Математика .Закрепление решения обратных задач. Цель: совершенствование навыков работы над задачей.

Высоцкая Антонина Ивановна
учитель начальных классов
КГУ «Большеизюмовская СШ»
Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район





Математика.
Тема: закрепление решения обратных задач.
Цель: совершенствование навыков работы над задачей.
Задачи: совершенствовать навык счёта в пределах 10, закреплять знания состава чисел, Закреплять понятия: задача, части задачи (условие, вопрос, решение, ответ), обратные задачи. Совершенствовать умения составлять и решать тройки обратных задач, закреплять вычислительные умения и навыки. Развивать логическое мышление, внимание, тренировать мыслительную деятельность. Способствовать воспитанию наблюдательности, точности, коммуникативных навыков, умения работать в паре.  Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний и способов деятельности.  Методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, ИКТ.  Дидактическое обеспечение урока: учебники, карточки-опоры к видам задач, презентация «В стране невыученных уроков», элементы картинок для рефлексии, дерево успеха, карточки с заданиями, карточки-итоги. 
Ход урока.  Оргмомент  Проверка наличия на столе учебника, прописи, дневника, пенала.  Психологический настрой:
Улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачи и успехов.  Тут затеи и задачи,  Игры, шутки, все для вас!  Пожелаем всем удачи –  За работу, в добрый час!  Актуализация субъективного опыта  Сюжет: Мальчик Вова из мультфильма плохо учится и попадает в страну «Невыученных уроков». Королева Двойка дает ему различные задания. Дети помогают их выполнить.  1. Каллиграфическая минутка, устный счет:  - работа над показами в тетради: запись цифр 2; вспомните, какая у какой цифры есть похожий элемент «волна»?  - составить из этих цифр двузначные числа, заменить придуманные числа суммой разрядных слагаемых.  - «превратить» эти числа в круглые десятки;  - назвать круглые десятки, меньше 20? Больше 70? Больше 20, но меньше 70.  2. Догадаться, какого числа не хватает тройке чисел: 20, , 70; 20, 70, ;  Составить и записать «четверки примеров» на доске и в тетрадях  - На что похожи «четверки примеров»?  3. Работа в парах – обсуждение ответов на вопросы – каждому ряду – свои вопросы (Задание 1 Королевы Математики – ответить на вопросы в парах):  1 ряд:  Что такое задача?  Из каких частей состоит задача?  Что такое условие?  2 ряд:  Что такое вопрос?  Если в рассказе нет вопроса, является ли он задачей?  Что такое решение?  3 ряд:  На что похожи обратные задачи?  Как составить обратную задачу?  Где находится подсказка, как правильно записать ответ?  От каждого ряда вызываются 3 человека, которые отвечают на вопросы.  Выведение темы и цели урока: тренируемся решать тройки задач.  - Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать? (Задачи).  - Чему будем учиться? (решать обратные задачи)  Совершенствование понятий и способов действий  1. Решение задачи по презентации (Задание 2 Королевы Двойки) :  Царевну Несмеяну угостили 7 клубничками и  3 вишенками. Сколько всего ягод съела царевна Несмеяна? (1 ребенок у доски выполняет краткую запись, решение и ответ к этой задаче)  2. Составляем обратные задачи (Задание 3 Королевы Двойки).  - Что такое обратная задача? (То, что было известным становиться неизвестным. А то, что нужно было найти – стало известным).  С помощью краткой записи-опоры составить и решить обратные задачи у доски и тетрадях.  а) Царевну Несмеяну угостили 10 ягодами. Из них 7 клубничек и несколько вишенок. Сколько вишенок съела царевна Несмеяна? (у доски)  Б) Царевну Несмеяну угостили 10 ягодами. Их них 3 вишенки, а остальные – клубнички. Сколько клубничек съела царевна Несмеяна? (у доски)  Первичная проверка и применение новых знаний.  1. Самостоятельная работа (Задание 4 Королевы Двойки):  а) составить и решить обратные задачи по данной краткой записи (у каждого ряда – схема-опора к одной из обратных задач) ;  Машинок - иг.  игрушек  Кукол - иг.  У каждого ряда – своя схема-опора к обратной задаче. Консультанты проходят по своему ряду. Выбирают правильное решение. Прикрепляют на доску. Консультант проводит защиту своей задачи, сообщает о правильности решения по ряду. Детей, которые правильно выполнили задание – поднять и поздравить.  б) резервное задание:  стр.193, №2 (сравнение именованных чисел) 
Информация о Д/з  Стр.194, №3 по рядам:  1 ряд - №3, а) 2 ряд - №3, б) 3 ряд - №3, в)  Подведение итогов  Подведение итогов идет с опорой на карточки-итоги (по этапам урока)  - Над какой темой мы сегодня работали?  - В каких заданиях исправляли ошибки?  - Какую работу выполнили в парах?  - Какие задачи тренировались решать?  - Для какой цели использовали цветные карточки?  - Зачем мы выполняли всю эту работу на уроке?  - Подумайте над тем, как вы поработали на уроке?  Рефлексия  Дерево успеха: выбрать листочек нужного цвета и прикрепить к дереву успеха:  - если вам все понятно и легко удавалось выполнять все задания прикрепить к дереву яблочко;  - если были сомнения, но справились – зеленый листочек;  - если нужна помощь – желтый листочек.














15