Выступление на педсовете «Суть изменений современного урока с введением ФГОС».


Мухина Л.Н. учитель начальных классов МБОУ «СОШ №32» Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Норильск 2013 Урок – основная форма организации учебных занятий в системе обучения Рациональная структура урока обеспечивает:комплексное формирование УУД;выделение в содержании урока и темы главного, существенного;определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления;выбор рациональных методов, приёмов и средств обучения;дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;создание необходимых учебно – материальных условий обучения Урок I поколения Урок II поколения 1.Тема урока. 1.Тема урока. 2.Цель урока. 2.Цель урока. 3.Задачи урока:-Образовательная задача.-Развивающая задача.-Воспитательная задача. 3.Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:-Познавательные УУД.-Коммуникативные УУД.-Регулятивные УДД.-Личностные УУД. 4.Межпредметные связи. 4.Межпредметные связи. 5.Оборудование. 5.Ресурсы. Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам Сценарий урока: Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащегося. Этапы урока. Формируемые УУД. Деятельность учителя. Деятельность учащегося. Урок I поколения Урок II поколения Технологическая карта урока: Тема урока: …. Цель урока: …Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУДПознавательные УУД: …Коммуникативные УУД: …РегулятивныеУУД: …Личностные УУД: …Основные понятия: …Межпредметные связи: …Ресурсы: … № п/п Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока. При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.При подготовке к уроку учитель использует учебник, интернет-ресурсы, материалы коллег Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей:  по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т.д. Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя уч-ся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Уч-ся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Формулирование заданий для обучающихся Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов д-ти товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Уч-ся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей * Тема Слог. Деление слов на слоги Цель деятельности учителя: создать условия для формирования представления о слогеПланируемые результаты обученияПредметные: Знакомство со смыслом понятия «слог» и его существенным признаком – наличием гласного звука. Уметь выполнять звуковой и звукобуквенный анализ в рамках изученного. Знать способы определения гласных–согласных звуков. Различать слово и слог. Уметь делить слова на слоги, характеризовать слоги как ударные и безударные. Уметь выполнять звуковой и звукобуквенный анализ в рамках изученного. Развитие речи, фонематического слуха, навыка чтенияРегулятивныее УУД - понимание учебной задачи, выполнение указаний учителя при рассматривании рисунков; чтении слов и предложенийПознавательные УУД - ориентирование в Азбуке, понимание вопроса (задания); осознанное, в соответствии с заданием, считывание информации с рисунков; перекодирование разных знаков(звуки, буквы). Уметь моделировать схемы слов, «читать» их, сравнивать слово и предложенные схемы. Демонстрировать умение находить заданную букву среди похожих по графическому облику; находить буквы в буквенном ребусе Уметь практически пользоваться при чтении изученными буквами. Осознавать на интуитивном уровне смысловое и грамматическое согласование слов в предложении, сравнивать модели звукового состава слов: находить сходство и различия Коммуниктивные УУД - овладение средствами устного общения (движение, голос, мимика), соблюдение правил речевого этикета . Корректировка своих действий в сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Проявление доброжелательности друг к другу Межпредметные связи: русский язык, литература, математика, окружающий мир Формируемые понятия: гласные, согласные, слог, слово, предложение Ресурсы: «Азбука» (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец), толковый словарь школьника, тетрадь для печатания, карточки со словами, составленные детьми, карточки со словами для работы в парах Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу» • 1-2 минуты; • у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность; • включение детей в деятельность; • выделение содержательной области Приёмы работы:• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);• самопроверка домашнего задания по образцуНастроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.), спросить, с чего бы хотели начать 1.Мобилизационный этап Учитель. Почему эти персонажи сегодня на уроке обучения грамоте? I. Мобилизационный момент У слона большие уши, а у совы большие глаза. Сова видит хорошо ночью, наверное, сегодня на уроке мы должны что-то очень важное услышать, заметить и увидеть то, что спрятано между строк Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося1. 4-5 минут;2. Возникновение проблемной ситуации.• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);• создание проблемной ситуации ( в побуждающем диалоге);• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урокаВначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока II. Актуализация знаний III. Постановка учебной задачиЦель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.• 4-5 минМетоды постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог * Фрагмент организации побуждающего диалога на этапе АОЗ и постановки учебной задачи («Азбука» Нечаева Н.В) н л м р - Назовите вы теперь буквы, которые я прикрепила - Что можно сказать о данной записи? (открытый вопрос) 1этап: создание «ситуации успеха» 2-й этап - возникновение ситуации "интеллектуального разрыва» - Используя только эти буквы, составьте слово или несколько слов 3-й этап фиксация "разрыва» - Почему вы решили, что нельзя составить слово? - На доске прикреплены буквы: Л, М, Н, Р - Это буквы согласных звуков - В записи всего четыре буквы -Ничего не получается. Не могу составить слово… - Букв не хватает - Добавьте ещё несколько букв… IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Этап изучения новых знаний и способов действийЦель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения • 7-8 мин;• Способы: диалог, групповая или парная работа:• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог• организация самостоятельной исследовательской деятельности;• выведение алгоритмаНовое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словамиВ завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действийДля лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов * Фрагмент организации подводящего диалога на этапе решения учебной задачи - Сколько букв добавить? Одну? Две? (добавляю согласные) к п - Нужно добавить гласные! а а - А теперь какие слова составили? мама рана нара мала лара и мир Рим Мила Ира о у он она ум ура луна н л м р рама лама Лара - На какие группы распределите слова? * - Я предлагаю распределить так: короткие слова в первую группу, а длинные слова - во вторую группу. - Имена людей в одну группу, остальные слова в другую. - Еще можно распределить так. Слова он, она, мои - в первую группу. Это слова-указатели, имена -во вторую группу (читает), а в третью группу все остальные слова Формулируем вывод 1 - Так почему же нам не удалось сразу составить слова из букв л, м, н, р? - Не было гласных. Из одних согласных слово не составить * - Откройте «Азбуку» на странице 38 (это две цифры 3 и 8 слева внизу). Во втором ряду даны буквы. Назовите их. - у, л, н, а - Составьте из этих букв слово и напечатайте в тетради для печатания (кратко объясняет его значение : уланы в XIX веке — один, из видов кавалерии) - луна - улан - Что вы можете рассказать о луне как о предмете? - Луна светит. Когда идешь по улице ночью, она освещает дорогу - Хотела бы дополнить ответ: Луна не светит, она отражает свет Солнца- Мы говорили об этом на уроках окружающего мира- Луна желтая, на ней нет жизни, воздуха - Слышали ли вы выражение «с луны свалился»? Что оно означает? - Так говорят о человеке, который ничего не слушал - О невнимательном человеке- О том, кто отвечает не то - Хорошо. А что можете рассказать о слове луна? В слове четыре буквы-Две буквы согласных звуков. Две буквы гласных звуков. - Давайте вместе спросим слово (Вместе.) «Что это?» - «Это луна» - А на какие две части можно разделить это слово? - Две буквы согласных звуков, две буквы гласных звуков - (Пауза) Согласны? - Нет. Это не части слова. (Пауза.)- Можно так: лу-на. Я знаю! Это называется - по слогам! Учитель прикрепляет на доску карточку с темой урока: СЛОГ. Уже с детского сада дети имеют представление о слоге - О чем сегодня поговорим на уроке? - О слоге. - Сколько в слове гласных, столько и слогов. - Произнесите слово еще раз. Определите, сколько в слове частей? - 4 части - л, у, н, а.-Нет, это буквы. - Лу-на - 2 слога. - Верно, из этих частей сложили слово. Поэтому каждую такую часть ученые назвали слог.Сравните слоги. Что в них общего? Каждый слог состоит из гласного и согласного звуков Каждый слог состоит из двух букв. - В слове луна поставьте ударение. Какой слог ударный: 1-й или 2-й? Дети, показывая движениями, зовут: «Луна» От какого звука зависит - ударный слог или безударный? - От гласного. - Значит, «хозяином» слога является гласный звук. Без него - нет слога! Скажите, сколько гласных в слове луна! ( Два)- А сколько в этом слове слогов? (Два) - Сделайте вывод (2) о том, как определить в слове количество слогов. - Спасибо, Но еще нужно произнести слово нараспев, будто вы зовете луну. V. Первичное закреплениеЭтап закрепления знаний и способов действийЦель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.• 4-5 минут;• Способы: фронтальная работа, работа в парах;• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий• выполнение заданий с проговариванием в громкой речиВ    процессе    первичного    закрепления задания    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи - Прочитайте (на доске: «Мама!», «Ира!», «Ирина!»). Что можете сказать о записи на доске?Дети: «Мама!», «Ира!», «Ирина!» - это предложения. Они написаны с заглавной буквы, в конце стоит восклицательный знакУчитель: А что вы можете сказать об интонации, с которой надо произносить пред­ложения? Дети: Надо произнести громко. Воскрикнуть! - Неправильно! Воскликнуть! Это не обязательно кричать.- Да, можно просто громко позвать (Все произносят «Ма-ма! И-ра! И-ри-на!»)Учитель: Напечатайте в тетради эти слова, разделяя на слоги. Учитель: Что получилось? Что увидели нового, интересного?Дети: Слова мама, Ира состоят из двух слогов-Нет, слово Ира - из одного! - Нет, из двух слогов! Мы же говорили: сколько гласных, столько и слогов. В слове два гласных звука: [и] и [а]. Значит и слогов два!Учитель: Спасибо, Ты все правильно объяснил. Но еще нужно произнести слово нараспев, будто вы зовете Иру. (Все произносят: «И-ра!») VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуСамоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действийЦель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет• 4-5 минут;• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);• Выполняется письменно;• Методы: самоконтроль, самооценкаПри проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ситуацию успеха РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Учитель: Откройте «Азбуку» на странице 38 (напоминаю: две цифры 3 и 8 слева внизу). Давайте рассмотрим иллюстрации. Что вы видите?Дети: Мышки решили поделить кусок мыла. Каждой мышке досталось по кусочкуУчитель: Но мы с вами мыло делить не будем. Мы будем работать со словом мыло. Подумайте, сколько слогов в слове мыло. Произнесем слово мыло, послушаем. Есть ли гласные в каждой части? Сколько слогов в этом слове?Дети: Слово делится на две части-В каждой есть гласный звук - [ы], [о]Учитель: Рассмотрим картинки, расположенные справа. Что вы видите?Дети: На одной картинке птица. Она смешная - у нее шляпа с перьями. - Под картинкой написано «эму». Это, наверное, имя этой птицы -Нет, если бы это было имя, то было бы с большой буквы- Наверное, так называется эта птицаУчитель: Действительно, эта птица - страус эму. Это один из видов страусов. Если вам интересно, найдите о них дома дополнительную информацию, расскажите всем завтра в классе Дети: На другой картинке мышки делят сыр. Непонятно, кому сколько достанетсяУчитель: Сравните, сколько букв в словах эму, сыр. (По три буквы.) Из скольких слогов состоит каждое слово?Дети: Слово эму состоит из двух слогов. Мы произносим: эму. Здесь два звука гласных-Слово сыр состоит из одного слога, так как в нем один гласный звук Учитель: Следующее задание -«Находим слоги в словах». Перед вами на доске и на карточках ряд слов. Прочитайте ихлимон малина Рома май малы налимы машина рой ямаУчитель: Пусть ребята, сидящие на первом ряду, подчеркнут слова, которые состоят из одного слога, те, кто сидит на втором ряду - состоящие из двух слогов, те, кто сидит на третьем - из трех слогов.Учитель: Итак, что у вас получилось?Дети: Первая группа: слова май, рой - состоят из одного слога, так как в них по одному гласному звукуВторая группа: слова лимон, малы, яма, Рома - состоят из двух слогов, ведь в них по два гласных звукаТретья группа: слова машина, малина, налимы - состоят из трех слогов, так как в них по три гласных звука VII. Включение нового знания в систему знаний и повторения • 7-8 минут; • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; • Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранееПри повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам Решение ребусов VIII. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса• 2-3 минуты;• Вопросы:• Какую задачу ставили?• Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом?• Какие получили результаты?• Что нужно сделать ещё?• Где можно применить новые знания? IV. Подведение итоговУчитель: Ребята, чью работу на уроке вы хотите отметить?Учитель: Как вы считаете, вы научились вежливо возражать тем, с кем не согласны?Дети: Научились!Учитель: Какое правило мы сегодня открыли на уроке?Дети: Мы узнали, что слово состоит из слогов.-Сколько в слове гласных, столько и слогов.Учитель: Как вы думаете, есть ли у слога еще секреты?Дети: Да!Учитель: Действительно, это так. Но я надеюсь, что на следующем уроке мы с вами раскроем и эти секреты. Спасибо всему классу за интересную работу ФГОС Спасибо за внимание! « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования ФГОС * Фрагмент организации учебного диалога на уроке математики 3 класс (12 + 16) : 4 (72 + 36) : 9 Тема: Деление суммы на число - Что можете сказать о выражениях? (открытый вопрос) - Какое задание вы можете предложить к этим выражениям? - Найти значения выражений- Добавить еще одно-два похожие выражения - Давайте най­дем значения этих выраже­ний (12 + 16) : 4=28:4=7 - Найдите значение второго выражения - Так давайте будем думать вместе. У кого какие мнения? - Не могу найти значение второго выражения- Я тоже не могу- В таблице умножения нет такого случая 108 : 9- Я не могу трехзнач­ное число разделить на од­нозначное- Разделить можно, но я не знаю как * - Кажется, я догадался. Мы можем разделить 72 на 9, потом 36 на 9, а потом все сложить (72 + 36) : 9= 72:9 + 36:9 (Выслушать мнения других детей) - А может быть, значение выражения изменится? - Мы можем проверить по первому выражению (12 + 16): 4 = 28:4 =7 12:4 + 16:4 = 3 + 4 = 7 - Какой мы можем сделать вывод? (Дети делают вывод и предлагают разные варианты записи. В резуль­тате коллективного обсуж­дения соглашаются с та­ким равенством)(а + в):с = а:с + в:с - Кто может предположить, какова же тема нашего урока? * Моделирующая игра со слушателями Смоделируйте диалоговое начало урока письма по теме «Написание овалов в строке» В. Васнецов «Алёнушка» * Спасибо за внимание! *