Математика .Закрепление решения обратных задач. Цель: совершенствование навыков работы над задачей.
Высоцкая Антонина Ивановна
учитель начальных классов
КГУ «Большеизюмовская СШ»
Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
Математика.
Тема: закрепление решения обратных задач.
Цель: совершенствование навыков работы над задачей.
Задачи: совершенствовать навык счёта в пределах 10, закреплять знания состава чисел, Закреплять понятия: задача, части задачи (условие, вопрос, решение, ответ), обратные задачи. Совершенствовать умения составлять и решать тройки обратных задач, закреплять вычислительные умения и навыки. Развивать логическое мышление, внимание, тренировать мыслительную деятельность. Способствовать воспитанию наблюдательности, точности, коммуникативных навыков, умения работать в паре. Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний и способов деятельности. Методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, ИКТ. Дидактическое обеспечение урока: учебники, карточки-опоры к видам задач, презентация «В стране невыученных уроков», элементы картинок для рефлексии, дерево успеха, карточки с заданиями, карточки-итоги.
Ход урока. Оргмомент Проверка наличия на столе учебника, прописи, дневника, пенала. Психологический настрой:
Улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачи и успехов. Тут затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! Актуализация субъективного опыта Сюжет: Мальчик Вова из мультфильма плохо учится и попадает в страну «Невыученных уроков». Королева Двойка дает ему различные задания. Дети помогают их выполнить. 1. Каллиграфическая минутка, устный счет: - работа над показами в тетради: запись цифр 2; вспомните, какая у какой цифры есть похожий элемент «волна»? - составить из этих цифр двузначные числа, заменить придуманные числа суммой разрядных слагаемых. - «превратить» эти числа в круглые десятки; - назвать круглые десятки, меньше 20? Больше 70? Больше 20, но меньше 70. 2. Догадаться, какого числа не хватает тройке чисел: 20, , 70; 20, 70, ; Составить и записать «четверки примеров» на доске и в тетрадях - На что похожи «четверки примеров»? 3. Работа в парах – обсуждение ответов на вопросы – каждому ряду – свои вопросы (Задание 1 Королевы Математики – ответить на вопросы в парах): 1 ряд: Что такое задача? Из каких частей состоит задача? Что такое условие? 2 ряд: Что такое вопрос? Если в рассказе нет вопроса, является ли он задачей? Что такое решение? 3 ряд: На что похожи обратные задачи? Как составить обратную задачу? Где находится подсказка, как правильно записать ответ? От каждого ряда вызываются 3 человека, которые отвечают на вопросы. Выведение темы и цели урока: тренируемся решать тройки задач. - Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать? (Задачи). - Чему будем учиться? (решать обратные задачи) Совершенствование понятий и способов действий 1. Решение задачи по презентации (Задание 2 Королевы Двойки) : Царевну Несмеяну угостили 7 клубничками и 3 вишенками. Сколько всего ягод съела царевна Несмеяна? (1 ребенок у доски выполняет краткую запись, решение и ответ к этой задаче) 2. Составляем обратные задачи (Задание 3 Королевы Двойки). - Что такое обратная задача? (То, что было известным становиться неизвестным. А то, что нужно было найти – стало известным). С помощью краткой записи-опоры составить и решить обратные задачи у доски и тетрадях. а) Царевну Несмеяну угостили 10 ягодами. Из них 7 клубничек и несколько вишенок. Сколько вишенок съела царевна Несмеяна? (у доски) Б) Царевну Несмеяну угостили 10 ягодами. Их них 3 вишенки, а остальные – клубнички. Сколько клубничек съела царевна Несмеяна? (у доски) Первичная проверка и применение новых знаний. 1. Самостоятельная работа (Задание 4 Королевы Двойки): а) составить и решить обратные задачи по данной краткой записи (у каждого ряда – схема-опора к одной из обратных задач) ; Машинок - иг. игрушек Кукол - иг. У каждого ряда – своя схема-опора к обратной задаче. Консультанты проходят по своему ряду. Выбирают правильное решение. Прикрепляют на доску. Консультант проводит защиту своей задачи, сообщает о правильности решения по ряду. Детей, которые правильно выполнили задание – поднять и поздравить. б) резервное задание: стр.193, №2 (сравнение именованных чисел)
Информация о Д/з Стр.194, №3 по рядам: 1 ряд - №3, а) 2 ряд - №3, б) 3 ряд - №3, в) Подведение итогов Подведение итогов идет с опорой на карточки-итоги (по этапам урока) - Над какой темой мы сегодня работали? - В каких заданиях исправляли ошибки? - Какую работу выполнили в парах? - Какие задачи тренировались решать? - Для какой цели использовали цветные карточки? - Зачем мы выполняли всю эту работу на уроке? - Подумайте над тем, как вы поработали на уроке? Рефлексия Дерево успеха: выбрать листочек нужного цвета и прикрепить к дереву успеха: - если вам все понятно и легко удавалось выполнять все задания прикрепить к дереву яблочко; - если были сомнения, но справились – зеленый листочек; - если нужна помощь – желтый листочек.
15