёл без каких-либо стрессов.
При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по
следующим критериям:
Громко – тихо.
Чётко – нет.
С ошибками – без ошибок.
С запинками – без запинок.
Выразительно – нет.
Понравилось – нет.
При этом учу, в первую очередь, отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята
сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую
атмосферу в коллективе. Что же касается этапа рефлексии, то в конце урока предлагаю учащимся ответить на вопросы (тип и тема урока определяют
содержание вопросов):
Что было трудным?
Что интересного было на уроке?
Что больше всего получалось?
Что больше всего запомнилось?
Чему учились? Что повторяли?
После чего предлагаю ребятам отметить в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке:
Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»;
Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»;
Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!» (Взято из УМК «Школа 2100»)
Работа учащихся с листами обратной связи позволяет учителю сразу
выявить тех ребят, которым необходима помощь, и уже на следующем уроке
оказать её. Кроме того, такая работа позволяет учить ребят анализировать
результаты своей деятельности на уроке.
Листы обратной связи видят и родители. Они, получая консультацию у
учителя, могут также вовремя оказать своему ребёнку помощь и поддержку.
На сегодняшний день для реализации стандартов предлагают четыре
типа уроков в зависимости от целей и задач.
• Урок открытия нового знания
• Урок рефлексии - закрепление полученных знаний и умений и одновременного обучения умению выявлять причины своих ошибок и умению корректировать их.
• Урок обобщения и систематизации знаний (уроки методолологической направленности) - структурирование и систематизация изучаемого материала, а также освоение алгоритмов обобщения способов действия.
• Урок развивающего контроля - развитие умения осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, формирование умения контролировать собственную деятельность.
Педагоги пишут не просто конспект урока, а составляют Сценирование урока, которое предусматривает проектирование педагогом целостной картины деятельности обучающихся.
Дидактическое наполнение урока зависит от двух факторов:
-дидактическое обоснование урока
-особенности образовательной программы.
Дидактическое обоснование урока предусматривает следующее:
Предмет, класс, автор учебника, дидактическая цель
Информация о цели урока и средствах её достижения
Тип урока (вид урока)
Задачи урока
Методы обучения
Формы организации познавательной деятельности
Средства обучения
Это может выглядеть следующим образом:
Предмет: русский язык, 2 класс, С.В.Иванов
Тема: «Учимся писать буквы согласных в корне слова»
Дидактическая цель: Создать условия усвоения детьми новых знаний по данной теме.
Тип урока: открытие нового знания
Задачи урока:
Образовательная:
Формировать умение доказывать правильность написания данной орфограммы.
Развивающая:
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность;
Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества;
Познавательные: работа с информацией;
Воспитательная:
прививать чувство товарищества, взаимовыручки
формирование внутренней позиции учащихся
Методы обучения: деятельностный метод обучения
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная работа
работа в группах
индивидуальная работа
Средства обучения:
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Учебник русского языка 2 класс, С.В.Иванова
Карточка – таблица
Лист самооценки обучающегося
Опираясь на данное обоснование, педагог составляет технологическую карту урока, которая предусматривает способ графического проектирования урока, позволяющее структурировать урок по следующим параметрам:
этап урока,
деятельность учителя,
деятельность учащихся,
универсальные учебные действия.
Открытые уроки учителей начальных классов, раскрывают сущность деятельностного подхода. Сначала обеспечивается самоопределение детей к деятельности на уроке и подготавливается их мышление к построению нового знания. После этого учитель подводит учащихся к постановке перед собой цели деятельности и организует самостоятельный поиск или «открытие» нового знания.
По каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.