Конспект урока по теме Слитное и раздельное правописание НЕ с именами существительными (5 класс)
Предмет: Русский язык.
Класс: 5
УМК: учебник «Русский язык», 5 класс под ред. Разумовской М.М. и Леканта П.А.
Тема урока: Слитное и раздельное правописание НЕ с именами существительными.
Тип урока – изучение нового материала.
Цели урока:
Обучающие: освоить правило “Слитное и раздельное написание не с именами существительными” и алгоритма его использования.
Развивающие: развивать умения анализировать, сопоставлять, делать выводы
Воспитательные: развивать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.
Задачи: 1) развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации, 2) развивать орфографическую зоркость; 3) способствовать формированию умений работы с учебной информацией и самоорганизации познавательной деятельности.
Ведущий метод: комбинированный.
Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, учебник русского языка для 5 класса под редакцией Разумовской М.М. и Леканта П.А.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1.Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний. Проверка знаний и выполнения домашнего задания. Дети по цепочке зачитывают получившиеся ответы к упражнению, объясняя выбор написания суффикса имени существительного; в конце проверки проговаривают, что нового об имени существительном они узнали на предыдущих уроках. Сдают тетради с выполненной работой, дежурные раздают проверенные тетради. Начинаем работу.
3. Запись в тетради числа, классной работы. Свободную строчку оставляем для записи темы урока, которую мы сформулируем чуть позже, выполнив следующее задание.
II. Создание проблемной ситуации.
На доске записаны слова. По какому признаку можно распределить эти слова на две группы? Распределите данные слова на две группы (по вариантам: 1 в. - слитно, 2 в. - раздельно):
(Не)уважать, (Не)годовать, (не) любить, (не)волить, (не)друг, (не) хотеть, (не) чувствовать, (не)навидеть, (не)доумевать, (не) быть, (не)здоровится.
Проверка выполнения задания по цепочке (со 2 варианта). Какое правило помогло нам правильно написать НЕ с глаголами (дети проговаривают правила написания и приводят свои примеры). А почему слово (не) друг не подошло (это имя существительное)? А как мы его напишем (дети предлагают свои варианты написания).
III. Формулирование темы и цели урока.
Знаем ли мы условия слитного и раздельного написания имени существительного? (нет) Сформулируйте тему урока (запись темы урока). Давайте определим цели урока. Чему должны научиться?
IV. Изучение нового материала.
Посмотрите внимательно на доску и по обозначенным орфограммам попытайтесь сформулировать правило слитного и раздельного правописания НЕ с существительными.
Неправда (синоним - ложь).
Ненастье (не употребляется).
Не друг, а враг (наличие в предложении союза со значением противопоставления).
Сравним с материалом учебника (один из учеников читает выразительно теоретическую часть параграфа). Итак, что еще мы не учли при формулировке правила написания не с именами существительными? Как бы вы могли сформулировать правило своими словами, взяв самое важное (попытка самостоятельного осмысления и передачи в устной форме правила). Составим план наших действий - алгоритм.
Теперь выполним упражнение 694, один из учеников вызывается к доске (остальные ученики выполняют задание в тетрадях, а слабые занимаются списыванием текста из упражнения, затем подключаются к общей работе класса). Далее проверяем выполнение упражнения (ученики, при необходимости, вносят свои замечания к записям одноклассника на доске, затем оценивают его работу).
V. Закрепление изученного.
Работа в парах (по карточкам) - даны слова в 2 столбиках, найдите соответствия:
(Не)былица Робость
(Не)зависимость Грубость
(Не)смелость Выдумка
(Не)вежливость Чёрствость
(Не)годование Вражда
(Не)нависть Свобода
(Не)благодарность Возмущение
Самопроверка по цепочке. Как одним словом можно назвать записанные пары слов? (синонимы). Давайте вспомним, какие слова называются синонимами? Значение каких слов вам было непонятно? (ученики предлагают свои варианты понимания слов, при затруднении обращаемся к толковому словарю).
VI. Гимнастика для глаз, физкультминутка.
Проведём гимнастику для глаз.
Прослушайте внимательно стихотворение, в нём рассказывается о словах, которые без НЕ не употребляются. По ходу моего чтения, как только вы услышите слова, которые без НЕ не употребляются в нашей речи, вы должны открыть глаза. Итак, закрываем глазки и оказываемся в удивительной стране, о которой рассказал нам в своём стихотворении Б.Заходер.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Глазки наши отдохнули, теперь продолжим урок.
Запись предложений с доски. Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы.
1) Рыбаки ужинали, щёлкали орехи, рассказывали были и (не)былицы.
2) О, если б мое (не)счастие было только в безденежье, я бы благословил свою судьбу!
4) Нет, это (не)Енисей.
Проверка: один из учеников выходит к доске и правильно оформляет данные предложения. Подводим итог, еще раз формулируем правило, пополняя его своими примерами.
VII. Итог урока. Рефлексия.
С каким новым правилом мы познакомились на уроке? (правописание НЕ с именами существительными).
Как же мы будем писать имя существительное с частицей НЕ? (ученики озвучивают алгоритм использования правила).
VIII. Домашнее задание.
По выбору:
1)Упражнение 698.
2)Найти в толковом словаре слова-синонимы и придумать с ними предложения.