Буклет по логопедии Дисграфия и ее причины
Конспект фронтального занятия в старшей группе “Морские обитатели»
Цель занятия: активизировать лексический запас слов у детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить употреблять предложно-падежные конструкции; учить подбирать признаки к предметам.
Коррекционно-развивающая: развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия.
Оборудование: картинка батискафа, магнитные картинки: черепаха, морская звезда, краб, осьминог, кит, медуза, дельфин, картинки камней на магнитах, игрушечный фотоаппарат, мяч, игрушки черепахи и краба.Предварительная работа: Разучивание физминутки “Черепаха”.
Ход занятия:
I. Организационный момент.Дети стоят кругом, прижимают свои ладошки к ладошкам соседа.
Логопед: Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но для этого нам нужен хороший настрой. Повторяйте за мной слова:
Мы ладошку к ладошке приложим, И друг другу дружить предложим.Будем петь, заниматься, играть,Чтобы добрыми, умными, дружными стать.
Логопед: Молодцы.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед: Итак, как я уже сказала, что сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в морское путешествие. Мы с вами опустимся на дно моря, потом погуляем по берегу. Мы будем знакомиться с морскими обитателями. Садитесь в наш специальный аппарат для путешествия под водой, который называется батискаф.
Стулья детей стоят друг за другом в два ряда. Дети садятся на стульчики.
III. Основная часть.
1. Отгадывание загадок.
Логопед: Смотрите-смотрите, кто-то быстро проплыл. Вы заметили, кто это был? Нет, я тоже не успела увидеть. Но у нас есть Волшебный аквариум» (Игра « Морское дно»). Если вы отгадаете загадки, только тогда покажутся морские обитатели.
Дети отгадывают загадки, логопед на доску крепит магнитные картинки морских обитателей.
– Он больше всех зверей на свете.Такой один он на планете(Его поменьше даже слон),Пускать фонтаны любит он,В воде он плавает и спит.Кто скажет первым? Это – (кит)
– Передние – ласты, а задние - лапы!Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!Другого жилья, кроме моря, не зная,Потомству даст жизнь, на песок выползая. (Черепаха)
– Вот так Чудо! Вот так Диво!Зонтик жжётся как крапива.Зонтик плавает в воде.Если тронешь - быть беде! (Медуза)
– Глубоко на дне онаСловно на небе видна.Но не светит и не греет,Потому что не умеет. (Морская звезда)
– Известен он во многих странах:Живёт в морях и океанах,Ему не нужен тесный пруд,Его второе имя - Спрут.Он может камня вид принять –Умеет быстро цвет менять.У него есть восемь ног…Головоногий … (Осьминог)
– Только мимо нас проплыли,Поиграли и уплыли.Среди волн мелькают спины, Дети, кто это? (дельфины)
– Ползет в море паук -Восемь ног, пара рук.В руках клещи,В глазах испуг. (Краб)
2. Упражнение с предлогами перед, за, между, под, над.
Логопед: Молодцы. Посмотрите ребята, как интересно выстроились морские обитатели. Скажите мне, кто находится перед дельфином? Кто находится за китом? Кто между черепахой и морской звездой? Кто под китом? Кто над крабом? Кто перед морской звездой? Кто за медузой? Кто между осьминогом и крабом? Кто под медузой? Кто над дельфином?
Ответы детей.
3. Игра “Назови ласково”. Игра с мячом.
Логопед: Хорошо справились заданием. Дети, а вот один из морских обитателей может находиться еще и на суше. Как вы думаете это кто?
Дети: краб и черепаха.
Логопед: Правильно. Давайте с вами закончим наше путешествие по дну моря и погуляем по берегу и понаблюдаем за ними.
Дети встают вокруг логопеда.
Логопед: Смотрите-ка, краб своей клешней нарисовал задание для нас. Так, он просит назвать каждого обитателя морского ласково. Для этого он оставил мячик. Я кидаю кому-нибудь из вас мячик и говорю морского обитателя. Вы называете его ласково и возвращаете мне мяч.
Выполняется игра.
4. Физминутка. Черепаха.
Логопед: Молодцы. А теперь пойдемте искать черепаху.
Дети ходят по группе и делают вид, что что-то ищут.
Логопед: Эх, далеко мы с вами ушли от моря. Давайте отдохнем, и будем возвращаться обратно.
До моря идти далеко,
До моря идти нелегко.
– Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги.
И на камень мы
Кладем узелки.
– Хорошо бы на камне
Прилечь на часок...
Вдруг на ноги камень вскочил
И за лапки их ухватил.
И они закричали от страха:
Это – че! Это – ре! Это – паха! Это – чере! Паха! ...Папаха! Дети шагают по кругу
Посмотрели на пол
Сели, вытянули ноги
Как будто кладем что-то рядом
Дети ложатся
Логопед трогает детей за ножку
Дети быстро встают, показывают как- будто испугались
Кричат хором
(К. Чуковский.)
5. Игра “Делим на слоги”.
Логопед: Ох, и испугала нас черепаха. Но посмотрите, черепаха наша совсем грустная. Знаете почему? Она поделилась со мной своей бедой. В морской школе ей дали задание, с которым она справиться не может: не умеет делить слова на части (слоги).
Вот и молчит черепаха, вот и грустит черепаха.
Не сдвинется с места от страха.
Хотите помочь бедняге? Поделим слова черепахе!
На доске выкладывается тропинка из камней.
Логопед: Итак, черепаха дала мне список слов, которые нужно поделить. Я называю слово, один из вас подходит к тропинке из камней и шагает пальчиками столько раз, сколько слогов в слове.
Дети выполняют задание.
6. Упражнение “Какой? Какая?”
Логопед: Вот какие молодцы, и с этим заданием справились. Мы с вами познакомились с морскими обитателями. А теперь, давайте, скажем какие они бывают. Кит какой?
Дети: Большой, громкий.
Логопед: Черепаха какая?
Дети: Медленная, маленькая.
Логопед: Медуза какая?
Дети: Опасная, красивая, яркая.
Логопед: Морская звезда какая?
Дети: Красивая, маленькая, медленная.
Логопед: Осьминог какой?
Дети: Ловкий, быстрый.
Логопед: Дельфин какой?
Дети: Красивый, умный, быстрый.
Логопед: Краб какой?
Дети: Неторопливый, незаметный, маленький.
IV. Итог занятия.
Логопед: Вот наши приключения и подошли к концу. Мы сегодня с вами познакомились с некоторыми морскими обитателями. Какие задания мы с вами выполняли? Что для вас было трудно выполнять?
Ответы детей.
Конспект интегрированного занятия в средней группе “На полянке”.
Программные задачи:
Побуждать находить, узнавать, называть предметы по просьбе взрослого, сравнивать предметы по форме и цвету.
Развивать зрительное восприятие.
Познакомить с жуком “божья коровка”; формировать правильное отношение к насекомым – не бояться жуков, бабочек, муравьев.
Развитие мимики, соотнесение движений с эмоциональным состоянием; развитие координации движений.
Воспитывать бережное отношение к живым существам.
Словарная работа:
Жук Божья коровка. Круглый, овальный. Цветочная полянка.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением жука “божья коровка”; рассматривание внешнего вида, чем питается, где летает; рисование жука “божья коровка”.
Оборудование:
Жук Божья коровка. Бумажные цветы 4 основных цветов по количеству детей. Фланелеграф. 2 дома – круглый и овальный. Маленькие жуки Божьи коровки круглые и овальные по количеству детей. Вазы 4 шт. по основным цветам
Ход занятия:
Дети заходят в муз. зал под музыку. В зале стоят стулья в виде автобуса.
Муз. рук. Здравствуйте ребята, я приглашаю вас отправиться в лес. Вот и автобус нас ждет.
Дети садятся на стульчики. Движения под музыку “Автобус” (Е.Железнова “Мы в автобусе сидим”) или «Машины»
Деф. Мы с вами приехали на полянку. Смотрите, сколько на ней растет цветов. Красные, желтые, зеленые, синие.
Дети, а как пахнет наша цветочная полянка. Вздохнули, выпрямили спинку, выдохнули. Снова вздохнули, спинка прямая, выдохнули.
Детям раздается по цветку.
Нам с вами необходимо расставить цветы по вазам. Расставить нужно правильно – красный цветок ставим в красную вазу, синий цветок – в синюю вазу, и т.д.
Молодцы!
Муз.рук. Какие красивые букеты у нас получились.
Вокруг букетов обойдем с платочком танцевать начнем.
Хоровод с платочками.
Деф. Смотрите, кто здесь спрятался? Жучок. Какой жучок? (большой, красивый) Как его называют? (“божья коровка”) Ваня повтори. Катя повтори. Где жучок летает? (на полянке) Жучок что-то хочет нам сказать.
Муз.рук. Здравствуйте, ребята. Я божья коровка. Прилетела к вам за помощью. Я и
в роли жучка
мои друзья божьи коровки заблудились. Мы не можем найти где чей домик. Вы нам поможете?
Деф. Дети, поможем божьей коровке?
Вот и друзья божьей коровки. Они и правда перепутались. Этот жучок какой? (круглый) В каком он домике будет жить? (в круглом домике). Этот жучок какой? (овальный) В каком он домике будет жить? (в овальном домике) и т.д.
Работа с фланелеграфом. 2 домика – круглый и овальный.
Дети раскладывают жучков по домикам.
Муз.рук. Благодарит детей.
в роли жучка
Деф. Вот какие мы молодцы! Помогли мы божьей коровке и ее друзьям. Круглые жучки живут в круглом домике, овальные жучки в овальном домике.
Божья коровка – это жук, ее не надо бояться, она не приносит вред.
Муз.рук. А сейчас мы с вами поиграем, как жучки полетаем.
Подвижная игра “Жук”
Вот какие мы молодцы! Погуляли на цветочной поляке, помогли божьей коровке, а теперь пора домой, в садик. Садимся с вами на автобус.
Дети садятся на стульчики. Поют песенку «Машины»