Конспект урока по русскому языку на тему: Учимся писать слова с двумя корнями.
СТРУКТУРА УРОКА
Дата: 12.11.2014
Предмет: Русский язык
Класс: 3 БУчитель: Михайлова Елена Ивановна
Руководитель практики: Жданова Татьяна Викторовна
Тема: Учимся писать слова с двумя корнями.
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: Научиться писать слова с двумя корнями.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить со способом образования сложных слов (сложением двух основ с помощью соединительных гласных и без них); расширять знания о составе слова; учить писать сложные слова, находить в словах два корня.
Развивающие: развивать умения различать, образовывать и правильно писать слова с двумя корнями;
обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитательные: воспитывать интерес к языку, слову, воспитание самостоятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: совершенствование умений: выделять корни в словах; умение различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
Познавательные УУД: обогащать письменную и устную речь учащихся; развитие умения аккуратно писать слова; развитие мелкой моторики рук: подготовка к письму.
Регулятивные УУД: формируем умение строить свою деятельность: находить нужную информацию на стр. учебника; формируем умение оценивать выполненную работу в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные УУД: формируем умения слушать и понимать учителя и товарищей; совершенствуем умение правильно изъяснять свои мысли.
Личностные результаты: формирование интереса к предметно – исследовательской деятельности, предложенной в учебнике.
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Александровна.
- Сегодня я у вас проведу урок русского языка.
Проверим, все ли необходимое лежит на столе: пенал, дневник, учебник, рабочая тетрадь; сядьте прямо, положите руки на парту.
Слайд
- Ребята, начать наш урок я хотела бы с поговорки: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Как вы её понимаете? Воспринимают и выражают своё отношение
Высказывают свое мнение
(Мы узнаём что – то новое и умнеем.)
2. Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
Оо // ОоЕе // Ее- Ребята, из данных строчек выберите ту, над которой вы хотели поработать. Запишите ее в тетрадь.
Словарная работа.
Яблоко, осина
- Запишите слова, поставьте ударение. Подберите родственные слова и отметьте части слова.
Вариант – к слову осина
Вариант – к слову яблоко
Образец: Осина, осиновый, осинка, подосиновик. Записывают в тетрадь
Выполняют в тетради
На доске 2 учащихся записывают слова и разбирают с комментированием.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
На доске записаны схемы:
- Может ли слово быть без приставки? Корня? Суффикса? Почему?
12109451203960-660401200150 ()
1854200122301000- Можно ли подобрать слово к этой модели? Приведите примеры.
На доске записаны слова: с.100 упр. 1
Пароход, старость, сероватый, самолет, лесоруб, перелесок, мышеловка, пылесос, величайший, гористый, водолаз, землетрясение, садовник.- Назовите слова, в которых два корня?
- Выделите в словах корни и подчеркните букву, которая соединяет эти корни. Кто помнит, как она называется?
- Как вы думаете, какая тема урока?
- Что мы будем изучать сегодня на уроке?
Спишите сложные слова в тетрадь.
Опираясь на примеры слов в тетрадях и в упражнении 2(учебник), сформулируйте правило о том, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы писать,
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Быстро руки вверх подняли –
В стороны, вперед, назад;
Посмотрели вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело. Отвечают
Высказывают свое мнение
Называют слова
Выделяют корни
Подчеркивают соединительную гласную
Записывают слова в тетрадь
4. Первичное закрепление во внешней речи.
Работа по выбору с разным уровнем сложности.
Выполнение упражнения 3 на составление сложных слов или упражнение 2, где нужно вставить пропущенную соединительную гласную.
Упр.3
Снегопад, водопад, ледокол, самолет, домохозяйка, мышеловка, мясорубка, самосвал.
Упр. 2
Пешеход, землетрясение, птицелов, паровоз, мясорубка, овощечистка, путешествие, языковед, снегокат, кораблестроитель, овощерезка, картофелекопалка.Выполняют упражнения
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Составить сложные слова с заданными корнями.
Вариант – вод –
Вариант – сам – Самостоятельно выполняют
(Водолаз, водовоз, водонос, водопад, водопровод)
(Самолет, самосвал, самокат, самовар, самоход)
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
С.102 упр. 4 2абзац, учебник
Выпишите две группы слов:
Слова, в которых безударные гласные можно проверить;
Слова с непроверяемой гласной.На доске записано слово: землетрясение
- Какую букву вы вставите в слово? Докажите. Желтизной, огонь.
Березы, осинок, яблоки, осинник,
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Случайно ли по чистописанию были даны такие гласные буквы?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: с.26 – 27 (Пишем…), словарь м, н Участвуют в обсуждении
Руководитель практики: _________( Жданова Татьяна Викторовна)
Учитель: __________( Михайлова Елена Ивановна)
Оценка: ___________