Слитное и раздельное написание не с причастиями, конспект урока в 7 классе


Тема: "Слитное и раздельное написание не с причастиями". Дата проведения: 17 ноября 2016г.
Цели урока.
1. Образовательная:
обобщение и систематизация сведений о слитном и раздельном написании не с различными частями речи, изученными ранее;
изучение и закрепление новых сведений о правописании не с причастиями;
формирование практического умения различать слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
2. Развивающая:
– способствовать формированию развития быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.
3. Воспитательная:
– формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Ход урока:
Слово учителя.
Ребята, в гости к нам пожаловала частица НЕ! Она хочет раскрыть последний секрет о своем правописании с причастием! Но для этого нужно вспомнить, как она пишется с другими частями речи!
2. Повторение, проверка домашнего задания:
(2 ученика работают у доски с карточками)
Слово учителя:
Пока ребята работают у доски, мы посмотрим, как вы повторили дома правописание не с различными частями речи? Запишите словосочетания, обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы НЕ.) 1 вариант 2 вариант
не участвовал негодовать
не слышится шороха неряшливый
не широкая, а узкая река неширокая, но рыбная река
не правда, а ложь говорить неправду
не в чем сомневаться нечем удивить
не за что хвалить нечего хвалиться
ничуть не злой очень недобрый
вовсе не грустный совершенно негрустный
(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)
3. Объяснение нового материала.
Ребята, а ведь мы не знаем, как пишется не с причастием! Но это легко исправить, ведь на сегодняшний урок к нам пожаловала частица НЕ!
(Инсценировка грамматической сказки)
О том, как Не искала друзей среди Причастий.
Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:
— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!
Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.
Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо:
— Ну тебя! — и пошли дальше.
Не совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:
— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!
Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.
И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие.
Оно сказало невесело:
Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а.
Я совершенно одинокое Причастие.
Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.
И друзья побежали к новым приключениям.
Учитель:
Ребята, давайте сказку переведем на язык науки!
(Учащиеся сами формулируют правило, затем сверяют его с учебником)
4. Тренировочные упражнения.
A. (Комментированное письмо у доски)
Незамеченная ошибка, не замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная ошибка, вовсе не замеченная ошибка, совсем незамеченная ошибка
Учитель:
Вам не надоело слово ошибка? Тогда никогда не допускайте их в своих работах! Сейчас вам предстоит написать объяснительный диктант. Помните, что правописание НЕ зависит от части речи, а части речи могут быть омонимичными.
Б. Объяснительный диктант с взаимопроверкой.
(Не) умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.(Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово– общее достояние.Друг (не) испытанный, что орех (не)расколотый.(Не) отведавший пчелиного жала в меде сладости найдет мало.(Не) засыпай старого колодца, пока старый (не) выкопан.(Не) кричи про жареную рыбу, пока сырая (не) поймана.
Дополнительное задание: объясните смысл понравившейся пословицы.
В. Расставьте номера предложений в соответствии с темой. Если в предложении две разных части речи, запиши его номер дважды.
НЕ с причастиями НЕ с прилагательными НЕ с существительными НЕ с наречиями НЕ с глаголамиНЕ с деепричастиями НЕ с местоимениями
1) Бедность не?порок. 2) Взялся за гуж, не? говори, что не? дюж. 3) Голод не ?тётка. 4) Давши слово, держись, а не? давши, крепись.5) Дураку закон не? писан.6) Не?боги горшки обжигают. 7) Не ?было бы счастья, да не?счастье помогло.8) Не ?всё коту масленица. 9) Не? всякое лыко в строку.10) Семеро одного не? ждут. 11) Жить весело — и помирать не?с чего. 12) Пролом в заборе закрыть не? трудно, а рот человеку закрыть не?возможно.13) Ошейник из жемчужин собаке не?нужен,14) Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не? топлена, не? метена.15) Не? пойман — не?вор. 16) Не ?отведав горького, не ?узнаешь и сладкого.17) Если человека не? знаешь, то его не? хвали и не ?ругай. 18) Не? проверив слуха, не? доноси его до чужого уха.19) Всяк правду хвалит, да не ?всяк её говорит.
Подведение итогов:
А теперь вернемся к высказыванию К.Д. Ушинского о языке. Это начало одной из его работ. Как вы думаете, какой тип и стиль речи этой работы? Какие художественные средства он использует? ( Метафоры: “язык-цвет жизни”, “границы истории”, эпитеты “неувядающий язык”, “распускающийся цвет”) А теперь прочитайте это предложение еще раз, постарайтесь запомнить как можно лучше, потому что сейчас мы будем писать его по памяти.
Домашнее задание: п. 24, упр. 135